Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО Заместитель директора Директор школы:
Учителей социально- школы по УВР _________ Тулиёв В.И.
гуманитарного цикла ________ Лагутина С.А. Приказ № ____ от
Протокол № 1 от «25» августа 2014 г. «25» августа 2014 г.
«25» августа 2014 г.
Руководитель МО
________ Лагутина Л.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Немецкий язык»
(второй иностранный язык)
5 класс
Базовый уровень
Разработана учителем иностранного языка
Азаровой Валентиной Александровной
первая квалификационная категория
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку (как второму иностранному языку) для 5 класса составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010.
3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений. 4.Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Дмитриева» на 2014 - 2015 учебный год.
5. Примерной Программы основного общего образования по немецкому языку
6. Авторской программы по немецкому языку общеобразовательных учреждений для 5-9 классов (авторы М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман).- М: «Просвещение», 2012 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта (УМК) для 5 класса, который состоит из:
Аверин М. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013;
Рабочая тетрадь к УМК. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений . – М.: Просвещение, 2013;
Аудиоприложение на CD(mp3)к учебнику, Москва, «Просвещение», 2013г.;
Книги для учителя (автора Аверина М. и др., Москва, «Просвещение», 2014г.).
В программе нашли отражение тенденции в развитии общего образования на его первой ступени, которые закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и прежде всего следующие:
личностно ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
значительно больше внимания развитию уже в начальной школе общеучебных умений и универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса — в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план, Примерные программы по немецкому языку как второму иностранному языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. При создании настоящей программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
меньшее количество выделяемых на него учебных часов (2 часа, а не 3 часа, как на первый иностранный язык на средней ступени обучения);
более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:
изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе;
возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.
При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям. Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся.
Цели курса
Изучение второго иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;
социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала изучаемого иностранного языка:
формирование у учащихся потребности изучения и овладения иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности личности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию междулюдьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Цели рабочей программы
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцамихудожественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма). Основная цель обучения немецкому языку в 5 классе—развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса ко всё ещё очень скупой страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определённой мере ценностных ориентаций и творческого потенциала.
Описание места предмета в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в средней школе (5 класс) общеобразовательных учреждений: 68 часов из расчета 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности
Детям представляется возможность научиться:
Говорение:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной интересующей информации, чтении;
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации, письменной речи; заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Аудирование
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной интересующей информации; чтении;
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации; письменной речи;
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Социокультурные знания и умения
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; артиклей, существительных, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения всвоей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым Собеседником жестам и мимике;использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Содержание курса
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык».
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Учебно - тематический план
5 класс
иностранный язык (второй - немецкий)

п/п Раздел Тема раздела Кол-во
часов Из них
Изуч.нового,
закрепление Форма
контроля
1 I Знакомство 9 9 2 II Мой класс 9 8 промежуточный
3 III Животные 11 10 промежуточный
4 IV Мой день в школе 8 8 5 V Хобби 10 9 промежуточный
6 VI Моя семья 10 10 7 VII Сколько это стоит? 11 10 итоговый
Итого 68 64 4
Планируемые результаты освоения программы по
немецкому языку
5 класс
Тема Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Знакомство приветствовать людей;
представляться и говорить, где живут;
произносить имя по буквам; различая на слух;
адекватно произносить все звуки немецкого языка;
соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
заполнять анкету по образцу;
говорить, что они любят;
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания;
Употреблять глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице и вежливой форме.
читать и писать по образцу сообщения в чате;
познакомится с достопримечательностями и формулами приветствия немецкоязычных стран. Вести этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствовать, прощаться, узнать, как дела, знакомиться, расспрашивать о возрасте).
Читать и писать сообщения в чате.
Говорить о себе, употребляя глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице и вежливой форме;
заполнять анкету.
Мой класс Вести диалог-расспрос (о том, какие школьные предметы нравятся, какие нет).
• Рассказывать о своём друге/своей подруге, используя РО
• Оперировать активной лексикой в процессе общения.
