Программа внеурочной деятельности Василиса Премудрая





ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Василиса- Премудрая»
Образовательная область ( художественное творчество)


Автор: учитель нач классов
Свиридова Ольга Анатольевна
Возраст детей: 9-12 лет













Содержание

Пояснительная записка ...2-8

Учебный план 8

Учебно-тематический план ...9-10

Содержание общеразвивающей программы11-12

Методическое обеспечение ..12-15

Список литературы для педагога.15

Список литературы для детей .16














Пояснительная записка.

Направленность программы: художественная.
Основой человеческой культуры является общность и единство таких понятий, как: природа-человек-семья. Это единство имеет свою вековую историю, традиции, обряды. Но значительной проблемой дня сегодняшнего является нарушение единства и общности.
Актуальность
В основе комплексной образовательной программы лежит родословное древо Прикладного творчества и народный фольклор. Программа обеспечивает не только образование, но и развитие познавательной активности в области народного творчества, желание воплотить в жизнь полученные знания в дополнительном образовании.
Для того чтобы много знать и уметь, надо учиться с интересом и желанием. Истина всем хорошо известна. А как сделать так, чтобы было интересно? Ребёнок приходит в школу с распахнутыми глазами и с желанием узнавать новое. Задача школы через систему дополнительного образования не только сохранить это желание, но и приумножить его.
Особенность ребенка в том, что он любит творить и исследовать. Значит, надо поддерживать его начинания, проявлять заинтересованность его делом. И лишь тесное сотрудничество с семьёй даёт эффективные результаты в целенаправленном формировании личности ребёнка.
Благодаря многолетнему опыту у каждого народа сложились самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды, украшений. Ручное вязание и шитье известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон веков люди стремятся иметь самую оригинальную эксклюзивную одежду, игрушку, выполненную по индивидуальным эскизам и замыслам с воплощением собственных идей, своего таланта души.
К сожалению, на сегодняшний день существует проблема отсутствия согласованности семьи и школы в вопросах воспитания школьника. Решить ее можно, привлекая ребёнка и родителей к изучению семейных приоритетов, культурных ценностей своего народа и обмену опытом. Когда происходит разрушение внутрисемейных связей и традиций, возникает острая необходимость исследования и возрождения своего генеалогического древа, родовой культуры с целью лучшего осознания себя, своего места в данной цепочке.
В своей деятельности целесообразно опираться на опыт старшего поколения, тем более что именно оно является главным хранителем фамильного наследия.
Новизна  данной программы заключается в  том, что  материал дается на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании  каждой модели игрушки, где воспитанники активно включаются   в процесс создания своих игрушек, это располагает  к формированию творчества и конструкторских умений  каждого ребенка уже на первом году обучения.
В образовательных стандартах второго поколения указывается на то, что развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Для этого необходимо создание атмосферы творческого поиска, когда активизируются мыслительные процессы, появляется глубокая личная заинтересованность в получении нового знания или продукта, создание такой атмосферы, когда возникающие трудности не отвлекают, а лишь провоцируют более вдумчивое творчество.
Педагогическая целесообразность в том, что детям близко прикладное творчество, которое лежит в основе народной культуры. Но учиться прикладному искусству требуется значительное время, да и изучение традиций семьи, страны невозможно в рамках учебной программы, где на изучение истории отводится минимальное количество тем, а знание истории возникновения вековых внутрисемейных традиций поможет лучше понять исторические события страны и мира.
Отличительные особенности данной программы. Традиционной школьный курс «технологии» авторов Т.Геронимус, Роговцевой Н.И. не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах.
Данная образовательная программа дает возможность восполнить пробелы художественно-эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно-прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.
Итак, разрешение возникших проблем может более полноценно реализовать дополнительное образование посредством реализации длительной программы приобщения к семейным традициям на основе изучения особенностей семейной, народной игрушки и особенностей игрушки разных стран и эпох.
Главная идея - это осознание значимости и необходимости сохранения вековых традиций семьи, своего народа через изучение особенностей семейных традиций и народных игрушек разных стран и эпох.
Через реализацию программы в рамках дополнительного образования предлагаю вариант разрешения выявленных проблем, активизируя внутрисемейные отношения, развивая исследовательские навыки, воспитывая патриота своей семьи, гражданина своей страны. Важно разработать такое направление в системе дополнительного образования школьника, которое способствовало бы развитию творчества у ребенка и максимально объединило институты семьи и школы.

