Конспект урока по окружающему миру на тему Красная книга Родного края. Растения, которые занесены в Красную книгу Крыма.

Урок по окружающему миру.
( по технологии личностно-ориентированного обучения)

Тема: Красная книга Родного края. Растения, которые занесены в Красную книгу Крыма.
Цель урока: познакомить учащихся с представителями растительного мира занесённых в Красную книгу Родного края, с исчезающими видами растений, которые нуждаются в защите, воспитывать желание охранять беречь природу.
Задачи урока:
познакомить с историей создания Красной книги и классификацией растений, принятой в ней; дать понятие об Красной книге и её предназначении в природе. воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, чувство патриотизма жителя Земли и обеспокоенность за будущее планеты.
Оборудование: презентация, карточки с исчезающими видами растений, Красная книга, волшебный сундучок, конверт с письмом от Феи растений, сфетофорчики, солнышки и тучки.
Тип урока: изучение нового материала
Ожидаемые результаты: ученики должны иметь представления о Красной книге Родного края, называть растения которые требуют защиты, учащиеся должны проявлять желание защищать природу.
Ход урока:

І Организационный момент
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем запоминаем
Ни минуты не теряем!!
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствует много гостей давайте их по приветствуем!!!

ІІ Актуализация опорных знаний
Рефлексия.
Ребята, посмотрите на таблицу я предлагаю Вам выбрать то природное явление ,которое соответствует сегодняшней погоде на улице. А теперь выберите настроение с которым Вы пришли на урок. Поэтому сегодня на уроке те ученики, которые будут активны хорошо отвечать, правильно сидеть на уроке будут получать солнышки, а те которые будут не сильно активными будут весь урок скучать и неправильно сидеть будут получать грустные тучки!!!
Ребята сегодня утром, когда я входила в класс под дверью, я заметила, красивый сундучок хотите узнать что в нём?
Один из учеников заносит в класс сундучок
Здесь конверт с письмом.
Дорогие ребята, меня зовут Фея растений.
Я подготовила для Вас волшебный сундучок, в нём храниться тема сегодняшнего урока, но чтобы его открыть Вам предстоит справиться с заданиями.
Ну что ребята Вы готовы справиться с заданиями для того чтобы открыть сундучок.
И вот первое задание на вашем пути.
Давайте уточним, к какой природе относятся растения.( К живой природе)
Объясните своё мнение, почему именно к живой природе, а говорю что к неживой.
« Составление кластера по теме Растениям – живые существа»

Молодцы с первым задание Вы справились.
А теперь ещё одно задание.

«Ассоциативный куст»
Что нужно растениям для жизни:


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Молодцы ещё с одним заданием Вы справились без трудностей. Я думаю, что Фея растений точно разрешит нам открыть волшебный сундучок.
Игра « Деревья, кустарники, травы » ( работа проводится по карточкам)

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Вы получите карточки, на которых будут изображены растение, Ваша задача рассмотреть эти растения на каждой карточке, и определить на какие группы вы все можете распределиться. (Дети должны распределиться на три группы деревья, кустарники, травянистые растения).
Деревья_______________________________________________________
Кустарники_____________________________________________________
Травянистые растения_______________________________________________
Проверку проводят учащиеся, оставшиеся за партами.
Молодцы ребята!
Но у меня возникает ещё один вопрос, к участникам каждой группе.
Назовите признаки растений, на которые Вы поделились:
Начните свой ответ так:
Деревья всегда имеют ствол, и крону листьев.
Кустарники много тонких стволиков.
Травянистые растения мягкий, сочный, тонкий зелёные стебель.
Физминутка
ІІІ Мотивация учебной деятельности и собщение новой темы
Теперь Фея растений разрешает нам открыть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нём
Ребята здесь книга. Давайте рассмотрим её. Как Вы думаете, а что это за книга. Может кто-то уже видел эту книгу. ( Это Красная Книга Украины)
Как Вы думаете, а чём сегодня на уроке мы с Вами поговорим ?
ІV Сообщение темы урока
Сегодня на уроке, мы поговорим про Красную книгу Украины и про растения, которые нуждаются в защите. Рассмотрим различные мнения, как можно защитить природу.
V Изучение нового материала
Я предлагаю Вам небольшое путешествие по страницам Красной книге Родного края.
Проблемный вопрос:
Как вы думаете, а для чего предназначена эта книга ?
Рассказ учителя:
Издавна человек взаимодействует с природой. Но не всегда это взаимодействие положительно влияет на природу. Большое количество цветов, деревьев кустарников, уничтожают сам человек, и они не задумываются над тем, что эти растения могут исчезнуть с земли. Но нашлись на земле такие люди, которые задумались на тем, как сохранить растительный мир. И они придумали Красную книгу, в которую заносили не только исчезающие виды, но и уже исчезнувшие ,а так - же редкие растения.
Как Вы думаете почему она именно красного цвета, а не синего, зелёного, чёрного ?
Красный цвет – цвет предупреждения, опасности, это цвет, означает, стоп остановись, дальше нельзя. Сама книга конечно не охраняет она показывает нам виды которые находятся на гране исчезновения.
Ребята, у нас в Крыму тоже есть такие растения ?
Это говорит нам о том что и у на нашей Родине живут такие люди, которые не умеют бережно относится к природе.
Вот некоторые из этих видов:
Путешествие по страницам Красной книги
«Знакомство с редкими растениями Крымского полуострова»
1.Венерин башмачок настоящий
Растение достигает до 40 см в высоту. Лепестки его крупного цветка, до 8 см в диаметре, обладают красно коричневой окраской, а губа –ярко жёлтая. Люди собирали, срывали, выкапывали и переносили в свои палисадники эту красоту, тем самым обрекая растение на вымирание. На новом месте лесные орхидеи приживались очень плохо и в течение короткого времени погибали
2.Подснежники первоцветы
Слабость и хрупкость цветка, каким он может показаться на первый взгляд, обманчивы. Не зря подснежник первым появляется среди снегов он может выдержать даже десятиградусный мороз. Аромат подснежника очень тонкий и легкий, но совсем не из-за аромата люди срывают эти цветы и составляют из них маленькие букетики. Подснежник символ весны, и каждому хочется подержать его в ладонях, подарить другу. Однако сорванные подснежники быстро вянут, поскольку холод им более привычен, чем тепло комнаты. Они нуждаются в охране.