• Воспроизводить наизусть тексты рифмовок.
• Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни.
• Вербально или невербально реагировать на услышанное.
• Понимать на слух и произносить цифры и группы цифр.
• Называть телефонные номера.
• Произносить имена и фамилии по буквам.
• Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.
• Писать небольшой рассказ о себе, своём друге/своей подруге с опорой на образец.
• Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
• Употреблять спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях,
определённые и неопределённые артикли в ед. числе, притяжательные местоимения mein, dein,
числительные (количественные от 1 до 1000). Писать небольшой рассказ о себе, своём друге/своей подруге
Рассказывать о своём друге/своей подруге.
Животные Вести диалог-расспрос о животных.
Рассказывать о своих животных с опорой на образец.
Оперировать активной лексикой в процессе общения.
Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты, аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.
Писать небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они умеют делать, с опорой на образец.
Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях.
Проводить интервью о любимых животных и сообщения на основе собранного материала.
Употреблять винительный падеж и множественное число существительных, вопросы без вопросительного слова • Рассказывать о своих животных
• Свободно оперировать активной лексикой в процессе общения.
• Писать небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они умеют делать.
• Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом.
• Проводить интервью о любимых животных и сообщения
Мой день в школе • Рассказывать о себе, включая информацию о школьных уроках, с указанием времени.
• Оперировать активной лексикой в процессе общения.
• Писать электронное письмо о себе по образцу.
• Читать, понимать и составлять своё расписание уроков с указанием дней недели и времени.
• Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию.
• Соблюдать правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом.
• Употреблять предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги.
• Рассказывать о распорядке дня. Писать электронное письмо о себе.
Рассказывать о распорядке дня, употребляя предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги; запрашивать необходимую информацию.
Хобби говорить о о своём хобби, о том, что умеют и не умеют делать; договариваться о встрече;
говорить, что они умеют, а что нет;
понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников
читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением;
употреблять глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию;
спрашивать разрешения, используя модальные глаголы; читать статистические данные. • Рассказывать и вести диалоги о своём хобби, оперировать активной лексикой в процессе общения, соблюдая рамочную конструкцию;
спрашивать разрешения, используя модальные глаголы;
описывать статистические данные.
Моя семья описывать картинки;
читать и понимать небольшие тексты о семье;
рассказывать о семье;
говорить о профессиях.
ведут диалоги о семье, составляют мини-диалоги по образцу;
употреблять притяжательные местоимения;
читать статистическую информацию.
понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. • Рассказывать о своей семье, используя, в том числе и названия профессий.
• Составлять и вести диалоги о семье
• Читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением.
• Читать и описывать статистическую информацию.
Сколько это стоит Вести диалоги на основе изученного языкового материала (называют цену, спрашивают, сколько стоит, говорят, что нравится, что нет, что бы они хотели купить, говорят о деньгах на карманные расходы).
Знакомиться с немецкой традицией составления списка подарков ко дню рождения и писать аналогичные списки.
Читать тексты и находить запрашиваемую информацию.
Читать тексты с полным пониманием, используя словарь. • Обсуждать подарки друзьям ко Дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей.
Читать тексты с полным пониманием
Календарно-тематическое планирование
№ п/п № урока в теме Название раздела, темы Дата проведения
План Факт
Знакомство. (9 часов)
1 1 Знакомство. Приветствие. Чтение буквосочетаний. 2 2 Основные правила чтения букв и сочетаний. 3 3 Города немецкоязычных стран 4 4 Алфавит немецкого языка. 5 5 Личные местоимения. 6 6 Вопросы с вопросительным словом. 7 7 Спряжение глаголов. 8 8 Порядок слов в немецком предложении. 9 9 Интонация простого предложения. Мой класс (9 часов)
10 1 Числительные от 1 до 20. 11 2 Числительные от20 до1000.
Телефонные номера 12 3 Повторение числительных. Мы говорим о друге. 13 4 Определенный и неопределенный артикли.
