Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина
Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина
«Сосны, освещенные солнцем»
Цели:
обучающие: научить учащихся рассматривать картину, понимать содержание, видеть её художественные достоинства, переводить виденное с языка зрения на язык слова;
воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, к искусству;
развивающие: развивать чувство прекрасного, внимания, логическое мышление (при описании или передаче её сюжета необходимо видеть главное и второстепенное), уметь видеть детали и определять отношение между частями, описывать всё в определённой последовательности (т.е. иметь план).
Оборудование: презентация со звуковыми эффектами и музыкой.
Интегрированный урок развития речи: связь с ИЗО, литературой, музыкой.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Рефлексия:
-Ребята, перед каждым на столе лежат смайлики, выражающие настроения. Выберите нужное изображение в соответствие с тем, с каким настроением вы собираетесь работать на уроке.
Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина и рассмотрим его картину «Сосны, освещенные солнцем». (слайд 1) Но прежде чем обратиться к целям урока, не изменяя сложившимся традициям, выполним вводные упражнения, напоминающие разминку.
3. Лексический диктант «Самый умный».
Материал музыки – звуки.
Литературные произведения слагаются из слов.
Изобразительное искусство – создание художественных образов красками – живопись. (от словосочетания «живо писать» )
Материал живописи – краски.
Материал, на котором пишет художник, – холст, полотно.
Орудие живописца – кисти.
Доска для рисования – мольберт.
Строение, расположение фигур на картине – композиция.
Скопированная картина – копия.
Созданная рукой мастера – подлинник, оригинал.
Картина с изображением природы – пейзаж.
Водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками – акварель.
Рисунок, иллюстрирующий, поясняющий чего-нибудь – иллюстрация.
Упражнение на внимание. (слайд 2)
Мольберт, подлинник, оригинал, живопись, иллюстрация, композиция, акварель.
5. Обращение к эпиграфу: (слайд 3)
-Как вы понимаете смысл этого четверостишья? (Необходимо быть чуткими к природе, уметь вглядываться в ее прекрасный, неповторимый образ, стремиться к гармонии с ней).
-Какое образное средство языка одухотворяет природу? (Олицетворение)
- Можете ли вы согласиться с тем, что природа живая? (Природа богата не только красками, но и наполнена шумами, звуками, жизнью. Она не статична, а постоянно в движении).
Остановись, мгновение!
Взгляни вокруг влюбленными глазами.
И ты увидишь, как прекрасен мир
С его простыми милыми чертами.
– Подтверждением наших слов будет обращение к высказыванию И. С. Тургенева о природе. (слайд 4)
Слово учителя о художнике. (слайд 5, 6)
Сообщение учащегося. (слайд 7)
С природой одною он жизнью дышал! Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна.
– Когда-то именно эти строки маленький мальчик Ваня записал на полях своего учебника по естествознанию. Отец пожурил Ванечку: “Нельзя, сынок, писать на книжках”. И купил ему новый учебник. Отец не знал, что именно эти строки затронули душу мальчика и будут являться гимном – всей его жизни.
Сегодня мы познакомимся с этим мальчиком Ваней, который вырос и стал великим русским художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным.
Слово учителя.
– Ребята, сегодня необычный день: открыто окно в прошлое. Давайте воспользуемся этой возможностью и пригласим в гости, хотя бы на некоторое время, самого
Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898)
– Встречайте!
(входит подготовленный ученик в образе художника)
- Уважаемые мадам, гимназисты! Разрешите со своей стороны приветствовать всех в этой зале.
- Иван Иванович, мы не смели и рассчитывать на Ваш визит, очень рады Вас видеть. Будьте любезны немного рассказать о себе.
25 января мне исполнилось 177 лет со дня рождения. Родился я в старинном городе Елабуге на берегу реки Камы в семье небогатого купца. Появился на свет в тот самый январский день, когда мой отец, провалившийся в полынью на Каме, лежал в горячке и почти умирал. Назвали меня Иваном, чтоб не потерять Ивана из семьи – примета верная…Отец поправился.
Отец, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом, отправляя его по Волге и Каме на баржах. Он был образованным человеком того времени, любил науку, занимался изучением родной старины.
Мама – Дарья Романовна – женщина с сильным и добрым характером, строгая и справедливая мать, хорошая и экономная хозяйка. Она хотела, чтобы я пошел по стопам отца.
Но у меня из всех увлечений постоянным и самым сильным было рисование. Целыми днями бродил я по окрестностям Елабуги, “…зачерчивая, наблюдая и усваивая ту природу, к которой постоянно возвращался позднее в своих картинах”. На рисунки изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах.
Художников в Елабуге не очень-то жаловали. А матушка Дарья Романовна их особенно не любила. Мать мне запрещала рисовать, как она говаривала «заниматься пачкотней бумаги». Пришлось рисовать по ночам при свечах.