Цель программы: Формирование этнографической и эстетической культуры подростков средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать осознанное отношение к значимости народных и семейных традиций .
Воспитывать ценностное отношение к основам семейных традиций и видам народного прикладного творчества.
Развивать познавательную активность к особенностям культуры других стран и уважительное отношение к ней.
Развивающие
Развивать творческие способности ребенка.
Расширять словарный запас через изучения понятий и названий, употребляемых в речи предыдущих поколений,
развивать умение вести диалог;
Развивать исследовательские способности ребенка в процессе создания проекта.
Обучающие
Ознакомить с особенностями быта и культуры жизни народов разных стран на основе изучения истории и изготовления различных игрушек.
Изучить особенности отдельной эпохи нашей страны на основе народных игрушек и народного костюма.
Ознакомить с техникой изготовления объемной игрушки из помпонов.
Научить владеть крючком и спицами в процессе изготовления вязаной игрушки
Научить навыкам шитья в процессе изготовления мягкой игрушки

Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Возраст детей – младший подростковый возраст 11-12 лет.
В младшем подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов, в результате чего возникают определенные профессиональные намерения. Особенностью этого возраста является любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговора, интересные для них. Знания, их глубина и объем в подростковом возрасте становятся существенным критерием в оценке взрослого, своих сверстников и самого себя. Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межличностные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой, – происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Концептуальные основы

Творить - означает созидать, создавать новое. «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это новое какой-нибудь вещью или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке», - так утверждал Л.С. Выготский.
Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:
1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
2. Социальная или личная значимость и прогрессивность;
3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;
4. Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств-знаний, умений, мотивации, творческих способностей);
5. Новизна и оригинальность процесса и результата.
Подросток это ещё ребёнок и он, как все дети, любит играть. Значит, необходимо его возрастные особенности приспособить к новому виду деятельности - к обучению. Учиться лучше в игре. Кукла и любая игрушка является ценным носителем знаний исторический эпохи. Поэтому изучая историю игрушек, можно значительно пополнить знания, освоить исследовательские навыки, расширить зону опосредованного обучения. А изучая историю семейных игрушек, приобщиться к семейным обрядам, традициям, узнать и открыть новые факты из родословной, проникнуться неподдельным уважением к прошлому близких, дорогих людей и стать патриотом семейных традиций. Но дети не любят простого повторения, они стремятся внести своё видение и свои фантазии. Фантазийное включение развивает творчество, мышление, способствует быстрому обучению. Ребёнок становится более любознательным, стремится добиться успеха, проявляет . искреннюю заинтересованность делом. Он лучше замечает малейшие нюансы в работе, новые тенденции, направления. Он может прокладывать новые пути, т. е. можно утверждать о личностном изменении ребёнка, зарождению целеустремлённости в достижении успеха.
Творчество - самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащегося. Но только через практическую деятельность приходит осознание значимости вековых традиций народа, гармоничного развития через единство с природой, окружающей действительностью.

С целью повышения эффективности выполняемой работы на первой ступени программы необходимо изучение родословной, традиций и основ семьи на доступном и привлекательном для ребёнка материале:
-выяснить в какие игрушки играли представители старшего поколения и родители;
- в каких школах учились, и каковы отличительные особенности данных школ.
Затем логичнее изучить особенности игрушек стран мира, чтобы легче выделить особенности отдельной эпохи в истории нашей страны через изучение не только игрушек, но и особенностей народного костюма, так как костюм несёт на себе значительный отпечаток всего уклада жизни представителей разных слоев населения страны.


