Классный час Язык мой-друг мой
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: Язык мой - друг мой.
Цели: Обучать культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться), развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;
Продолжать работу по сплочению коллектива.
Воспитывать у учащихся умение быть вежливыми, терпеливыми, внимательными к другим людям, не обижать словами, устранять соперничество.
Развивать речь, мышление.
Оборудование:- плакат со словами «Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести ». ( В. Шефнер)
План.
* испытание Эзопа;
* обидные слова;
* разговор животных.
1 Вступительная беседа учителя.
- Каждое утро начинается с того, что вы встречаетесь со своими близкими и родными людьми. Кто эти люди? Давайте перечислим их.
Своих знакомых, друзей, родственников вы можете встретить в школе, дома, в транспорте, в магазине, в театре, в парке. Каждая встреча от приветствия до разговора бывает разной. Необходимо научиться быть легким в общении. для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду... Прежде всего надо нау читься узнавать по глазам настроение самых близких тебе людей.
Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе человека след на целый день.
Сегодня мы поговорим о том, как должен себя вести каждый воспитанный человек, о нормах поведения. Очень часто вы незаслуженно обижаете друг друга, своих близких.
Послушайте притчу. (сообщение ученика)
БАСНЯ ЭЗОПА О ЯЗЫКЕ
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.
Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов.
При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания,
при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.
Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки.
Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее.
А что на свете хуже языка?
Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа......
Может ли что- нибудь быть хуже языка?
Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмических особенностях.
Так же, говоря о культуре общения в целом, нельзя забывать о ее составляющих - точность речи, логичность, уместность, нормы и правила общения.
Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.
Интересная притча о взгляде на мир
На дороге стояло старое засохшее дерево.Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался -ему показалось, что это стоит поджидая его стражник.Прошел влюбленный юноша и сердце его радостно забилось.Он принял дерево за свою возлюбленную.Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался,решил, что это привидение, но дерево было только деревом.
Мы видим мир такими, каковы мы сами.
3. Проблемный вопрос.
В чём же смысл легенды?
(рассуждения и высказывания учащихся)
Послушайте стихотворение О.Дреза «Кто я?»
Мать говорит: «На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а ёж!
Стоило локтем сестрёнку задеть,
Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
«Да замолчи ты, горластый петух!»
Спать я сегодня не сразу пошёл
Дед рассердился: «Упрямый козёл!»
К стене отвернулся и дуюсь молчком-
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать-
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!
- Почему обиделся мальчик? Какой вывод надо сделать взрослым?
В Нью-Йоркском зоопарке учёные записывали на магнитофон «болтовню» обезьян: их болтовню, крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь и запись пришлось прервать. На следующий день учёные включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было.
- Почему обезьяны бросились прятаться?
3. Анализ приведённых ситуаций.
- Что же вы можете сказать о языке? Когда он может помочь, а когда навредить?
- Были ли у вас ситуации, когда ваши животные хотели вам что-то «сказать»?
4. Итог. Что вам понравилось больше всего?
Так как же себя надо вести, чтобы не огорчать людей?
15