Конспект урока по обществознанию 8 класс по теме6 Бедность

Технологическая карта урока обществознания по теме «Бедность».
Тип урока: проблемный.

Цели урока:
Обучающие: выяснить значение слов - богатство, бедность, неравенство, доход, порог бедности, прожиточный минимум; умение объяснять их.
Развивающие - работать с различными видами источников, анализировать их, развивать навыки критического мышления, творческие способности учащихся, умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.
Воспитательные: умение работать в группе, взаимодействовать с окружающими, воспитание нравственных качеств, формирование жизненных целей.
Оборудование: проектор, экран, учебная презентация, раздаточный материал, учебник.
НРК: Статистические данные села Долгий Мост, материалы СМИ по Красноярскому краю.
Основные понятия: неравенство доходов, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, социальная политика государства, социальная несправедливость.
Ожидаемый результат:
Ученик имеет представления о причинах богатства и бедности, владеет критериями деления общества на богатых и бедных, определяет свое положение в социальной иерархии.
Ученик умеет анализировать и обобщать материал, выделять проблему и формулировать свое отношение к ней, может объяснить причины своих действий, аргументировать в диалоге свою позицию.
Ученик осознает свою позицию и мотивы деятельности, степень готовности к решению практических задач, оценивает свою способность к принятию важных решений.

Этапы урока:
Организационный момент.
Мотивационный. Целеполагание.
Изучение нового материала (осмысление).
Рефлексия.
Подведение итогов урока. Оценочная деятельность.


Ход урока.
Организация начала урока .
Мотивационный (возникновение проблемной ситуации). Целеполагание.
Слайд № 1. Притча. Приложение 1. Учитель зачитывает или рассказывает притчу:

-Постановка учащимися проблемы урока. А) подводящий проблемный диалог: - Зачем я рассказала вам эту притчу? В чем ее суть? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Актуальна ли она для наших дней и почему?
(Учащиеся формируют тему урока «Бедность») -Выстраивание ассоциативного ряда: - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово бедность? На доску выводятся все названные слова.
-Работа с терминологией: – Что такое бедность ? Попытайтесь дать собственное определение понятию бедность. В конце урока мы к нему вернёмся.
Слайд № 2. Бедность
Понятие и тема урока «Бедность» записывается в тетрадь.
-Целеполагание. Учащиеся должны записать в тетрадь задачи на урок: общеучебные и лично- значимые.
(Цели и задачи записываются на доске)
III. Изучение нового материала (осмысление)
Слайд № 3.
Анекдот про внучку декабриста.
? в каком обществе вы предпочли бы жить - в котором нет бедных, или в котором нет богатых?
Почему?
Слайд № 4. Черта бедности.
Комментирование слайда.
Каждое государство устанавливает определенный порог бедности для граждан, он же прожиточный минимум, он же потребительская корзина.
Вопросы для учащихся. Как вы думаете, что можно назвать прожиточным минимумом?
Прожиточный минимум – определение. Прожиточный минимум – набор товаров и услуг, который позволяет человеку удовлетворять минимально допустимые потребности.
Слайд № 5.
Записать в тетрадь.
Работа в парах (1-2 минуты) - какие товары и услуги вы бы включили в понятия прожиточный минимум?
(продовольственные товары, одежда, лекарства и т.д)
Слайд № 6.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 году, определены критерии богатства и бедности для граждан России.
Шкала, распределяющая россиян от стадии «крайней нищеты» до «сверхбогатства», выглядит таким образом:
крайняя нищета - доходы ниже 4.122 рубля в месяц на каждого члена семьи;  нищета - от 4.122 до 9.400 рублей в месяц;  бедность - от 9.400 до 20.000 рублей в месяц;  выше бедности - от 20.000 до 30.000 рублей в месяц;  средний достаток - от 30.000-60.000 рублей в месяц;  состоятельные - от 60.000 до 90.000 рублей в месяц;  богатые - свыше 90.000 рублей в месяц;  сверхбогатые - свыше 150.000 рублей в месяц.
Вопросы учащимся.
-Прокомментируйте данные цифры. О чем они говорят?
-К какой категории вы бы отнесли свою семью?
(Путем рассуждений выясняем, что бедность понятие относительное.)
Бедность – абсолютная и относительная.
Слайд № 7.Бедность. Материал для сравнения.
Кого бы вы назвали нищим и почему?
Работа в группах. (используется раздаточный материал - карточки) Приложение 2.
- перечислите причины бедности людей в современной России - кого в современной России можно отнести к бедным?
Слайд № 8. Статистические данные С. Долгий Мост.
Работа в группах (продолжение)
1 группа – богатые.
2 группа – бедные.
3 группа – органы государственной власти.
Задание для групп: предложите способы борьбы с бедностью в нашем селе. Составить мини-проект.
Выступление групп. Защита проектов.
IV. Рефлексия.
V. Подведение итогов урока. Оценочная деятельность.











