Сценарий занятия о значимости хлеба в нашей жизни
Первомайский муниципальный район Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей
Областной педагогический фестиваль
«Дополнительное образование: взгляд в будущее»
Номинация: «Образовательная деятельность с применением интерактивных компьютерных технологий»
Тема: «Медиатехнологии на современном занятии»
Занятие по теме:
Путь хлеба к нашему столу
(лепка из солёного теста хлебобулочных изделий)
Разработка и проведение:
Журкина Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДОД
Адрес: 607760, Нижегородская область,
г. Первомайск, ул. Мочалина, д. 1, строение 2
2011/2012 учебный год
Занятие на тему "Путь хлеба к нашему столу"
(лепка из солёного теста хлебобулочных изделий)
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Актуальность занятия: дети должны иметь представление о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил.
Новизна занятия в том, что на занятии ребята не только узнают «путь хлеба к столу», но и сами попробуют свои силы в лепке изделий похожих на хлебобулочные изделия. В процессе занятия дети ищут ответ на проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Материал к занятию: Поговорки, стихи, презентация (Приложение№1), учебный видеофильм (Приложение№2), медиапроектор, видеокамера, раздаточные карточки (Приложение№3,4)
Доска для лепки, стека, солёное тесто, корзинки.
Рекомендации на период подготовки занятия.
Необходимо провести предварительную работу с детьми.
Разучивание стихов для сопровождения презентации.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Подготовить загадки.
Чтение поговорок о хлебе.
Рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (можно провести экскурсию в хлебный магазин).
Необходимо подготовить помощника для работы за компьютером.
Подготовка презентации по теме.
Подготовка учебного видеофильма.
На занятии можно использовать видеокамеру для демонстрации приёмов лепки на экран, но для этого необходимо иметь дополнительную программу карты видеозахвата, в данном случае это Pinnacle Studio.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами слепили корзинку. Чем же мы её наполним? Ответ на этот вопрос я спрятала в загадках.
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый (хлеб) (слайд№3)
Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят,По кусочку все съедят.(Пирог) (слайд№4)
Маленькое, сдобноеКолесо съедобное.(Бублик) (слайд№5)
Состав простой: мука, вода,А получается еда,То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.(Макаронные изделия) (слайд№6)
А отгадка для всех загадок одна – это хлеб и продукты, сделанные из муки. Значит, сегодня мы с вами заполним наши корзинки хлебобулочными продуктами.
Но сначала я расскажу, как хлеб попадает к нам на стол, помогут мне в этом ваши друзья.
Давайте вместе пройдем этот путь.
Педагог: Дорога к хлебу начинается весной. Весной люди подготавливают почву.
Снег растает в поле чистом,Схлынет талая вода - Побежит за трактористомРанним утром борозда. (слайд№7)
Педагог: Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг. Трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. (слайд№8) Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Педагог: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной (слайд№9), а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки) (слайд№10)
Педагог:
Выйдут сеялки потом,Засевать поля зерном.
Педагог: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).Педагог: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. (слайд№11)
В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало
Дождик землю поливал,И росточек подрастал. К свету и теплу тянулся,И красавцем обернулся.
Педагог: Во что же превратилось зернышко?
Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (слайд№12)
Педагог: Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. (слайд№,13,14)
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Ребята, а вы знаете, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
Хлеб созрел,В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнеры Полевые корабли. (слайд№15)
Педагог: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. (слайд№16)
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
Слышен, летом до заката,Гул комбайнов у реки,И везут на элеватор Урожай грузовики. (слайд№17)
Педагог: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (слайд№18)
Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закрома.Поле спит. Оно устало.Приближается зима. (слайд№19)
Педагог: Куда везут зерно с элеватора?
(ответы детей)
Педагог: Правильно, на мельницу. (слайд№20) Отгадайте загадку.
Вот на мельнице пшеница,Здесь такое с ней творится!В оборот её берут, в порошок её сотрут! (слайд№21).
Педагог: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (слайд№22).
Что делают из муки на хлебозаводах или пекарнях? Отгадайте загадку.
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня. (слайд№23)
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (слайд№24)
Педагог: Наконец-то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. (слайд№25)
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
Педагог дополняет:
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест".
Педагог: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют. (слайд№26)
Педагог:
Вот он, каравай душистыйС хрупкой корочкой витой, Вот он мягкий, золотистый,Словно солнцем налитой! (слайд№27)
Педагог: Давайте немного передохнём. Представим себя маленькими зёрнышками.
В землю зернышко попало, (присели)
Прорастать на солнце стало (приподняться)
Дождик землю поливал, (качают руками)И росточек подрастал (ещё приподнимаются)К свету и теплу тянулся (поднимают руки и встают)И красавцем обернулся. (Руки на поясе поворачиваются из стороны в сторону)
Дети садятся.
Педагог: Настало время и нам стать пекарями, сегодня мы изготовим хлебные изделия своими руками (слайд№28).
Ребята! Давайте проверим, готово ли наше рабочее место: (слайд№29)
1. Доска для лепки
2. Стека или карандаш
3. Кусочек солёного теста
4. Сухая тряпочка для вытирания рук
Всегда помните, что во время работы необходимо сидеть прямо, следить за своей осанкой, сидеть нужно на всей плоскости стула.
Начинаем работать все вместе. Следите за последовательностью выполнения на экране и выполняйте вместе со мной, а я буду следить за вашей работой. (слайды№30-34)
Кроме того у вас на столе есть листочки с примером выполнения некоторых изделий (слайд№35) и их внешним видом (слайд№36).
Необходимо разделить кусочек теста на 4(четыре) части.
Из первого кусочка сформируем кирпичик хлеба.
Кирпичик хлеба размещаем на корзинке.
Из второй части сделаем форму батона. Раскатаем эту часть в толстенькую небольшую колбаску.
Сформируем из колбаски небольшой овал с зауженными закруглёнными краями.
При помощи стеки или карандаша сделаем, характерные для нарезного батона углубления.
Помещаем батон на корзинку.
Из оставшихся двух частей лепите то, что вам интересно.
Для подсказки на столах у вас есть карточки последовательности выполнения некоторых форм и иллюстрации самих форм.
Бублики и баранки: раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы).
Крендельки: раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Все вылепленные изделия прикрепляем к корзинке.
Итог занятия
Педагог:
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
Оставляем корзинку на столе для полного просушивания.
На следующем занятии мы раскрасим наши хлебные изделия, поэтому вы должны внимательно рассматривать хлеб и булки, которые будут у вас дома, чтобы правильно подобрать цвета для раскрашивания. (слайд№37)
Рекомендации по ходу ведения занятия
В течение всего занятия нужно следить за настроением детей.
При показе слайдов, подсказывать детям, когда они должны читать стихи, так как место своего выступления они не знают, знают, только, за кем читают своё стихотворение.
При переходе к практической части, возможна демонстрация учебного фильма (см. Приложение№2 ).
Для самостоятельной работы предлагаются раздаточные карточки с последовательностью выполнения и других хлебных изделий. (Приложение№3), а также карточки с изображением хлебных изделий (Приложение№4).
Рекомендации на время подведения итогов занятия
В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет наиболее удачные. Оставляет сушиться корзинки с хлебом, для того, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.
Нужно дать задание ребятам по поиску и заучиванию поговорок о хлебе.
Используемые источники:
Lenagold.ruН.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
Алмазов Б. А. Алмазов, «Наш хлеб», Москва «Детская литература» 1985 год;
Дмитриева Н. Я., «Мы и окружающий мир», Москва, «Учебная литература» 2003 год;
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%B0&rpt=image