Лексика по теме: «Школьные принадлежности». 14 5 Повторение лексики. Притяжательные местоимения 15 6 Школьные предметы. Предлоги in, auf 16 7 Повторение лексического и грамматического материала. 17 8 Контрольная работа №1 по темам: «Знакомство. Мой класс». 18 9 Внеклассное чтение. Животные (11 часов)
19 1 Ознакомление с лексикой по теме: «Животные». 20 2 Повторение лексики. Описание животных. 21 3 Названия цветов. 22 4 Вопросительные предложения. Повторение лексики. 23 5 Винительный падеж имён существительных. 24 6 Множественное число имён существительных 25 7 Названия континентов и частей света. 26 8 Словарное ударение. Спряжение глаголов. 27 9 Контрольная работа №2 по теме: «Животные». 28 10 Работа с рабочими тетрадями. Праздники в Германии. 29 11 Обобщающее повторение изученного материала. Мой день в школе (8 часов)
30 1 Мой день в школе. Дни недели. 31 2 Дни недели и время суток 32 3 Составление сообщения по теме: «Мой распорядок дня». 33 4 Мой рабочий день. Поговорим о времени. 34 5 Поговорим о времени. Предлоги um, von … bis. 35 6 Расписание уроков. 36 7 Типы немецких школ. Любимые предметы. 37 8 Электронное письмо о школе. Работа над чтением. Хобби (10 часов)
38 1 Ознакомление с лексикой по теме: «Хобби». 39 2 Глаголы с изменяемой корневой гласной. Повторение лексики. 40 3 Модальный глагол können. 41 4 Глаголы с отделяемой приставкой. 42 5 Порядок слов: рамочная конструкция. 43 6 Занятия в свободное время 44 7 Чтение текстов 45 8 Развитие навыков диалогической речи 46 9 Словарное ударение. Повторение изученной лексики. 47 10 Контрольная работа №3 по теме: «Хобби». Моя семья (10 часов)
48 1 Введение лексики по теме: « Моя семья». 49 2 Контроль усвоения лексики. Описание картинки 50 3 Рассказ о семье. Родственные связи 51 4 Профессии. 52 5 Профессии мужского и женского рода. 53 6 Притяжательные местоимения sein, ihr, unse.r 54 7 Словообразование. 55 8 Произношение окончаний –er, -e. 56 9 Семьи в Германии и России. 57 10 Повторение лексического и грамматического материала по теме: «Моя семья». Сколько это стоит? (11 часов)
58 1 Введение лексики по теме: «Покупки». 59 2 Контроль усвоения лексики по теме: «Покупки». 60 3 Покупки. Называем цену. 61 4 Чтение с извлечением информации. 62 5 Карманные деньги. 63 6 Дифтонги. 64 7 Повторение лексического и грамматического материала. Подготовка к к/р. 65 8 Итоговая контрольная работа. 66 9 Работа над ошибками 67 10 Большая перемена. 68 11 Обобщающее повторение. Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа обеспечивается компонентами УМК М.М.Аверина «Горизонты>» для 5 класса (Москва, «Просвещение» 2011 г.)
• Учебник для 5 класса состоит из семи глав, страноведческих блоков, «Маленькой перемены> и <Большой перемены», а также немецко-русского словаря.
С помощью красочного коллажа на титульной странице каждой главы происходит введение в тему. На страницах учебника расположены тексты, диалоги и упражнения, направленные на развитие всех четырёх языковых компетенций: говорения, письма, чтения и аудирования. В соответствии с правилами составления европейского языкового портфеля учащиеся регулярно собирают информацию о себе и собственных достижениях. Особое внимание уделено страноведению. В рубрике "Land und Leute" представлена информация о немецкоязычных странах. Рубрика "Denk nach " содержит пояснения грамматического материала. Учащиеся должны осмыслить и логически продолжить или закончить грамматическое правило. А проверить себя учащиеся могут по рубрике "Grammatik: kurz uпd bündig". Главы
<< Маленькая перемена>> и « Большая перемена» соответственно после 3-й и 7-й глав предназначены для повторения пройденного материала в игровой форме. Словарь в конце учебника содержит все лексические единицы активного словаря.
