Конспект урока по окружающему миру на тему:Как лечились наши предки.Человек и его здоровье.
Тема : Как лечились наши предки и современные методы лечения. (презентация)
Цели:
Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения устанавливать социальный контакт, умения общаться с членами команды, умения вести диалог и участвовать в обсуждении темы), навыков совместной деятельности (навыки распределения ролей в команде, кооперации, ответственности за результаты своего труда), развитие способности к самоанализу;
Формирующие: сформировать ценностно – смысловые ориентации уч-ся на примере опыта целительской деятельности на Руси; способов и методов познания, применяемых в технологиях обучения в сотрудничестве;
Воспитательные: воспитание уверенности в собственных силах; толерантного отношение к человеку и природе; способности ответственно относиться к порученному заданию.
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
Регулятивные УУД:
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
Уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
Познавательные УУД:
учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Уметь проводить несложные исследования;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, информационные листы, кроссворды по теме урока, презентация к уроку.
Ход урока
1.Орг. момент. СЛАЙД .
Создание эмоционального настроя.
Я спешу сказать вам - здравствуйте!
Чтоб пожелать вам здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения!
2. Целеполагание
Наш урок я хочу начать с притчи.
Одного мудреца спросили:
- Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?
Подумав, мудрец ответил:
- Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!
-Так, что же делает человека счастливым?
Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда
3. Актуализация знаний.
СЛАЙД . У: - Но, к сожалению, бывает так, что в организме человека какой-то орган дает сбой и человек заболевает. Что делать, если вы уже заболели? К кому мы с вами обращаемся? (Вызвать врача, а если очень плохо ,то «Скорую помощь».)
СЛАЙД . У: - Какие формы лекарственных средств вы знаете? (Таблетки, микстуры, мази, капли, настои.)
Знайте!Нельзя принимать лекарства без разрешения родителей или врача.
Каждый из вас посещает различных врачей по мере необходимости. Сегодня, пожалуй, нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека, поликлиника, кто такой врач. СЛАЙД .
Давайте себе представим , что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек. Интересно, что же делали тогда люди? К кому обращались за помощью? Чем лечились?
-Определите тему нашего занятия? ( Как лечились в старину)
4. Введение нового материала.
У: - Тема нашего урока «Как лечились наши предки». СЛАЙД .
- Определите цели нашего урока ? Что бы вы именно хотели узнать?
СЛАЙД .
В ходе нашего урока мы перелистаем странички нашего прошлого и постараемся расширить свои знания по следующим вопросам (открываются вопросы, размещенные на доске) .
1. Кто и как лечил в старину?
2. «Зеленые лекари».
3. Русская баня.
5. Организация работы в группах.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, в парах.
Давайте вспомним правила учебного сотрудничества.
СЛАЙД .
- Дополните мои высказывания:
Внимательно читать (слушать задание-инструкцию).
Работать так, чтобы не мешать другим.
Выслушивать мнение каждого члена группы (пары).
Пользоваться дополнительной литературой.
Соблюдать отведенное время.
Презентовать выполненную работу.
Соблюдать правило поднятой руки.
На ваших столах лежит информационный лист
Возьмите информационный лист, за 3 минуты ознакомитесь с той информацией, которую он хранит, запомните информацию так, чтобы вы могли поделиться ей с другими товарищами. Приступайте к работе.
Уч-ся знакомятся с информацией. На информационных листах даны тексты, раскрывающие тему занятия.
6. Обмен информацией в группах.
А сейчас вы поработаете в группе. Повернитесь друг к другу, подарите друг другу улыбку. Представьте, что каждый из вас учитель. Задача каждого из вас в течение
1 мин донести полученную информацию своим товарищам в группе так, чтобы всем стало понятно, о чем вы хотите рассказать. Слушать нужно внимательно.
(Обмен информацией)
7. Закрепление полученных знаний .
- Ну, что ж, ребята, а теперь проверим, насколько хорошо у вас получилось донести информацию своим слушателям. Что же вы узнали интересного?
Открываем 1 страничку из нашего прошлого
«Кто и как лечил в старину» с. 61
СЛАЙД .
- Кто же лечил людей в старину? (Знахари)
- Кто такой знахарь? (Людей, знавших лекарственные растения и умевших изготавливать из них лекарства называли знахарями).
- Какой метод лечения был самым важным, применяемым знахарем при лечении? (Сбрызгивание водой)
Без больницы люди жили,
Знахари людей лечили:
От озноба зверобоем,
От зубов – льняным настоем,
От ожогов – бузиной
А от ран – землей родной.
Варят старые знахарки
Из лечебных трав припарки,
Сушат в печке ножки жабьи,
Приговоры знают бабьи.
Набормочут разных слов-
И, глядишь, больной здоров!
Жив – здоров и сам доволен.
Он, видать, и не был болен!
8. Музыкальная физминутка.
9. Продолжение закрепления полученных знаний .
СЛАЙД .
На Руси люди верили в «сглаз», порчу вот и обращались к целителям, знахарям. Лечились травами, святой водой, заговорами. Что из этого признает современная медицина? ( Лечение травами.)
Люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам хорошо знакомы.
2 страничка из прошлого: «Зеленые лекари»
Давайте узнаем их.
Загадки.
О нем говорили: «хорош бы цветочек, да коготок востер» или «стоит древо, древо шемаханское, цветы ангельские, когти дьявольские».
Название этого растения произошло от слова «шип» – колючка.
О каком «Зелёном лекаре» идёт речь? (Шиповник). СЛАЙД .
Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти.
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)
У: И красна, и кисла На болоте росла. ( Клюква)
Клюква, как и все остальные съедобные ягоды, с давних времен была целительным средством для наших предков. Из ягод клюквы наши предки готовили морс и употребляли при различных заболеваниях.
- Как использовали клюкву в лечебных целях наши предки?
Ягоды, морс употребляли при головной боли, высокой температуре. Ягоды, сваренные с мукой, ели при простуде.
Крупные ягоды закладывали в уши от угара в бане. Ягоды клюквы , свежие и переработанные, улучшают работу кишечника и желудка, особенно полезны при пониженной кислотности желудка. Клюквенный сок в смеси со свекольным находит применение при сосудистых спазмах и гипертонии (повышенном давлении). Клюквенный сок и морс применяют при лихорадочных состояниях, при высокой температуре, в качестве жаропонижающего средства.
У: - Скажите, ребята, а где мы сейчас берем лекарственные травы? (Покупаем в аптеках)
У: - Лечение травами – это своего рода наука. Нужно знать, какое растение, от каких болезней помогает, когда и какие его части надо собирать, как правильно засушивать и заваривать, делать настойки.
«Остановитесь» – шепчут растения.
И человек услышал мольбу природы о помощи.
И создал _______ книгу природы. СЛАЙД .
- Как называется эта книга?
-Что записано в Красной книге? (Записаны редкие и исчезающие животные и растения).
(Показ Красной книги РФ)
Красная книга есть и в Ростовской области.
- Какие лекарственные растения Ростовской области занесены в Красную книгу, которые встречаются нам в Мартыновском районе? СЛАЙД .(Чабрец, иван чай, шалфей, )
У: - Но, если уж вам самим когда-нибудь придется заняться сбором лекарственных растений, помните, ребята, о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
У: - Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Что же они считали лучшим лекарством, когда им приходилось заболеть? Чтобы ответить на поставленный вопрос вам необходимо поработать в паре , заполнить кроссворд и найти ключевое слово.
Кроссворд.
Выполнение задания.
Самопроверка по шаблону на доске. СЛАЙД .
- Какое ключевое слово у вас получилось?
- Что обозначает это слово?
Мы
·льня - специальная постройка или помещение, где моются и парятся; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Так что же люди считали лучшим лекарством, когда уже заболели? (Русскую баню)\
Открываем 3 страничку прошлого: «Русская баня» СЛАЙД .
Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения.
У: - Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах. Когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой посудину с квасом. Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах была неудобно, поэтому и стали строить бани на берегах речек и прудов. Как вы думаете почему? (Потому что рядом вода была.)
-Назовите заболевания, которые можно излечить посредством банных процедур?
(Начиная с простуды, кашля, насморка, до лечения нервной системы. Также баня способствует похуданию и нормализации обмена веществ. Незаменимо воздействие пара и при кожных заболеваниях – дерматите.
Наши предки, использовали специальную технику массажа, лечили и различные растяжения, ушибы).
-Что является основой бани? (Основа бани – горячий влажный пар).
СЛАЙД .
-Ну, а что сказать о вениках?
-Какие веники люди берут с собой в баню?
Березовый символ русской бани. Его листья рекордсмены, скорее всех других выгоняют «дурной» пот.
Вслед за ним по популярности – дубовый, смородиновый, веник из крапивы.
Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.
11. Рефлексия.
Игра «Собери пословицы» СЛАЙД .
Здоров будешь- все добудешь.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь- его разум дарит.
Здоровью цены нет.
Здоровому все здорово.
Чему учат нас эти пословицы?
Эти пословицы учат хранить и оберегать наше здоровье.
12. Итог урока.
Много мы сегодня с вами узнали.
Многому научились.
- Какие цели ставили сегодня мы вначале урока? СЛАЙД .
– Удалось ли их решить?
– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Чтобы быть всегда здоровым,Бодрым, стройным и веселымДать совет я вам готова,Как прожить без докторов.Есть вам надо помидоры,Фрукты, овощи, лимоныКашу утром, суп в обед,А на ужин – винегрет.Надо спортом заниматьсяУмываться, закалятьсяИ почаще улыбаться.
- Оцените свою работу на уроке? СЛАЙД .
– Поблагодарим друг друга за активную работу на занятии улыбкой.
- На память о сегодняшнем занятии я хочу, вам подарить солнышко. Пусть это солнышко дарит вам здоровье, удачу, счастье, радость, улыбку.
Спасибо вам за сотрудничество.
СЛАЙД .
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
„ђЗаголовок 115