Конспект урока по окружающему миру на тему Группы животных (2 класс)УМК Л. Занков
положительное
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Станога Татьяна Михайловна
В данной статье хочу поделиться опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе.
Критическое мышление –это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.
Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз: стадия вызова; осмысление ;рефлексия.
Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Один из обучающихся либо педагог записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем учитель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.
На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучающийся определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и другим) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной.
Вторая стадия называется смысловой. На ней обучающийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчёта возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.
Третья фаза – рефлексия. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.
Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы: составление кластера, приём «Знаю-Умею-Хочу знать», пометки на полях, написание синквейна , мозговой штурм, верные – неверные утверждения и др.)
Ниже предлагается конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») с применением технологии развития критического мышления.
Конспект урока окружающего мира с применением технологии критического мышления.
Тема: Группы животных. 2класс. УМК Л. Занков.
Универсальные педагогические действия (метапредметные) Личностные. У обучающихся будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности, этические чувства; обучающийся получит возможность для формирования: представления и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные. Обучающийся научится: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: обобщать(выделять класс объектов по заданным признакам), анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; получит возможность научиться: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные. Обучающийся научится: использовать в общении правила вежливости, получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины. Птицы, рыбы, моллюски, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, паукообразные. Красная книга.
Образовательные ресурсы. Учебник «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков .Предметные картинки с изображением животных. Презентация «Моллюски»
Ход урока
1СТАДИЯ ВЫЗОВА
Загадки.
Приём «Мозговая атака» Он сети , как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Жук)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет расписные крылья.(Бабочки)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног ,Вот и весь я----(Осьминог)
В бинокль злую рыбу разгляжу
Всех на корабле предупрежу.
Знайте дети все прекрасно
С хищницей играть опасно:
Зубищи острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь! (Акула)
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая,
Бросим крошек поскорей
Для красавцев ….. (Снегирей).
Живёт спокойно ,не спешит
На всякий случай носит щит
Под ним не зная страха,
Гуляет … (Черепаха)
Из малька выходят лапки-
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка-
Длинноногая ….(Лягушка)
Прыгун-трусишка,
Хвост – коротышка.
Глазки с косинкой
Ушки вдоль спинки.
Одежда в два цвета-
На зиму, на лето! (Заяц)
Учитель на доску вывешивает картинки – отгадки.
-Ребята, как одним словом назвать отгадки?
Дети: Это животные.
Учитель: Людям известно более 1 млн.500тыс. разных видов животных. По некоторым общим признакам люди распределили их в известные нам группы.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Приём – составление кластера. Посмотрите в учебнике на стр. 75. Какие группы животных мы знаем?( Учитель на доке размещает слова-названия группы животных. Т. о. получается коллективно составленный кластер) Животные
птицы моллюски насекомые рыбы паукообразные пресмыкающиеся земноводные млекопитающие
Учитель: Отгадайте, оком будем говорить на уроке?
Дети: о моллюсках.
Корзина идей. Учитель: Что можете рассказать о моллюсках?
Дети: маленькие, скользкие, ползают.( Учитель записывает на доску ответы детей)
Учитель: Сейчас вы поработаете в паре. Прочитайте текст в учебнике на стр. 78.
Попробуйте составить свой кластер. (Проверка и обсуждение)
Учитель: Давай те посмотри презентацию о моллюсках и дополним свой кластер.( Просмотр презентации Выявление ошибочных мнений из корзины идей.)
МОЛЛЮСКИ - мускул
живут в воде сухопутныеосьминог кальмар улитка слизни
раковина
Синквейн1МОЛЛЮСКИ
2 СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ
3 ПОЛЗАЮТ, ПОЕДАЮТ, ПЛАВАЮТ
4 МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
5 ЖИВОТНЫЕ
3 . РЕФЛЕКСИЯ Я – ЗНАЛ …….
Я - УЗНАЛ …….
ХОЧУ УЗНАТЬ …….
Домашнее задание даётся учитывая желания детей , опираясь на данные рефлексии.