Родители хотели видеть меня купцом, продолжателем семейных традиций. Я же тянулся к карандашу и бумаге.
В 1843 году отец отвез меня в Казань, где определил в первую городскую гимназию Тогда мне было 11 лет. В гимназии получил первые навыки в рисовании карандашом, тушью, красками.
Приехав на лето в 1848 году в Елабугу, я решаю не возвращаться в гимназию, чтобы не сделаться чиновником, чего боялся всю жизнь. Поступаю учиться на художника. Все родные принялись меня отговаривать, но я стоял на своем. Слово отца было решающим. Он, видя страстное мое желание посвятить себя искусству, благословил и согласился отпустить. В 1852 году я еду в Москву и поступаю в Московское училище живописи. А спустя четыре года, в 1856 году, отправляюсь в Петербург и поступаю в Академию художеств. Окончил в 1860 году Академию с Большой золотой медалью за пейзаж «Вид на острове Валааме».
- Мадам, был бы рад еще дольше продолжать свой рассказ, но ограничен во времени. Позвольте откланяться.
Слово учителя.
И. И. Шишкина называют «певцом русского леса». Большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян. (слайд 8-15)
9. Вопросы и задания.
- Рассматривание картины.
- Что изображено на переднем плане?
-Чем отличается изображение предметов на переднем плане и на заднем? (Передние – четкие, а задние – размытые. Действует принцип «Воздушной перспективы»: воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из-за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид.)
- Как вы смотрите на сосны, рассматривая картину, сверху или снизу?
- Что это подчеркивает? (низкий уровень горизонта подчеркивает мощь и величие предметов, появляется эффект космичности, легкости, наполнения пейзажа воздухом, хотя кроны сосен почти закрывают небо)
- Какие оттенки красок использовал художник, чтобы написать сосновые стволы и
хвою? (светло-коричневые с золотистыми отливами)
-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»? (изображены сосны в солнечном свете)
-Страшно ли гулять по такому лесу? (нет, потому что в лесу много света и ярких красок)
-Какое время года, суток изображено? (скорее всего, лето; полдень)
На картине «Сосны, освещенные солнцем» мы видим, как солнце золотит прямые стволы сосен, развертывается лесная жизнь со всеми её приметами и подробностями. Срезая рамкой верхушки стволов, художник усиливает впечатление огромных деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте. Каждая сосна прекрасна по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что вот-вот хрустнет под ногами сосновая шишка. Очень много солнечного света исходит от этой картины.
Работа с ключевыми словами.
- Давайте выделим в картине ключевые предметы. Сделаем запись следующих слов:
Сосны – могучие, стройные, смолистые, величавые, гордые, неприступные;
Стволы – ровные, смолистые, светло-коричневые;
Трава – желтовато-коричневая, редкая, темно-зеленая (потому что мало света);
Небо – маленькими пятнышками просвечивается сквозь пышные кроны деревьев, нежно-голубое;
Солнце – отсутствует, но всё обласкано его теплом и светом, золотятся стволы сосен, земля отливает золотом, от деревьев падают темные длинные тени.
Составление плана к сочинению. (слайд 16)
Слово о художнике.
Описание картины И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» (описание сосен, травы, неба, солнца)
Мнение о картине и ее художнике.
(«Сосны, освещенные солнцем». Вглядитесь, кажется, что каждая чешуйка коры стройных сосен купается в солнечных лучах. Художник великолепно передает освещенные солнцем медно-красные стволы, покрытые снизу зеленоватым мхом, густые фиолетовые тени, отбрасываемые ими на траву. Деревья свободно растут на пригретой солнцем сухой почве.)
11. Устная работа по плану. (слайд 17)
12. Письменные зарисовки к плану. (О художнике, о впечатлениях о картине.)
13. Выбор музыки при просмотре картины.
-Давайте мысленно перенесемся в эту картину. Пусть она оживет в нашем воображении при помощи музыки. (Вивальди «Времена года», Брамс «Траурный марш», Мусоргский «Полет Бабы Яги»)
14. Какие чувства возникают у вас при просмотре картины? (радость, восхищение) Нарисуйте радость, которая возникает при просмотре картин художника и
прослушивании музыки Вивальди «Времена года».
15. Синтез: -С каким художником познакомились на уроке?
-Какую картину рассматривали?
-Какое чувство у вас осталось после обсуждения картины?
16. Оценки за урок и д/задание: написать сочинение по картине.
17. Заключительное слово учителя.
Я хочу закончить урок замечательными словами самого художника Ивана Ивановича Шишкина: «… Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников». Пишите пейзажи, пишите стихи о природе, Родине, читайте стихи великих поэтов, любуйтесь величайшими картинами художников, любите природу. Тогда и жизнь, и вся наша планета станет еще прекрасней и богаче.
18. Рефлексия: – Поднимите вверх тот смайлик, который соответствовал вашему настроению во время урока.