Конспект урока Образы симфонической музыки 6 класс


Тема: Образы симфонической музыки
Цель: На примере симфонии №5 Л.В. Бетховена рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии музыкальных образов.
задачи:- познакомиться с идеей произведения; 2. Развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения на основе восприятия и анализа музыкальных образов.      3. Воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.      4. Воспитание потребности в общении с музыкой Л. В. Бетховена для дальнейшего духовно-нравственного развития. - обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.
Виды деятельности на уроке:
1.     Слушание музыки
2.     Художественный анализ музыкального произведения (если раньше от учащихся требовался лишь анализ формы произведения, то сейчас, в рамках реализации идей ФГОС наибольшее значение приобретает худ.анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение), умение раскрывать художественное содержание музыкального произведения, его связи с жизнью.  3
4.     Исполнение муз.произведения с использованием приёмов работы для формирования внутреннего музыкального слуха, осмысленной передачи чувств и эмоций, возникающих  у учащихся.
Уметь:
- проводить интонационно-образный анализ  музыкального произведения;
Знать:- жизнь и творчество композитора Л.В. Бетховена ;- историю создания музыкального произведения; музыкальные термины: симфония, муз. образ, -музыкальные средства выразительности; - какими приёмами пользуется композитор для раскрытия образов в произведении
оборудование:Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация. Музыкальный материал: Симфония №5 оркестр, презентация, видео клип к симфонии 5, песня «Ты человек « 
Ход урока: Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. . Надеюсь, у вас  хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока.  Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вы готовы, тогда вперёд! В страну музыки! Звучит музыка ( Лунная соната)
При слушании любого музыкального произведения, что мы представляем.
Правильно различные образы. Как вы думаете , что такое образ? Скажите, а где зарождается муз.образ?
Да, действительно, в сознании композитора под воздействием творческого воображения. Получается это творческая задумка композитора, которую он воплощает в жизнь при помощи музыкального языка. И мы с музыкой общаемся на музыкальном языке. А какие выразительные средства включает в себя муз. язык ? (Ответы: тембр, темп, ритм, динамика, лады, три кита, интонация)
откуда композиторы берут свои задумки. (Из жизни)
Да, действительно, жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны.
Любой человек, обладающий простым слухом может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся это услышать, почувствовать и  понять… 
- Для того, чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, начало одного муз. произведения и скажите, может быть, вы его где-то раньше слышали и знаете кто является его автором.
CЛАЙД 1  Звучит начало 5-й симфонии Л. В. Бетховена.
Симфонией называется крупная музыкальная композиция, написанная для оркестра.
«симфония» происходит в переводе от греческого, что означает «звучать вместе».
Кто же попытается озвучить тему нашего урока исходя из ключевых слов. На доске два ключевых слова. (Образ, симфония)
«Образы симфонической музыки». Какую цель поставим перед собой.
Итак, цель нашего урока: Рассмотреть возможности симфонической музыки в раскрытии образов. А кто догадался кто написал эту симфониию.
Слайд1Портрет композитора.
Бетховен и симфония Слово «симфония» очень часто употребляется, когда заходит речь о произведениях Людвига ван Бетховена. Значительную часть своей жизни композитор посвятил совершенствованию жанра симфонии. Что же представляет собой эта форма композиции, являющаяся важнейшей частью наследия Бетховена и успешно развивающаяся в наши дни?
ВИДЕО Давайте послушаем произведение Л.В. Бетховена Симфония №5 Слушание Задание: Ребята, во время слушания музыки постарайтесь понять: какое состояние, какие чувства вызвала в вас музыка и что хочет вам передать автор. Постарайтесь слушать очень внимательно, всем сердцем.. Молодцы вы хорошие слушатели. А сейчас я вас попрошу поработать в группах. Запишите, ваши ощущения. Какой образ вы представили. (работа в группах на листках).
Итак, расскажите мне, пожалуйста, какие чувства вы испытали, слушая эту симфонию? Что вы в ней услышали? Как развивалась музыка? Обратите внимание, что ответы ваши очень похожи, хотя группы друг с другом не общались. Как вы думаете почему?
ОТВЕТЫ
Образ: борьбы, победы, драмы. Правильно эти образы в его произведениях очень характерны для данного композитора.
Людвиг ванн Бетховен один из выдающихся венских композиторов-классиков. И почему в его произведениях возникли  « образы» борьбы, победы, драмы? В этом мы с вами и должны разобраться. Может быть, вы что-то знаете о его жизни или творчестве?
