Методическая разработка открытого урока для 7 класса Формулы сокращённого умножения
Методическая разработка открытого урока по алгебре 7 класса
Девиз работы: «Чувствовать, познавать, творить»
Тема : « По следам истории формул сокращённого умножения»
Тип урока: урок-исследование
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с историей Формул сокращенного умножения и их применением, вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к математике, логическое мышление, математическую речь, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания.
Воспитательные:
Стимулирование мотивации и интереса к изучаемой теме, побуждение к самоконтролю и взаимоконтролю, умение анализировать свою работу и адекватно ее оценивать.
Форма урока: игра с применением ИКТ.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Время- 40 минут.
Место проведения: кабинет информатики.
Оборудование: мультимедийный проектор для презентации, компьютеры для группы, тестовый материал, таблица игр, карточки для рефлексии
План работы на уроке :
1.Организационный момент.
2.Мотивационно - ориентировочный этап.
3.Актуализация опорных знаний.
4.Исследовательская работа.
5.Закрепление нового материала.
6.Итог урока. Рефлексия.
1. Организация урока.
1.Объединить ребят класса в группы по 4 человека по возможностям и обученности;
2.Разыграть между группами названия ( Пытливые, дружные, находчивые, любознательные, неунывающие)
3.Выбрать 1-2 учеников для занесения результатов игры в итоговую таблицу и выбора самых активных участников групп.
Здравствуйте ребята. Занимайте места за компьютерами, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-исследование. Девиз нашей работы: «Чувствовать, познавать, творить». А чтобы урок прошёл интересно, вы будете сегодня играть и соревноваться не только с соседними группами, но и внутри своей группы. Цель соревнования- собрать исторические ключи знаний о формулах сокращённого умножения. Пройти предстоит довольно длительный путь в десятки тысяч лет. Постарайтесь проявить свои самые хорошие качества. Итак, в путь.
Для исследования нового нам нужны хорошие инструменты. По ссылке входим в первую игру «Найди пару». Тот, кто закончит работу первым - получит наибольшее число ключей(5-4-3-2-1). Игра "Найди пару"Актуализация опорных знаний.
Презентация Слайд №3-4.
Подготовка теоретической базы. Войти по ссылке игры. Максимально можно собрать 7 ключей.
Игра "Ключи теории" В игре можно собрать 5 ключей.
Исследовательская работа
Давайте почувствуем себя первооткрывателями и выполним исследовательскую работу. (9слайд) Открытие 1.
Каждой группе предлагается заполнить исследовательскую карту.
№п/п Выполните задания
11 Продолжите выполнение действия:
(а + b)2=(а + b)∙ (а + b)=__________________________________________
Таким образом получится, что (а + b)2=____________________
Расставьте в правиле знаки разделения ║ так, чтобы разбить его на отдельные действия:
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
Поясните следующую схему, сравнив её с правилом:
(■ +▲)2=■2+2∙■∙▲ +▲2
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Изменится ли результат, если формулу (а + b)2, поменять на (а – b)2? ____________
Проверьте ваше предположение?
(а – b)2=(а – b)∙ (а – b)=__________________________________________
Поясните формулу схемой:
(■ −▲)2=_____________________________________________________
Заполните пропуски:
Квадрат ________ двух выражений равен квадрату первого выражения ________ удвоенное произведение первого и второго выражений ________ квадрат второго выражения.
Как вы думаете, почему эти формулы называются формулами
сокращённого умножения?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Результат исследования:
Запишите новые формулы в тетрадь и обсудите в группе вопросы:
1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах?
2) После применения формулы подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (трёхчлен)
Рассмотрим геометрическую интерпретацию формул сокращённого умножения. Слайд 10
Игра "Ключи знаний" Продолжаем закреплять изученное и собирать ключи. В этой игре можно собрать 6 ключей.
Открытие 2.Треугольник Паскаля.
Арифметический треугольник Паскаля, составленный из биномиальных коэффициентов, поможет быстро разложить на многочлен любую, сколь угодно большую степень суммы или разности a и b.Слайды 12 и 14. А теперь попробуем разложить самостоятельно
(используя треугольник Паскаля) сумму a и b пятой степени. Первая справившаяся группа может собрать дополнительные два ключа. (Всего за игру можно выиграть 20 ключей)
Для подведения итогов урока воспользуемся таблицей
игра/группа Пытливые Дружные Находчивые Любознатель-
ные Неунывающие
«Найди пару» -5ключей «Ключи теории» - 7ключей «Ключи знаний» - 6 ключей Треугольник Паскаля-
2 ключа Всего: 20 ключей Домашняя работа:
Блог учителя Ссылка "Изучаем формулы сокращённого умножения 2"Рефлексия урока:
Каждой группе надо, посовещавшись, ответить на вопросы:
1) Что на уроке было самым интересным для меня?
2) Что стало самым трудным?
3) Я доволен оценкой?
4) Мне было скучно?
Литература к уроку:
1. Колягин Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение» 20013 г.2. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры Москва 2007 г. 3. Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 классов. Москва 2007 г.4. Рурукин А. Н., Лупенко Г. В., Масленникова И. А. Поурочные разработки по алгебре 7 класс Москва «Вако» 2007 г.