Индивидуальная адаптированная программа по литературе для учащегося 9 класса с ОВЗ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4
городского округа « Город Йошкар-Ола»
Индивидуальная образовательная программа
по литературе для учащегося 9 а класса с ОВЗ
Янаева Андрея
на 2016-2017 учебный год
Разработчик: учитель русского
языка и литературы
Наталья Викторовна Баженова
Йошкар-Ола
2016
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа по литературе для Янаева Андрея Александровича, учащегося 9 а класса МКОУ «Вечерняя школа № 4 г. Йошкар-Олы», разработана на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, адаптированной рабочей программы по литературе для учащихся 7-9 классов с ОВЗ МКОУ «Вечерняя школа № 4 г. Йошкар-Олы», рассмотренной на МО гуманитарных дисциплин (протокол от 15.01.2016 № 3).
Индивидуальная образовательная составлена с учетом уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья Андрея (у подростка смешанные расстройства школьных навыков, задержка психического развития). Янаев Андрей испытывает затруднения при чтении, не может выделить главное в информации, анализировать, обобщать, систематизировать информацию, обладает неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом. Особенности памяти, низкий уровень развития восприятия художественного произведения, основных мыслительных процессов Андрея требует большего времени для осознания изучаемого материала.
Цель данной программы - использование процесса обучения литературы для повышения уровня общего развития учащегося с задержкой психического развития, коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств подростка.
Задача индивидуальной образовательной программы состоит:
в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
в определении цели и задач образования учащегося с ЗПР независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
-в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности;
-в реализации коррекционной психолого - педагогической помощи учащемуся сограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.
Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные знания, умения и навыки Янаева Андрея. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Значительное место отводится чтению и анализу художественных текстов произведений.
Учитывая особенности Янаева Андрея, как учащегося ЗПР, в ознакомительном плане изучаются следующие темы и разделы:
1.Из древнерусской литературы
2.Из русской литературы 18 века
З.Из русской литературы 19 века
4.Из русской литературы 20 века
5.Зарубежная литература
Ввиду психофизических особенностей Янаева Андрея проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса, развитие мыслительной деятельности и познавательной активности подростка;
- формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях;
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение;
- совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
- развитие памяти, внимания, связной речи.
Содержание тем учебного курса «Литература 9 класс(102ч)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (11ч)
Характеристика русской литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего «Памятник». Мысль о бессмертии поэта.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза» Сентиментализм. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (54ч)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Общая характеристика литературы 19 века. Романтизм и реализм.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Фамусовская Москва в комедии. Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»).
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Моцарт и Сальери» Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Образ поэта- пророка. Любовная лирика поэта. Герой нашего времени». Обзор содержания. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» .Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэзия второй половины 19 века. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Проза второй половины 19 века.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (24ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Из русской прозы XX века:
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Из русской поэзии XX века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения из раннего творчества поэта по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков. Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий, «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека (обзор).
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (9ч)
Гораций «Памятник»
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен) Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет».
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. «Фауст» (обзор). Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
ИТОГОВЫЙ УPOK( 1ч)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
№ Тема урока Планируемые виды деятельности Планируемые виды деятельности
урока дата Коррекционная работа
1 Литература как искусство слова и ее роль вЛитература как искусство слова. Знать основную проблему изучения литературы в 9
духовной жизни человека. Роль литературы в духовной жизни классе. Уметь пересказывать сюжеты прочитанныхчеловека. Национальная произведений, давать характеристику героям.
самобытность русской литературы. Коррекция мышления путём развития умения
проводить сравнительно-сопоставительный анализ
изучаемого материала
Древнерусская литература (2 часа)
2 Литература о Древней Руси. «Слово о полку Обзорная характеристика Знать основные черты и жанры древнерусской
Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы, ее литературы. .. ■
древнерусской литературы.
жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы Коррекция навыков чтения
(исторический характер,этикетность ). История рукописи. V:'
3 Художественные особенности «Слова о Исторические справки о князьях- Знать историю открытия, историческую основу и
полку Игореве». Содержание, жанр, система героях «Слова...» и описываемых сюжет «Слова». ";:..
образов, язык событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора. Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.
