Рабочая программа по обучению грамоте (русский язык) по УМК Перспектива (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 55
Протокол №____ _________Н.А.Кошевцова ________Т.А.Татаринская
«28»августа2014г. «___» ____________2014 г. Приказ №_______ от «___» _____ ___2014 г.
Рассмотрено и принято на
заседании педагогического совета,
протокол №1 от «29» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте (письмо)
для 1 класса (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
на 2014-2015 учебный год
Составители: 1.Куцева О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55;
2.Денисова Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55; 3. Семенихина М.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.
4. Чернышова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.
Рецензент: Кошевцова Н.А., зам. директора по УВР МБОУ СОШ №55.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.
В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Цель курса: освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Основные содержательные линии.
Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
осознать язык как средство общения;
сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
изучать язык как культурно-исторический процесс от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак значение, значение звучание (содержание форма);
познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
К концу изучение курса «Обучение грамоте (письмо)» учащиеся должны знать:
все буквы русского алфавита;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
(е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
признаки гласных и согласных звуков.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
8. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
10. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
11. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
12. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты.
У обучающихся формируется представление о звуковом анализе слов:
-называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
-определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
Материально-техническое обеспечение программы:
Пропись №1 «Рисуй, думай, рассказывай», Климанова Л. Ф., Романина В. И., Борейко Л. Н. /М.: «Просвещение» , 2014 год.
Пропись №2 «Мой алфавит», Климанова Л. Ф. /М.: «Просвещение» , 2014год.
Пропись №3 «Мой алфавит», Климанова Л. Ф . /М.: «Просвещение» , 2014 год.
Пропись №4 «Пишу красиво», Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. /М.:«Просвещение», 2014 год.
Методическое пособие «Обучение грамоте», Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. / М.: «Просвещение» , 2014 год.
СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука»
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)для учащихся 1 «В»класса Семенихиной М.В.
№
Тема урока
Кол.час.
Дата
По плану
Факт.
Добукварный период. «Рисуй, думай, рассказывай»
1
Твои новые друзья. Дорога в школу.
1
1.09
2
Первое задание.
1
2.09
3
Что в центре?
1
3.09
4
Большие и маленькие.
1
4.09
5
Определи направление.
1
5.09
6
Чей домик? Лото.
1
8.09
7
Длиннее - короче. Целое и часть.
1
9.09
8
Головоломка. Овал.
1
10.09
9
В квартире. Веселые превращения.
1
11.09
10
Сравни дома. В магазине одежды.
1
12.09
11
«В походе». «На отдыхе».
1
15.09
12
«На коньках». Контуры и силуэты.
1
16.09
13
«На волнах». Морское путешествие.
1
17.09
14
«На лугу». «Мы рисуем».
1
18.09
15
«Под грибом». «Сравни и подумай»
1
19.09
16
«Мы - спортсмены». «Выбирай».
1
22.09
17
«Кто построил домики?». «Сравни и подумай»
1
23.09
18
«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке».
1
24.09
19
«Распиши посуду» «Наличники»
1
25.09
20
«Расшитые полотенца» «Лоскутное одеяло»
1
26.09
21
«Прогулка в парк». «Знаки в городе».
1
29.09
22
«Подбери пару». «Разгадай секрет».
1
30.09
23
«В спортивном зале». «Догадайся»
1
1.10
24
«На велосипедах». «Собери машину»
1
2.10
25
«Проверь себя». «Подумай и сравни».
1
3.10
Букварный период. «Мой алфавит» «Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ»
26
Знакомство с алфавитом. Буквы А,а.
1
6.10
27
Буквы О,о.
1
7.10
28
Письмо изученных букв.
1
8.10
29
Строчная и заглавная буквы у, У.
1
9.10
30
Строчная и заглавная буквы И, и.
1
10.10
31
Буква ы.
1
13.10
32
Строчная и заглавная буквы э, Э.
1
14.10
33
Буквенная мозайка.