Ожидаемый результат:

Предметный:
1.Знание особенностей народной игрушки разных стран мира
2. Знание особенностей культуры страны в разные времена,
3.Владение техникой создания игрушек из различных материалов(ткань, пряжа)
4. Знание правил техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Метапредметный:
Приобретет социальные знания об общественных нормах поведения в коллективе
Расширит свой кругозор и словарный запас через познание понятий и названий, употребляемых в старину
Научится создавать проекты и делать исследовательские работы по программе
Научится находить информацию, необходимую для создания своих проектов и изделий.
Личностный:
Научится уважать и понимать культурно- историческую ценность семейных и народных традиций
У ребенка сформируется стремление сохранять основы семейных традиций и видов народного прикладного творчества
Приобретет опыт позитивного отношения к базовым национальным ценностям.

Формы подведения итогов (аттестации): выставки, мини-выставки, конкурсы, праздники, смотры, фестивали, защиты проектов и исследовательских работ, зачеты.
Способы проверки знаний:
-создание игрушек и поделок из пряжи , ткани и нетрадиционных материалов, стимулирующих мотивационную сферу деятельности ребёнка;
-подготовка научно-исследовательской работы по изучению семейных традиций, создание родословных;
-участие в выставках различного уровня, самореализация творческого потенциала;
-участие в областных и региональных конкурах.

Формы работы- пары, группы, микрогруппы, индивидуальные. Индивидуальная работа предполагает исследовательскую деятельность, практическое творчество исходя из интересов ребенка, систематизацию изучаемого материала через создание исследовательских работ.







Учебный план

№п/п
Модули
Кол-во час в неделю
Итоговая аттестация

1
«Удивительный мир игрушки»
4час


1.1.
Азбука вязания спицами
2


1.2
Азбука вязания крючком
2


2
«Такие разные игрушки-
4час


2.1
Работа с бросовым материалом: изготовление игрушек
2


2.2
Мягкая игрушка из ткани
2


3
«Игрушки во все времена»
4час


3.1
Объемные игрушки
2


3.2
Виды игрушек. Куклы
2











Учебно-тематический план


Модуль, тема
Кол-во часов
Аудиторные час
Внеаудиторные час.(самост. Работа)




теория
практ



Удивительный мир игрушки
44час
9час
35час
10час

1
Вводное занятие
Истории и традиции русской игрушки. «Кукла»
2





Азбука вязания крючком
16ч

13ч


2
Закладка






Цепочки
4час
1час
3час


3
Традиции и праздники моей семьи



6час


Азбука вязания спицами
26час
5час
21час


1
Вывязывание цепочек





2
Игрушки в моей стране и моей семье




4час

3
Колобок





4
Яблоко





5
Цветок






Такие разные игрушки
56час
15час
41час
2час

1
История и традиции игрушки разных стран
2 ч




2
Цвет и сочетание цветов






Работа с бросовым материалом
24час
5час
19час


1.
Покемон





2.
Смешарик





3
Игрушка Бен





4
Праздничные сувениры из бросового материала(кожа, кусочки ткани, конфетные обертки)



2час

5.
Композиция из игрушек.






Мягкие игрушки из ткани
26час
7час
19час


1
Выкройки





2
Рабочие швы





3
Слоник из ткани





4
Лунтик





5
Кит





6
Паучок






Игрушки во все времена
36час
8час
28час
7час

1.
Важные секреты, которые нужно знать
Экскурсия



3час


Объемные игрушки из помпончиков:
12ч




1
Гусеница





2
Кот





3
Хрюшка






Виды игрушек. Куклы






Куклы- обереги
3час
1час
2час



Русский народный костюм
3час
1час
2час


8
Творческие отчеты,
Защита проектов и исследовательских работ



4час

9
Посещение районной выставки ДПИ «Мастера и подмастерья»