Рабочая тетрадь соотносится с учебным материалом учебника и содержит задания, nомогающие школьникам
овладеть техникой чтения и письма, лексикой и речевыми образцами, содержащимися в учебнике. Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий игрового и творческого характера, например: инсценировка диалогов, составление аналогичных, разгадывание кроссвордов и т. д., а также заданий, рассчитанных на обучение nрименению nолученных знаний в жизни, например: рассказать о себе, своей семье и т. д., ключи к контрольным заданиям.
• Аудиоприложение на CD является неотъемлемой частью
УМК «Горизонты». Оно содержит: диалоги и тренировочные
задания к ним; задания по развитию навыков устной речи; задания на развитие навыков аудирования; задания по развитию произно-
сительных навыков; заnиси песен и рифмовок; контрольные задания к каждой главе и задания итогового контроля.
• Контрольные задания для 5-9 классов являются неотъемлемым компонентом УМК << Горизонты>> и
содержат материалы для письменного контроля учащихся, который учитель проводит после прохождения каждой главы учебника, а также материалы для итогового контроля учащихся в конце учебного года. Контролъные задания чётко структурированы и охватывают все виды речевой деятельности.
• Книrа для учителя является одним из важных комnонентов УМК «Горизонты». Она содержит подробную
характеристику содержания и структуры УМК, раздел , освещающий цели , принципы и технологию обучения немецкому языку как второму иностранному, а также методические рекомендации по организации учебного процесса , ключи к заданиям из рабочей тетради , тексты для аудирования .
• Рабочие листы являются не обязательным, но очень полезным дополнением к материалам учебника и рабочей тетради. Они
учитывают психологические и возрастные особенности учащихся, их потребность в визуализации учебного процесса. Рабочие листы предпо-лагается использовать как на уроке, так и при домашней подготовке. При необходимости учитель распечатывает нужное количество экземп-
ляров рабочего листа и раздаёт их учащимся с последующим объяснением, как с ними работать.
Литература для учителя
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы./М.М. Аверин и др. –М.: Просвещение, 2011.
Немецкий язык. 6 класс./М.Аверин, Ф. Джин и др.-М.: Просвещение: Cornelsen, 2012.
Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
«Горизонты (5 — 9 классы)» Книга для учителя. /М. М. Аверина и др. - М.: Просвещение, 2011.
Тесты немецкий язык. Дрофа Москва 2012
6.Тесты по немецкому языку Е.В.Дьяконова, Р.Х.Жарова Экзамен Москва 2010
7. Аудиокурс к учебнику немецкого языка «Немецкий язык, 6 класс. М.М.Аверин»
Литература для учащегося
Немецкий язык. 5 класс./М.Аверин, Ф. Джин и др.-М.: Просвещение: Cornelsen, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику «Немецкий язык. 5 класс./М.Аверин, Ф. Джин и др.»-М.: Просвещение: Cornelsen, 2012.
Немецко - русские и русско - немецкие словари.
Мультимедийные средства обучения
• Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты» http://www.prosv.ru/umk/horizonteФормы, технологии и средства реализации рабочей программы
№ п/п Формы Средства Технологии
1 Комбинированные уроки Алфавит
(карточки с буквосочетаниями) Игровые технологии
2 Уроки применения знаний и умений Компьютерные презентации Модульные
3 Уроки-путешествия Карты Здоровьесберегающие
4 Уроки-презентации Карточки Информационно-коммуникативные
5 Уроки-конкурсы Грамматические таблицы Методы проектов
6 Устные журналы Компьютер Разноуровневое обучение
7 Самостоятельные работы Проектор Проблемное обучение
8 Зачеты Диски
(Аудиозаписи)
Обучение в сотрудничестве
9 Круглые столы Раздаточный материал 10 Дискуссии Интерактивная доска