1
15.10
34
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
16.10
«Письмо букв, слогов, слов, предложений»
35
Строчная и заглавная буквы М, м.
1
17.10
36
Строчная и заглавная буквы С, с.
1
20.10
37
Строчная и заглавная буквы н, Н.
1
21.10
38
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
22.10
39
Строчная и заглавная буквы л, Л.
1
23.10
40
Письмо слов с изученными буквами.
1
24.10
41
Строчная и заглавная буквы т, Т.
1
27.10
42
Буква к (строчная).
1
28.10
43
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
29.10
44
Заглавная буква К. Буквенная мозаика
1
30.10
45
Письмо слов с изученными буквами.
1
31.10
46
Строчная и заглавная буквы р, Р.
1
10.11
47
Строчная и заглавная буквы в, В.
1
11.11
48
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
12.11
49
Строчная и заглавная буквы п, П.
1
13.11
50
Строчная и заглавная буквы г, Г.
1
14.11
51
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
17.11
52
Письмо слов с изученными буквами.
1
18.11
53
Письмо слов с изученными буквами.
1
19.11
54
Буква е строчная и заглавная.
1
20.11
55
Буква ё строчная и заглавная.
1
21.11
56
Буквы е, ё после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного.
1
24.11
57
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
25.11
58
Письмо изученных строчных и заглавных букв.
1
26.11
59
Строчная и заглавная буквы б, Б.
1
27.11
60
Строчная и заглавная буквы з, З.
1
28.11
61
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
1.12
62
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
2.12
63
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Списывание.
1
3.12
64
Письмо строчной буквы д.
1
4.12
65
Письмо заглавной буквы Д.
1
5.12
66
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
8.12
67
Письмо строчной буквы ж.
1
9.12
68
Письмо заглавной буквы Ж.
1
10.12
69
Повторение изученных букв З, Б, Д, Ж. Сочетание жи.
1
11.12
70
Буквенная мозайка. Контрольное списывание.
1
12.12
71
Буквы я, Я.
1
15.12
72
Письмо слов с буквой я.
1
16.12
73
Письмо предложений с буквой я.
1
17.12
74
Буквы а я, о ё, ы и. Списывание предложений по памяти.
1
18.12
75
Упражнение в письме изученных букв.
1
19.12
76
Буква Х (строчная, заглавная). Зрительный диктант.
1
22.12
77
Мягкий знак. Запись слов с ь.
1
23.12
78
Повторение написания изученных букв.
1
24.12
79
Буква й. Списывание слов и предложений.
1
25.12
80
Письмо слов с буквами й, ь.
1
26.12
81
Письмо слов с изученными буквами.
1
29.12
82
Письмо строчной буквы ю.
1
12.01
83
Письмо заглавной буквы Ю. Имена собственные.
1
13.01
84
Запись слов с буквой ю.
1
14.01
85
Чудеса со словами.
1
15.01
86
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
16.01
87
Закрепление пройденного. Буквы е, ё и ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука.
1
19.01
88
Письмо строчной буквы ш.
1
20.01
89
Письмо заглавной буквы Ш.
1
21.01
90
Правописание сочетаний жи ши.
1
22.01
91
Письмо буквы Чч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу.
1
23.01
92
Письмо буквы Щщ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ща, щу.
1
26.01
93
Правописание буквосочетаний ча-ща,чу- щу.
1
27.01
94
Правописание буквосочетаний ча-ща,чу- щу.
1
28.01
95
Письмо строчной и заглавной букв ц, Ц. Письмо слов и предложений.
1
29.01
96
Заглавная и строчная буквы Ф, ф.
1
30.01
97
Письмо слов и предложений с буквой Ф, ф.
1
2.02
98
Разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки.
1
3.02
99
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
1
4.02
100
Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв.
1
5.02
Послебукварный период. «Пиши красиво»
101
Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.
1
6.02
102
Оформление предложений в тексте.
1
16.02
103
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных.
1
17.02
104
Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.
1
18.02
105
Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».
1
19.02
106
Правописание слов с сочетаниями жи-ши.
