Разработка урока по географии Строение Земли. Горные породы


Симоненко Светлана Владимировна,
учитель географии
МБОУ Гимназия №5 г. Новосибирска
Урок: «Строение Земли. Горные породы»
Класс, дата, предмет: 5 класс, география
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок с элементами беседы, презентации
Цели урока: знакомство с внутренним строением Земли, горными породами
Задачи урока: помочь учащимся познакомиться с современными взглядами на внутреннее строение Земли; особенностями внутренних частей Земли; классификацией горных пород.
Оборудование: учебники, тетради, атласы, компьютер с мультимедиа, авторская презентация «Внутреннее строение Земли» https://prezi.com/0r_b23-dcqxz/presentation, коллекция горных пород.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Огранизационный момент
2. Цели и задачи урока
3. Практическая деятельность
4. Осуществление контроля и коррекция
5. Практическая деятельность
6.Закрепление знаний
7.Оценивание учащихся
8. Домашнее задание
1. Проверка присутствующих,
готовности к уроку
2. Учитель направляет и корректирует учащихся
3. Акцентирует внимание на главном, показывает презентацию https://prezi.com/0r_b23-dcqxz/presentation/, дает к ней комментарии, помогает оформить таблицу для заполнения, сформулировать мысли.
4. Учитель помогает не пропустить существенное, контролирует процесс проверки
5. Учитель знакомит учащихся с коллекцией горных пород, показывает особенности образцов различных способов образования.
6. Учитель предлагает учащимся распределить предложенные горные породы по способам образования
7. Учитель контролирует процесс оценивания и выставляет отметки за урок (см. приложение 2).
8. Учитель предлагает варианты домашнего задания – пересказ текста параграфа; пересказ + сообщения о методах изучения земной коры;
1. Учащиеся проверяют наличие на партах тетрадей, учебников, атласов.
2. Учащиеся открывают атлас стр. 20-21. Рассматривают приведенные схемы, и пытаются сформулировать цели и задачи урока, основываясь на своих знаниях и незнаниях – «Внутреннее строение Земли и горные породы»
3. Учащиеся намечают план по выполнению целей, читают текст параграфа, смотрят презентацию, и заполняют в тетради таблицу о внутреннем строении Земли (см. приложение 1)
4. Учащиеся читают построчно ответы в своих таблицах, дополняют, и исправляют друг друга.
5. Учащиеся работают со схемой учебника, коллекцией горных пород, предлагают свои варианты классификаций горных пород .6. Учащиеся выполняют задание, распределяя
горные породы по типам.
7. Учащиеся дают оценку полученных результатов и подводят итоги урока.
8. Учащиеся выбирают варианты домашнего задания из предложенного учителем
Приложение 1 Внутреннее строение Земли
Название слоя Мощность Свойства
Земная кора от 5 до 50 км, Твердая, состоит из горных пород, температура растет на 3 градуса при погружении, состоит из силикатов
Мантия внешняя
внутренняя 660км
2300км Пластична (астеносфера)
Твердая
Ядро внешее внутреннее 3000 км
400 км Расплавленное, в нем образуется магнитное поле
Твердое, давление достигает 3750т/см2, состоит из железа и никеля
Приложение 2. Классификация горных пород по способам образования.
Задание: распределите по способам образования – песок, мрамор, торф, гранит, обсидиан, каменный уголь, каменная соль, известняк, базальт, гипс, галька, гнейс.Образец выполнения:
Магматические: гранит, обсидиан, базальт
Осадочные: песок, каменный уголь, каменная соль, известняк, галька,Метаморфические: мрамор, гнейс.
Список литературы
Добровольский В. Геология. Учебник. Изд-во «Владос», М., 2008.
География. 5-9 классы. Методическая поддержка к предметной линии УМК «Сферы» (А.А. Лобжанидзе, А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)
Н.В. Короновский, А.Ф. Якушова Основы геологии. Изд-во «Академия», М., 2012.
Хаин В. Е. Основные проблемы современной̆ геологии. М.: Научный мир, 2003, 348 с.