Литература XVIII века - 11 часов
4 Общая характеристика русской литература Понятие о классицизме. Истоки Знать причины быстрого развития России в 18 веке,
18 века. Классицизм. классицизма, его характерныетеоретическое понятие классицизм
черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века 5 Пьеса эпохи классицизма. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». «Мещанин во дворянстве». Коррекция умения выразительно читать произведение
по ролям
6 М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове — реформаторе русского языка и системы стихосложения Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, теорию «трех штилей». Коррекция составлять конспект
7 «Ода на день восшествия на престол... Елизаветы Петровны 1847г». Прославление Родины, науки М.В.Ломоносов. «Ода па день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. Знать и понимать идейно - художественный смысл произведения, находить тропы в тексте оды, объяснять смысл устаревших слов. Находить черты классицизма в произведении.
Коррекция памяти, выразительного чтения наизусть
8 Г.Р.Державин. Судьба и поэзия. «Властителям и судиям» «Властителям и судиям» Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи. Коррекция выразительного чтения
9 Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.
Державина. «Памятник» Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии. Коррекция выразительного чтения
10 А.М.Радищев - гражданин, патриот, писатель. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву» Слово об А.Н.Радищеве - философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву» Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Радищева, особенности жанра путешествия
Анализ глав
Коррекция умения составлять конспект, анализировать
главы
11 Жанр, особенности повествования «Путешествия из Петербурга в Москву» Обличение произвола и беззакония» Знать особенности жанра путешествия.
12 Н.М.Карамзин. Слово о поэте и историке. Понятие о сентиментализме Слово о Н.М.Карамзине- писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве.
13 Внимание писателя к внутренней жизни
человека «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза»
Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы
14 Итоговый урок. Литература 18 века в восприятии современного читателя.
Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений).
2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений). Знать сюжеты и героев произведений 18 века
Уметь раскрывать тему высказывания, аргументировать свою точку зрения
Литература XIX века (54 часа)
15 Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика Понятие о романтизме и реализме. Знать теоретические понятия романтизм, реализм,
народность, гражданственность
Коррекция развития мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать
В.А. Жуковскнй (2 часа)
16 Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость...»
Личность, истоки поэзии В.Л.Жуковского. Слово о В.А.Жуковском - великом поэте и переводчике В.А.Жуковский — зачинатель русского романтизма. «Море». Возможности поэтического языка. Отношение романтика кЗнать теоретическое понятие романтизм.
Уметь анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности.
слову. Обучение анализу лирического стихотворения Коррекция выразительного чтения и анализа
стихотворения
17 Особенности жанра баллады «Светлана». Нравственный мир героини. Язык баллады. Баллады в творчестве В.А.Жуковского.. Пространство и
время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. Знать понятие баллада, особенности жанра Уметь анализировать произведение
А.С.Грибоедов (9 часов) 18 А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Слово об А.С. Грибоедове - поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя. Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности.
Уметь давать общую характеристику творчества.
19 Комедия «Горе от ума». Замысел, композиция, комментированное чтение 1 действия комедии. Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. Знать сюжет комедии, персонажей.
Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества.
20 21 Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира в комедии Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова — общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещенияЗнать и понимать суть конфликта в пьесе.
Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества.
22 Чацкий в системе образов комедии «Горе отума» Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии.
Умел, характеризовать героя и его поступки.
остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчании23 24 Общечеловеческое звучание образов персонажей . Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «.высокой» комедии, преодоление канонов классицизма Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие
слова
Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов
25 «Мильон терзаний» И.Гончарова. Комедия «Горе от ума» в оценке критики. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о
комедии А.С. Грибоедова. И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Уметь составлять тезисный план. Коррекция умения составлять тезисный план и конспект статьи
26 Творческая работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Коррекция умений полноценно воспринимать литературное произведение, связно излагать мысли, развитие речи
А.С.Пушкин (14 часов)
27 А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Слово об А.С.Пущкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина..Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения.
Уметь строить аргументированные высказывания.
28 Лицейская и вольнолюбивая лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.
29 Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти, служения Родине в лирике Пушкина. «К морю», «К Чаадаеву ,«Анчар Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы
Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.
Осуждение деспотизма, бесчеловечности. 30 Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. Тема любви в лирике Л.С.Пушкина. Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры.
Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.
31 Тема поэта и поэзии в лирике Л.С.Пушкина Раздумья о смысле жизни.
Стихотворение «Пророк» -программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии. Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта.
Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения.
32 Контрольная работа по романтической лирике начала XIX пека, лирике А.С.Пушкина. Обучение анализу стихотворения. Уметь применять полученные теоретические знания напрактике.
