Конспект урока на тему Не с прилагательными (6 класс)
Тема "НЕ с прилагательными» 6 класс
Цели урока:
Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи урока: Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе; формировать правильное отношение к слову.Планируемые результаты:Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, учебник, карточки.
Структура урока:
Организационный этап
Повторение пройденного материала, подготовка к ОГЭ
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
Первичное закрепление во внешней речи
Физкультминутка
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
Информация о домашнем задании (комментирование).
Творческая работа (если останется время)
Ход урока.
1. Организационный момент (учитель контролирует готовность учащихся к уроку) Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Помощниками пусть будут внимание, находчивость, смекалка и память. Желаю всем удачи!
Начнем урок с повторения изученного. Какую часть речи вы изучаете более подробно? (Имя прилагательное) Чтобы проверить, как вы усвоили ранее изученный материал, я попрошу вас поработать в парах. Раздаю карточки с заданиями, вы вспоминаете теорию, обсуждаете, составляете предложение; если кто-то выполнит раньше – поднимает руку; через 2 минутки отвечаете. (Кто раньше закончит, задание: укажите синтаксическую роль прилагательного в вашем предложении, также укажите род, число, падеж)
- Выборочная проверка: пара отвечает, остальные внимательно слушают, если есть неточность в ответе – исправляем, либо дополняем. Отвечает 1 ряд 2 парта(Спасибо); 2 ряд 3 парта(спасибо); 3 ряд 5 парта (спасибо)
- Открываем рабочие тетради, оценим свою работу: если ваш ответ в паре совпал с ответом отвечающих – ставим на полях карандашом +; если ответ был неполным – ставим галочку \/; Запишем число, классная работа2. Орфографическая разминка Мы должны подготовиться к ОГЭ, практически на каждом уроке необходимо выполнять задания, с которыми вы встретитесь на экзамене. Предлагаю повторить средства выразительности. Перед нами отрывок из стихотворения Р. Миннуллина; Маша, прочти нам его выразительно. Знаком ли вам этот автор? ( да, поэт, писатель, депутат, его произведения посвящены детям, родному краю)
-Кто уже видит в отрывке выразительные средства, поднимает руку, называет их. Молодцы. В тетради ставим цифру один, через запятую записываем словосочетания: 1) Дивная простота, садик в солнце утопает, картина не исчезает (эпитет, метафора, олицетворение) Почему – не исчезает – написано раздельно? (не с глаголом) В чем необычность предложений из последней строки? (Односоставные, нераспространенные) Это тоже средство выразительности (Например, у Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…) - Для чего поэт использует выразительные средства? (чтобы передать свои чувства – любовь к родному краю, заинтересовать читателя) - С новой строчки ставим цифру 2) Замените словосочетание «деревянный дом», построенное по схеме прил.+сущ., синонимичным словосочетанием по схеме сущ.+сущ.; «мамина шуба», «за школьной дверью» ; (сначала устно, последний синоним записываем) Замените словосочетание «дверь в кухню», построенное по схеме сущ.+сущ., синонимичным по схеме прил.+сущ.; «лучи солнца», «на берегу моря» (устно работаем, последний пример записываем 3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Словарный диктант. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях записывают) Ненастье; не друг, а враг; ненавидеть; не работает; не заяц; неправда; не пришел. Проверяем. Какие орфограммы мы повторили? ( Не с глаголом и Не с существительными) Самооценка (+; \/)- Кто вспомнит правило и напомнит нам, как нужно писать не с глаголами? (Раздельно, кроме случаев, когда слово не употребляется без НЕ); Не с существительными? (Раздельно, когда есть противопоставление с союзом а; также при полном отрицании)
- Предлагаю добавить еще одно слово: НЕВЕСЕЛЫЙ Почему слово вызвало затруднения? (прилагательное невеселый) Достаточно ли у нас знаний по данной орфограмме?
4. Постановка учебной задачи. Помогите мне сформулировать тему нашего урока ( «Не с прилагательными» - запишем в тетрадь) - Какую цель можем поставить перед собой на уроке? (научиться правильно писать не с прилагательными). - Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? 1. Выяснить, от чего зависит слитное/раздельное написание не с прилагательными. 2. Потренироваться в написании не с прилагательными
5. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. Ребята, давайте отталкиваться от ранее изученного. Мы уже знаем о правописании НЕ с глаголами и существительными. Есть ли в данных правилах общие пункты, совпадения? (ответы детей) Давайте поставим цифру 1) и запишем через запятую слова: 1) Ненавижу, ненастье, ненастный - Испытали ли трудность при написании слова – ненастный? (Нет, слово не употребляется без не );
2) Не правда, а ложь; не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив (Есть противопоставление с союзом а)
- А сейчас открываем учебник на стр.25, самостоятельно с карандашом в руках читаем правило и находим новую для нас информацию
(Обобщаем полученные знания)
3)Нисколько не интересная книга; книга нисколько не интересна;
(Правило для качественных прилагательных, а относительные и притяжательные?)