Слайд 7 РАБОТА С ТЕКСТОМ
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед  и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели  в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.
Слайд 8 ребенок
Отец Людвига выпивал и часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью, он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Казалось, что такие «уроки музыки» оттолкнут  Бетховена от занятий, но именно в музыке он находил своего самого верного друга. Играя на инструменте ему было спокойно и хорошо.  Тяжелым было его детство.
Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.
Большое горе испытал Людвиг, когда  умерла его мама и  все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний  Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.
И вновь судьба стучит в его дверь.
Слайд9 глухота
Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . Развивается  глухота  и Бетховен, как музыкант  испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.
Слайд10 ГвиччардиНо вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. 
Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора,  но и  с этими испытаниями он справляется. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.
Но борьба со  злой судьбой не останавливает Бетховена.
Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.
Слайд12  революция
Учитель: Он увлекся событиями североамериканской войны и Великой французской революцией. Борьба за свободу, вот что звучало в его музыке. Русский музыкант Рубинштейн говорит: «О, глухота Бетховена, какое страшное несчастье для него самого, и какое счастье для искусства и человечества!».  Так как именно в этот период, такой  тяжелый, написаны самые замечательные произведения его творчества.  Одно из таких произведений – симфония .№5
Учитель:В 1824 году в венском театре симфонию №5 исполнили впервые. Будучи совершенно глухим, Бетховен дирижировал оркестром. Публика была в восторге. Зная о его глухоте, люди бросали шляпы и платки, чтобы Бетховен видел восторг, от его творения. От волнения и неописуемого счастья Бетховен даже упал в обморок.
 Бетховен сказал: «Судьба я схвачу тебя за глотку, тебе не удастся меня задушить». Почему так сказал Бетховен?
Судьбе земли, судьбе человечества и своей судьбе посвятил композитор это произведение. Его музыка отразила всю его жизнь, слезы, тяготы, разочарование и борьбу за самого себя. Жизнь – вот, что заставляло бороться композитора с тяжелым недугом. Глухота не помешала ему писать музыку, дирижировать и жить назло судьбе. Как вы, думаете, актуальна музыка Бетховена в наши дни? Чему она нас учит? Можно ли сказать, что Бетховен остался победителем.
ПРОСМОТР ВИДЕО на мелодию симфонии №5 , ребята попытались отразить в видео сюжете те образы которые они представили под эту музыку.
Подготовка к пению. Дыхание,
«Ты человек» Евгений КрылатоваРефлексия:
Что нового вы для себя узнали на этом уроке? скрипичный ключ
Какие открытия сделали для себя? Что заинтересовало на уроке? Как вы думаете, достигли мы цели на уроке. На примере симфонии №5 Л.В. Бетховена рассмотреть возможности симфонической музыки в раскрытии музыкальных образов. А хотели бы вы узнать, какие еще произведения написал Л.В. Бетховен?
Д/з: знать тему урока, найти и записать в тетрадь произведения Л.В.Бетховена, если есть возможность прослушать их.
Оценивание по карточкам сами красный – 5, синий -4 , зеленый – 3
А теперь всего доброго. Мне очень приятно было с вами же поработать. До новых встреч!
РАБОТА С ТЕКСТОМ 1.Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед  и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели  в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.
2.Отец Людвига выпивал и часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью, он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Казалось, что такие «уроки музыки» оттолкнут  Бетховена от занятий, но именно в музыке он находил своего самого верного друга. Играя на инструменте ему было спокойно и хорошо.  Тяжелым было его детство.Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.
3. Большое горе испытал Людвиг, когда  умерла его мама и  все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний  Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.И вновь судьба стучит в его дверь.
4. Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . Развивается  глухота  и Бетховен, как музыкант  испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.
5. Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора,  но и  с этими испытаниями он справляется.
6. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.
Но борьба со  злой судьбой не останавливает Бетховена.
Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.
РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед  и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели  в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.
2. Отец Людвига выпивал и часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью, он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Казалось, что такие «уроки музыки» оттолкнут  Бетховена от занятий, но именно в музыке он находил своего самого верного друга. Играя на инструменте ему было спокойно и хорошо.  Тяжелым было его детство.Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.
3. Большое горе испытал Людвиг, когда  умерла его мама и  все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний  Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.И вновь судьба стучит в его дверь.
4. Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . Развивается  глухота  и Бетховен, как музыкант  испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.
5 Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора,  но и  с этими испытаниями он справляется.
6. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.
Но борьба со  злой судьбой не останавливает Бетховена.
Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.