33 Роман «Евгений Онегин». История создания, замысел, композиция . История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа. Знать историю создания, сюжет и героев романа
Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции.
34 Онегин и Ленский. Типическое и
индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Знать и понимать противоречивость характеров героев
Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам, коррекция умения давать сравнительную характеристику героев
Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе. 35 Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Татьяна— «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. Знать и понимать значение образа Татьяны в романе.
Уметь создавать словесные портреты героев, коррекция умения давать сравнительную характеристику героев
36 Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны. Знать содержание писем Татьяны и Онегина.
Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику.
37 Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности. Уметь прослеживать развитие образа автора в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.
38 «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин». Реализм романа Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов. Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики (Петербург -Москва; Петербург - деревня).
39 Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Знать оценку романа в критике. Коррекция умения конспектировать, определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения.
40 Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Противопоставление образов героев:. Проблема «гения и злодейства». Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию
автора.
М.Ю.Лермонтов- 12часов 41 М.Ю. Лермонтов Жизнь и судьба. Мотивы вольности в лирике поэта .(«Нет, я не Байрон, я другой..,», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).
Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях. «Парус», «И скучно, и грустно...», «Нет, я не Байрон, я другой.,.», «Молитва» Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю Лермонтова, основные мотивы его лирики
Коррекция умения пересказывать, выразительно читать, анализировать стихотворения
42 Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу...» Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно - изобразительные средства в тексте.
43 Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова Любовная лирика Лермонтова Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно -изобразительные средства в тексте.
44 Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно -изобразительные средства в тексте.
45 Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего
литературе. Обзор содержания литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Своеобразие композиции, ее роль е раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя мира героя, роль второстепенных героев
46 Печорин- представитель «портрета поколений». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.
Коррекция умения пересказывать и анализировать эпизоды романа.
47 48 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин как представитель «портрета поколения», «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Коррекция умения пересказывать и анализировать эпизоды романа.
49 Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
V Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Коррекция умения пересказывать и анализировать эпизоды романа
50 Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка- контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви Коррекция умения пересказывать и анализировать эпизоды романа, понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя
51 Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) Знать оценку романа в критике. Коррекция умения конспектировать, определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения.
52 Творческая работа по роману «Герой нашеговремени» Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения
Н.В.Гоголь -6 часов 53 Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы.
Слово о Н.В.Гоголе. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя. Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы. Коррекция умения составлять хронологическую таблицу Коррекция познавательной, сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности
54 Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
■чСистема образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск. Коррекция умения давать характеристику героя по плану. Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали.
55 Губернский город в поэме «Мертвые души» Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города. Знать приемы сатирического изображения .Коррекция умения давать сравнительные характеристики героев.
56 Чичиков как новый герой эпохи я как
антигерой. Чичиков — герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. Знать сюжет поэмы, Коррекция умения давать характеристику героя по плану. Коррекция монологической речи учащегося путем развернутого ответа на вопросы учителя.
57 «Мертвые души» - поэма о величии России. Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». Коррекция умения полноценно воспринимать литературное произведение
58 Творческая работа по поэме «Мертвые души» Написание сочинения, составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом поэмы Коррекция умений полноценно воспринимать литературное произведение, связно излагать мысли, развитие речи
А.Н.Островский-2 часа 59 А.Н.Островский Страницы жизни и творчества «Бедность не порок». Слово об А.Н.Островском -
драматурге, создателе репертуара русского театра. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок» Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Островского, особенность сюжета пьесы.
Коррекция умения выразительно читать пьесу по ролям
60 Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не норок».
Любовь в патриархальном мире ее влияние на героев пьесы. Речевая характеристика Любима Торцова, Любови Гордеевны, Коршунова. Знать сюжет и героев пьесы.
Уметь анализировать эпизоды пьесы, давать характеристику героям
Ф.М.Достоевский (3 часа) 61 Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи» Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Коррекция умения конспектировать, составлять хронологическую таблицу
62 Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе. Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.
63 Роль истории Настеньки в повести «Белые
ночи». Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.
Л.Н.Толстой (1 час) 64 Личность, творчество Л.Н. Толстого «Юность» как часть автобиографическойСлово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографическойЗнать сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, сюжет и героев романа; понимать роль
трилогии Формирование личности героя
повести, его духовный конфликт с окружающей средой трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и валеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев
Коррекция умения анализировать эпизоды прозаического произведения
А.П.Чехов (2 часа) 65 А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Тема маленького человека Слово об А.П.Чехове. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность». Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека».