4) Не деревянный дом; не мамин шарф (пиши раздельно)
- Остались ли вопросы, непонятные моменты?
Предлагаю записать еще два словосочетания с новой строчки: Неглубокая, а рыбная река; неяркая, но дорогая ткань Объясните правописание не с прилагательным (слитно, нет противопоставления)
6. Первичное закрепление
Упражнение 357: 1 ВАРИАНТ: спишите 1,3,4 предложения; 2 ВАРИАНТ: 2, 6, 8 предложения с последующей проверкой. Работаем (Кто выполнит быстрее, поднимает рукуДополнительное задание: синтаксическая роль прилагательных в записанных предложениях)Проверка с комментарием; самооценка (на полях +; \/)Поднимите руку, у кого ни одной ошибки; у кого одна ошибка (спасибо)
У кого все скобки раскрыты неверно? (Нет таких, я рада)
7. Физкультминутка.
Предлагаю отдохнуть с пользой; тихонько встали, спина ровная, плечи расправили: если вы услышите качественное прилагательное – вы тихонько топнете, если относительное или притяжательное – вы тихонько хлопнете в ладоши; глаза закрыли, пусть они тоже отдохнут
Зеленый, старый, мудрый, стеклянный, зимний, огромнейший, лисий
Глазки открыли, друг другу и мне улыбнулись, тихонько сели
Я прочитала фразу французского писателя Франса: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, какую ложку принесем на следующий урок? (Никакую, переносный смысл)
- А что он имел в виду? Вы с ним согласны? (Учиться с удовольствием)
- Давайте с удовольствием продолжим работу.
8. Проверочная работа
Цифровой диктант. На одной строчке пишем слово СЛИТНО:
На второй – РАЗДЕЛЬНО:
Впишите номера словосочетаний. (Если кто-то выполнит работу быстрее: запишите в тетрадь первое слово и подберите к нему антоним; выпишите слово речонка и произведите морфемный разбор)
Проверка по эталону
СЛИТНО: 1 3 4 7 8 РАЗДЕЛЬНО: 2 5 9 (САМООЦЕНКА)
8. Рефлексия (итог урока)
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Удалось ли нам достичь положительного результата? Каким образом?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- А кто не доволен?
Оценка работы класса учителем (ПОСЧИТАЙТЕ + на полях:Четыре – «+» - «5»; Три – «+», одна – «\/» - «4») 9. Домашнее задание Правило на стр.25 выучить; По выбору: «5» - сочини сказку про частицу НЕ (или упр.361 по заданию); «4» - упр. 358; «3» - упр. 360; Выбрали, в дневник записали
10. Творческая работа В начале урока прозвучал отрывок из стихотворения Р.Миннуллина о родном крае.
Вот и я вам хочу предложить составить и записать несколько предложений о нашем крае, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
(Если кто-то не хочет составлять предложения, выполните по заданию упражнение 359)
Кто желает прочитать предложения?
Спасибо за внимание
Приложение
1 ряд
1. Расскажите о качественных прилагательных
2. Составьте предложение с качественным прилагательным
1 ряд
1. Расскажите о качественных прилагательных
2. Составьте предложение с качественным прилагательным
1 ряд
1. Расскажите о качественных прилагательных
2. Составьте предложение с качественным прилагательным
1 ряд
1. Расскажите о качественных прилагательных
2. Составьте предложение с качественным прилагательным
2 ряд
1. Расскажите об относительных прилагательных
2. Составьте предложение с относительным прилагательным
2 ряд
1. Расскажите об относительных прилагательных
2. Составьте предложение с относительным прилагательным
2 ряд
1. Расскажите об относительных прилагательных
2. Составьте предложение с относительным прилагательным
2 ряд
1. Расскажите об относительных прилагательных
2. Составьте предложение с относительным прилагательным
3 ряд
1. Расскажите о притяжательных прилагательных
2. Составьте предложение с притяжательным прилагательным
3 ряд
1. Расскажите о притяжательных прилагательных
2. Составьте предложение с притяжательным прилагательным
3 ряд
1. Расскажите о притяжательных прилагательных
2. Составьте предложение с притяжательным прилагательным
3 ряд
1. Расскажите о притяжательных прилагательных
2. Составьте предложение с притяжательным прилагательным