Устная и письменная речь. Обучение грамоте в старшей группе детского сада.
Ересек топтарға. Ұйымдастырылған оқу әрекетінің технологиялық картасы.
Старшая группа. Технологическая карта ОУД.
Дата__________
Білім беру салалары/Образовательная область: Коммуникация.
Бөлімі/Раздел:Основы грамоты и письма .
Тақырыбы/Тема: Устная и письменная речь.
Мақсаты/Цель: 1Дать детям представление о том, что речь бывает устная и письменная, состоит из слов. Дать понятие о буквах, алфавите.
2. Развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.
3. Воспитывать самостоятельность, активность, умение делать логические выводы.
Оборудование: Магнитофон, сундучок, картинки с овощами,
Қостілдік компонент/Билингвальный компонент: әріп-буква, әліпби-алфавит.
Қызметтің кезендері
Этапы деятельности Тәрбиеші әрекеттері
Управленческие действия воспитателя Балалардың әрекеттері
Действия детей
Мотивациялық-түркі болатын
Мотивационно-побудительныйВоспитатель: Ребята сегодня на занятие я принесла сундучок. В этом сундучке живёт наша волшебница «Речь». А давайте вспомним, какая бывает речь?
Бывает письменная и устная речь.
Ұйымдық-іздену
Организационно-поисковый Сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай, какая речь?»
Звучит магнитофонная запись песенки «Осень постучалась к нам».
Вос-ль: Какая это речь?
Воспитатель читает отрывок из украинской сказки «Колосок»
Воспитатель: Какая это речь?
Воспитатель: Какая это речь?
Воспитатель: Какая речь в журнале?
ФизминуткаВоспитатель: А сейчас совершится волшебство, я даже не открою это сундучок, а вы узнаете, что внутри лежит. Для этого вы должны ответить на вопрос: Из чего состоит речь?
Воспитатель: Верно! Речь состоит из предложений. Вот сундучок, в котором находятся предложения. Давайте поиграем в игру «Поймай слово и придумай с ним предложение». Например, я бросаю слово «воробей», а вам нужно придумать с этим словом предложение (если дети затрудняются, воспитатель своё предложение).
Воспитатель достаёт следующий сундучок
Воспитатель: Этот сундучок тоже волшебный, в тоже, что-то лежит. Вы узнаете, что в нём, если ответите на вопрос: «Из чего состоят предложения?»
Воспитатель: Правильно! В сундучке живут слова.
Ребята, в этих сундучках спрятано огромное богатство волшебницы «Речи». Его надо беречь и пополнять. Вы тоже можете пополнить богатства волшебницы. Вот, например, сундучок «слова». Сейчас каждый из вас подарит слово волшебнице «Речи».
Воспитатель: Посмотрите сколько богатства, как мы заполнили сундучок.
А сейчас назовите предметы, изображенные на картинках.
Воспитатель показывает картинки с изображением овощей.
Воспитатель: Составьте предложения с этим словом.
Загадка
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
Сказка о Алфавите.
-устная
Дети с воспитателем рассматривают письмо.
Письменная
-из предложений
Дети придумывают предложения (2 слова)
Из слов
Воспитатель проходит мимо детей, дети называют слово и бросают в ларчик фишку.
-дети называют предметы
-дети составляют предложения со словами
-буквы
Рефлекстік-түзету
Рефлексивно-коррегирующийИгра «Угадай букву»
Дети встают в круг на ковер и по очереди выходят в центр круга и своим телом показывают любую букву. Остальные дети должны угадать букву.
Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:
Еске түсіреді/Воспроизводит:составлют предложения из слов .
Түсінеді/Понимает: различие между устной и письменной речью.
Қолданады/Применяет: в активном словаре.
Сказка о Алфавите.
Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась «А». Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква «Я» бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.