Итого
138час
32час
106час
19час






Содержание общеразвивающей программы
МОДУЛЬ№1:Удивительный мир игрушки:(44час)
Вводное занятие.
Знакомство с программой и задачами на учебный год. Правила ТБ .
Беседа «История и традиции русской игрушки «Кукла».
Практика: Рисование – «моя любимая игрушка».
Оформление мини-выставки рисунков. Подведение итогов.
«Азбука вязания крючком»
Тема №1«Знакомство с историей ручного художественного вязания с приемами вязания крючком.»
Викторина «Народное рукоделие»
Изучение литературы: просмотр журналов и брошюр.
Практика: Виды петель, цепочек, узоры, модели.
Тема №2 Закладки
Беседа «Применение и виды закладок»
Конкурсная программа «На завалинке»
Практика: Вязание книжной закладки « Игривый котенок, слоник.»
Тема №3 Цепочки
Беседа «Виды цепочек и их применение»
Просмотр видеоролика «Народное творчество: вязание»
Практика: Вывязывание цепочек
Тема №4 «Традиции и праздники моей семьи»
Беседа: «Моя семья и я в ней»
Практика: Рисование любимого праздника семьи,
Мини-выставка : « Наши работы»
Подготовка сообщения «Наши традиции»(см. работа)
Подготовка к созданию проекта «Генеологическое дерево моей семьи»( см. работа)
«Азбука вязания спицами»
Тема №1«Основы вязания спицами»
Просмотр слайдов по технике вязания спицами
Практика :Вывязывание лицевых петель
Огонек « День именинника»
Тема №2 Вывязывания цепочек лицевыми петлями
Беседа «Виды цепочек и их применение»
Практика: Вывязывание цепочек спицами
Игровая программа «Знаю, Умею!»
Тема№3«Игрушки в моей стране и семье»
Викторина « Что ты знаешь об русских игрушках?»
Практика: Подготовка к исследовательскай работе «История семейных игрушек»
Тема №4 Изнаночные петли
Демонстрация готовых поделок из изнаночных петель
Практика :Вывязывание изнаночных петель
Праздник любимой игрушки
Тема №5-7
Игрушки крючком: Колобок, яблоко, цветок
Беседа « Техника выполнения игрушек крючком»
Практика: Изготовление игрушек с использованием приобретенных навыков и знаний. Оформление, отделка. Оформление мини-выставки.