3. Тюльпан шренка
Растение высотой -15-40см. С большими разноцветными яркими цветками ( жёлтыми, красными, оранжевыми), листочки продолговатые заострённые, привлекают своей яркостью и красочностью. Растёт в степях Крыма, цветё в мае.
А о других видах растения нам расскажут ребята? которые подготовили сообщения по этим видам.
Дыхательная гимнастика
Выберите букет цветов который Вам очень понравился, закройте глазки и представьте этот букет, теперь вдохните носиком аромат этого букета, и резко выдохните ( 5-6 раз)
Продолжаем наше путешествие по страницам Красной книги.
!!!!!Некоторые ребята сегодня на урок подготовили сообщения о редких растениях Крыма.
4. Крокус прекрасный
Произрастает на опушках горных лесов в Крыму
Листья до 30 см длиной, развиваются весной. Цветки крупные, до 7 см в диаметре, сиренево-фиолетовые с продольными жилками, пыльники желтые, столбики ярко-оранжевые. Цветет в начале осени. Имеет садовые формы и сорта.
5. Пион крымский ( сообщение одного из учеников)
7. Цикламен ( сообщение одного из учеников)
Спасибо Вам ребята, замечательные сообщения.
Мы с вами познакомились с растениями Крыма, которые занесены в Красную книгу это конечно ещё не все растения так как их очень большое количество. Но некоторые из них мы будем изучать на следующих уроках.
V Обобщение и закрепление нового материала.
Сейчас мы поиграем
Игра «Светофор»
Сейчас на экране будут появляться картинки растений, если вы увидите растение, занесённое в Красную книгу, покажите красный сигнал, если растение не занесено в Красную книгу зелёный сигнал.
!!!!!Ребята, множество растений стают редкими, из-за того что именно человек их способен уничтожать.
Человек срывает цветы из-за их красоты, не задумываясь о том, что они быстро завянут и окажутся на мусорке.
Человек ходит по лесу, по клумбам не замечая, что у них под ногами ламаются, вытаптываются растения.
Очень хочется, чтобы каждый из людей понял, на сколько важно беречь природу.
Ребята а что мы можем с Вами сделать для того чтобы сохранить природу?
Человек – часть природы, но он не должен забывать, что бывая на лугу в лесу он обязан бережно относиться ко всему живому соблюдать правила поведения в природе:
«Правила поведения на природе»
1.Умей вести себя в лесу, на прогулке за городом.
2. Не рви цветы, после тебя придут другие люди, и им тоже будет приятно видеть красоту цветов
3. Не ломай деревья, не делай на них надрезы, они от этого сохнут и погибают.
4. Не сори в лесу, убирай за собой мусор.
5. Не бегай по клумбам.
6. Не ломай ветки деревьев, и кустарников.
Что запрещается делать на природе?
О чём нам говорят эти знаки!
Я предлагаю сегодня на уроке создать экологический проэкт « Красная книга нашего края»
У нас будет вот такая книга, сегодня шаг первый, мы можем уже вклеить сообщения ребят, которые они подготовили на урок.
Шаг второй: Подготовить рисунки, фотографии, сообщения, о редких растениях с которыми Вы сегодня познакомились.
Посмотрим, что у нас получится.
VІ Итог урока
С какой необычной книгой мы сегодня познакомились ?
Какие растения нашего края занесены в Красную книгу ?
Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке ?
Какие правила в природе Вам запомнились?
Урок мне бы хотелось закончить стихотворением
Спасибо за урок!!!


Жизнь
растений

Вода.

Тепло

Воздух


Свет

Почва



15