66 Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе Знать содержание рассказа. Уметь характеризовать героев и их поступки.
67 Подготовка к сочинению-ответу напроблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А. Н.Островского, Ф.М Достоевского, Л.Н.Толстого, Л.П.Чехова). Составление плана, подбор материала Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать
свою точку зрения
68 Эмоциональное богатство русской поэзии 19 века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.Фет Поэзия Некрасова, Тютчева, Фета Коррекция умения анализа стихотворения
Литература XX века (24 часов)
69 Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема ВеликойЗнать произведения русских писателей XX века, влияние исторических событий па литературный процесс.
Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. Коррекция умения работать е учебником
И.А.Бунин (1 часа) 70 И.Бунин .Слово о писателе. Цикл «Темные аллеи». История любви героев Слово об ИА. Бунине. Обзор творчества писателя. История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича. Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета в рассказе. Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно— изобразительные средства в тексте.
М.А.Булгаков (2 часа) 71 М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество
Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально — философской сатиры.
Коррекция умения анализировать произведение
72 Поэтика Булгакова-сатирика. Смысл названия. Гротеск, его роль в повести
Поэтика повести. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных, деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть Знать нравственную проблематику и сатирический пафос пьесы, роль речевых характеристик героев.
Коррекция умения давать речевую характеристику героям
Русская поэзия Серебряного века-9 часов 73 Русская поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века. Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения
74 Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Л.А.Блока. Слово об А.А.Блоке, Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить...». Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока. Понятие о символах. Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
75 Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Слово о С.А.Есенине. Россия -главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина .Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения
Уметь выразительно читать и анализировать
стихотворение
76 Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая...» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Знать и понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
77 Слово о поэте. В.Маяковский, новаторство поэзии Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
М.И. Цветаева (2 часа) 78 М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о Слово о М.И. Цветаевой. Мотивы и Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.
поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии
Цветаевой настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...». Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.
79 Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта Знать и понимать своеобразие лирической героини
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
А.А.Ахматова (2 часа) 80 Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
81 Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой. Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве Л.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворении. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
Н.АЗаболоцкий (1 час) 82 Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики.».Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого.
Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
М.А.Шолохов (2 часа) 83 Рассказ М.А.Шолохова. «Судьба человека». Образ главного героя Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно - художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы
Коррекция умения характеризовать героя по плану
84 Композиция рассказа «Судьба человека».
Особенности композиции. Противопоставление жизни и смерти, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. Уметь выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки
Б.Л.Пастернак (1 час) 85 Философская глубина лирики Пастернака Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...» Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
А.Т.Твардовский (2 часа) 86 Раздумья о Родине и природе в лирике Слово об А.Т.Твардовском. Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского.
А.Т.Твардовского. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем». Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение
87 Стихи о войне. «Я убит подо Ржевом» Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом...», Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины...» Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно - изобразительные средства в тексте
88 Творчество М. ДжалиляСлово о поте. Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно — изобразительные средства в тексте
89 «Музыка поэзии» Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса Песни и романсы на стихи Н. Некрасова «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинского «Доченьки»; Н. Заболоцкого. «В этой роще березовой...». Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно - изобразительные средства в тексте
90 Зачет по русской лирике 20 века А.И.Солженицын (2 часа) 91 Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе Коррекция умения анализировать произведение,
пересказывать эпизод
92 Образ праведницы в рассказе «Матренин
двор». Прототип образа Матрены -характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. Коррекция умения давать характеристику героя
Из зарубежной литературы - 9часов
93 Гораций. Слово о поэте. «Памятник» Слово о Горации. Три «Памятника» в литературе Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно - изобразительные средства в тексте
94 «Божественная комедия» Данте Алигьери. Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа. Знать исторические реалии времени Данте, Множественность смыслов «Божественной комедии»
95 96 97 У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Обзор содержания. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Слово об У.Шекспире, Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.
Уметь выразительно читать текст но ролям, анализировать эпизоды трагедии
произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы 98
99 100 Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия . Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Идейный смысл трагедии .Трагизм любви Фауста и ГретхенСлово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки
101 Защита проектов по зарубежной литературе Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. Знать содержание и героев прочитанных произведений
102 Итоговый урок
Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения. Уметь строить развернутые высказывания на основе
прочитанного текста.