Методическое обеспечение:
На начальном этапе предъявления информации по истории и культуре изучаемого раздела необходимо использовать презентации, которые расширяют информационное поле, повышают познавательный интерес, развивают творческий и коммуникативный потенциал личности. Презентации позволяют более ярко представить материал, заинтересовать и увлечь детей проблемным диалогом по выявлению направлений предстоящей работы. Значительное место в работе должно отводиться практическому творчеству, т. е. поиску применения полученного знания на практике. Выполненная игрушка или поделка будет являться практическим решением творческого процесса. Но для сохранения индивидуальности и традиционности перед её изготовлением обязательным является процесс обсуждения, в основе которого лежит проблемный диалог. Все виды проблемного обучения характеризуются продуктивной и творческой деятельностью, наличием поиска и решением проблемы. Проблемный диалог включает два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог - это отдельные стимулирующие реплики. Его лучше использовать на начальном этапе познания, постановки проблемы. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые развивают логическое мышление. Подводящий диалог позволяет перейти к практическому решению - созданию продукта творчества.
Особо следует обратить внимание на проведение «мозгового штурма». Задача: получить как можно больше идей при создании новой игрушки. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. На стене классной комнаты вывешен значительный кусок бумаги (лучше использовать оставшиеся куски обоев, минимальный размер 2 м), на котором после бурного обсуждения прорисовываются высказанные идеи. Такие импровизированные плакаты следует оставлять даже после обсуждения, они придают нужный колорит комнате и помогают эмоционально настроиться ребятам. Не стоит забывать о том, что дети приходят из разных семей и с разным настроением.
На следующем этапе дети проявляют творчество через создание рисунков, аппликаций, объёмных игрушек, поделок из различного материала. Здесь следует помнить о предоставлении свободы выбора каждому ребёнку. Как правило, дети объединяются в микро-группы по 2-3 человека. Задача педагога - оказывать незначительную помощь и больше привлекать внимание всех участников процесса к интересным находкам детей, даже если это простое рисование, но какая-то деталь заслуживает особого внимания. В процессе работы дети обсуждают высказанные идеи, часто включаются в ролевую игру. Например, прорисовывая героя, начинают говорить его голосом, и обязательно найдётся тот, кто ответит на реплику говорившего. Особый интерес у детей вызывает сочинительство и фантазирование, значит, надо обязательно проводить его на завершающем этапе изучения отдельного блока. Более ценно предложить детям оформлять своё сочинительство в виде книжек-малышек (листы формата А4 сложить пополам и прошить). В процессе работы можно собрать авторскую коллекцию книжек-малышек, которые будут иметь титульный лист, рисунки, познавательный материал, возможно, загадки и кроссворды.
В конце работы организовывается выставка, и коллективно отмечаются достоинства каждой работы - это обязательный этап организации выставки. Затем совместно определяются самые лучшие, яркие, необычные, а если работы одного плана, то можно распределить по местам. В основном, все работы дети забирают с собой. Более ценным является то, что дети начинают находить самостоятельно новые идеи техники выполнения уже созданных работ и порой дома создают новые поделки. Но организовывать выставки для ребят из других классов, провести защиту своих проектов, пригласить родителей и провести презентацию проектов на родительском собрание - обязательное условие.
Ценным является неформальное общение между детьми в процессе работы, они оказывают помощь друг другу, делятся впечатлениями, учатся слушать друг друга* т. е. - жить в микрогруппе, готовясь к жизни в социуме.
Для укрепления внутрисемейных традиций чаще использовать беседу, приглашать на занятия кружка родителей и представителей старшего поколения, проводить анкетирование и опрос среди родителей, полученные сведения обсуждать на занятиях кружка, проводить мини-защиты семейных проектов. Если возникает у детей желание поделиться более подробно определённым этапом в жизни семьи, то следует организовать мини-защиту «Моя семья», где представляются фотоматериалы, семейные рассказы, предметы из обихода. На такое занятие можно пригласить представителей семьи. Атмосфера взаимного общения поможет укрепить отношения внутри семьи, будет способствовать более глубокому пониманию, повысит значимость совместного труда.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образ. Дети любят играть и легко включаются в игру, самостоятельно формируют группы. Рекомендуется использовать игровые технологии. Возможно, использование гуманно-личностной технологии Ш. Амонашвили, групповых и коллективных способов обучения В. К. Дьяченко, технологии развивающих игр Б. П. Никитина.
В качестве дидактического материала можно использовать детские журналы «Копилка идей», различные пособия из серии популярных пособий для родителей и педагогов, например: Горичев В. С, Нагибина М. И.Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. («Академия развития, Ярославль», 1998). Интересны и познавательны книги издательства Белый город, серия история России.

Список литературы для педагога
1)Буланова, М. В. Педагогические технологии / М. В, Буланова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушкин., П. В. Сучков. - М: Март, 2008. – 336с
2)Винокурова, Н. К, Развиваем способности детей. / Н. К, Винокурова. – М: Росмен – Пресс, 2007. – 79с.
3)Власова, А. А. Энциклопедия вязания: от умения к мастерству / А. А. Власова. – С – П: Золотой век, 2011. – 345с.


4).Данилюк, А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М: Просвещение, 2011, - 23
5)Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. / О. Е. Озерова, - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 192с.
6)Онищенко, В. В. Мягкие игрушки своими руками / В. В. Онищенко, - Мир книги, 2007. – 201с.
7)Павлов, Н. И. Мягкая игрушка. От простого к сложному / Н. И. Павлова, - М: Просвещение, 2007. – 177с
8)Стародуб, К. А. Мягкая игрушка шаг за шагом / К. А. Стародуб. – М: Просвещение, 2009. – 169с.
9)Фомичева, Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком / Э. А. Фомичева. – М: Просвещение, 2010. – 56с. 2)Фундаментальное ядро содержание общего образования. – М: Просвещение, 2009. – 230с.
.

Список литературы для детей
1) Калашников В. Славянская мифология. М: Белый город, 2009
2) Конышева Н. М. Секреты мастеров, М: Московские учебники,
2007
3)Лаврова С. Русские игрушки, игры. Забавы М: Белый город, 2007
4) Лежнева С. С. Сказка своими руками /
Минск. – 2011
5) Зайцева А. Оригинальные куклы. М: Экемо, 2009









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315