663750 Красноярский край, Абанский район, с. Долгий Мост, ул. Дзержинского,22
МКОУ Долгомостовская СОШ
Парахонько Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания
Телефон: 8-923-315-37-98
Адрес электронной почты: parakhonko.tatyana@yandex.
·ru

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе по теме «Бедность».
Тип урока: проблемный.

Цели урока:
Обучающие: выяснить значение слов - богатство, бедность, неравенство, доход, порог бедности, прожиточный минимум; умение объяснять их.
Развивающие - работать с различными видами источников, анализировать их, развивать навыки критического мышления, творческие способности учащихся, умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.
Воспитательные: умение работать в группе, взаимодействовать с окружающими, воспитание нравственных качеств, формирование жизненных целей.
Оборудование: проектор, экран, учебная презентация, раздаточный материал, учебник А.И. Кравченко
НРК: Статистические данные села Долгий Мост, материалы СМИ по Красноярскому краю.
Основные понятия: неравенство доходов, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, социальная политика государства, социальная несправедливость.
Ожидаемый результат:
Ученик имеет представления о причинах богатства и бедности, владеет критериями деления общества на богатых и бедных, определяет свое положение в социальной иерархии.
Ученик умеет анализировать и обобщать материал, выделять проблему и формулировать свое отношение к ней, может объяснить причины своих действий, аргументировать в диалоге свою позицию.
Ученик осознает свою позицию и мотивы деятельности, степень готовности к решению практических задач, оценивает свою способность к принятию важных решений.


Этапы урока:
Организационный момент.
Мотивационный. Целеполагание.
Изучение нового материала (осмысление).
Рефлексия.
Подведение итогов урока. Оценочная деятельность.


Ход урока.
Организация начала урока .
Мотивационный (возникновение проблемной ситуации). Целеполагание.
Слайд № 1. Притча. Приложение 1. Учитель зачитывает или рассказывает притчу:

-Постановка учащимися проблемы урока. А) подводящий проблемный диалог: - Зачем я рассказала вам эту притчу? В чем ее суть? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Актуальна ли она для наших дней и почему?
(Учащиеся формируют тему урока «Бедность») -Выстраивание ассоциативного ряда: - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово бедность? На доску выводятся все названные слова.
-Работа с терминологией: – Что такое бедность ? Попытайтесь дать собственное определение понятию бедность. В конце урока мы к нему вернёмся.
Слайд № 2. Бедность
Понятие и тема урока «Бедность» записывается в тетрадь.
-Целеполагание. Учащиеся должны записать в тетрадь задачи на урок: общеучебные и лично- значимые.
(Цели и задачи записываются на доске)
III. Изучение нового материала (осмысление)
Слайд № 3.
Анекдот про внучку декабриста.
? в каком обществе вы предпочли бы жить - в котором нет бедных или в котором нет богатых?
Почему?
Слайд № 4. Черта бедности.
Комментирование слайда.
Каждое государство устанавливает определенный порог бедности для граждан, он же прожиточный минимум, он же потребительская корзина.
Вопросы для учащихся. Как вы думаете, что можно назвать прожиточным минимумом?
Прожиточный минимум – определение. Прожиточный минимум – набор товаров и услуг, который позволяет человеку удовлетворять минимально допустимые потребности.
Слайд № 5.
Записать в тетрадь.
Работа в парах (1-2 минуты) - какие товары и услуги вы бы включили в понятия прожиточный минимум?
(продовольственные товары, одежда, лекарства и т.д)
Слайд № 6.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 году, определены критерии богатства и бедности для граждан России.
Шкала, распределяющая россиян от стадии «крайней нищеты» до «сверхбогатства», выглядит таким образом:
крайняя нищета - доходы ниже 4.122 рубля в месяц на каждого члена семьи;  нищета - от 4.122 до 9.400 рублей в месяц;  бедность - от 9.400 до 20.000 рублей в месяц;  выше бедности - от 20.000 до 30.000 рублей в месяц;  средний достаток - от 30.000-60.000 рублей в месяц;  состоятельные - от 60.000 до 90.000 рублей в месяц;  богатые - свыше 90.000 рублей в месяц;  сверхбогатые - свыше 150.000 рублей в месяц.
Вопросы учащимся.
-Прокомментируйте данные цифры. О чем они говорят?
-К какой категории вы бы отнесли свою семью?
(Путем рассуждений выясняем, что бедность понятие относительное.)
Бедность – абсолютная и относительная.
Слайд № 7.Бедность. Материал для сравнения.
Кого бы вы назвали нищим и почему?
Работа в группах. (используется раздаточный материал-карточки) Приложение 2.
- перечислите причины бедности людей в современной России - кого в современной России можно отнести к бедным?
Слайд № 8. Статистические данные С. Долгий Мост.
Работа в группах (продолжение)
1 группа – богатые.
2 группа – бедные.
3 группа – органы государственной власти.
Задание для групп: предложите способы борьбы с бедностью в нашем селе. Составить мини-проект.
Выступление групп. Защита проектов.
IV. Рефлексия.
V. Подведение итогов урока. Оценочная деятельность.








Рисунок 1ђ Заголовок 115