1
20.02
107
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.
1
24.02
108
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
1
25.02
109
Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова.
1
26.02
110
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
27.02
111
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делать?», «Что сделать?»
1
2.03
112
Правописание имён собственных.
1
3.03
113
Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.
1
4.03
114
Правописание твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласного. Правописание шипящих согласных.
1
5.03
115
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
1
6.03
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 55
Протокол №____ _________Н.А.Кошевцова ________Т.А.Татаринская
«28»августа2014г. «___» ____________2014 г. Приказ №_______ от «___» _____ ___2014 г.
Рассмотрено и принято на
заседании педагогического совета,
протокол №1 от «29» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 1 класса (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
на 2014-2015 учебный год
Составители: 1.Куцева О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55;
2.Денисова Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55; 3. Семенихина М.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.
4. Чернышова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.
Рецензент: Кошевцова Н.А., зам. директора по УВР МБОУ СОШ №55.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой в соответствии стребованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функционального направленность.
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления.
Цели:
формировать у детей представлений о языке как средстве общения и познания окружающего мира, коммуникативной и социокультурной компетенции;
Задачи:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Основные содержательные линии
Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь - язык - речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Методы изучения: словесный, наглядный, практический.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
все буквы русского алфавита;
наизусть 5-10 небольших стихотворений.
К концу 1 класса учащиеся должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
(е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
признаки гласных и согласных звуков.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
Уобучающихся формируется представление о звуковом анализе слов:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
- составлять небольшой текст (34 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Материально-техническое обеспечение предмета:
1. Уроки русского языка. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
2.Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. ./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
3. Климанова Л.Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.
4. СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык 1 класс»
5. Методические пособия по русскому языку. Климанова Л.Ф. 1 класс . - М.: Просвещение, 2014.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку Семенихиной М.В. для учащихся 1 «В» класса
№
Темаурока
Кол. час.
Дата
По плану
Факт.
«В мире общения. Слово»
1
Знакомство с учебником. В мире общения.
1
9.03
2
В мире общения. Цели и формы общения.
1
10.03
3
Главное средство общения – родной язык.
1
11.03
4
Словесное творчество.
1
12.03
5
Роль слова в общении.
1
13.03
6
Слово и его значение.
1
16.03
«Имя собственное»
7
Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
1
17.03
8
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.
1
18.03
9
Имя собственное. Правописание имён собственных. Словарный диктант.
1
19.03
10
Имя собственное. Правописание имен собственных
1
20.03
«Слово и его значение»
11
Слова с несколькими значениями.
1
1.04
12
Слова, близкие по значению (синонимы).
1
2.04
13
Слова, противоположные по значению (антонимы).
1
3.04
«Группы слов»
14
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.
1
6.04
15
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.
1
7.04
16
Слова, отвечающиена вопросы кто?и что?
1
8.04
17
Знакомство разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова - действия. Знакомство со старинными учебниками.
1
9.04
«Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение»
18
Звуки и буквы.
1
10.04
19
Звуки и буквы.
1
13.04
20
Алфавит.
1
14.04
21
Гласные звуки. Обозначение их буквами.
1
15.04
22
Согласные звуки.
1
16.04
23
Согласные звуки. Обозначение их буквами.
1
17.04
24
Слоги.
1
20.04
25
Деление слов на слоги.
1
21.04
26
Перенос слов.
1
22.04
27
Перенос слов.
1
23.04
28
Ударение.
1
24.04
29
Ударение.
1
27.04
30
Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно».
1
28.04
«Орфограммы русского языка – наше первое знакомство»
31.
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
1
29.04
32.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
1
30.04
33.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Контрольное списывание.
1
4.05
34
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е,
е, и, ю, я.
1
5.05
35.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, е, и, ю, я.
1
6.05
36.
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щy.
1
7.05
37.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
8.05
38.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант.
1
11.05
39.
Разделительный мягкий знак. Работа над ошибками
1
12.05
40.
Разделительный мягкий знак.
1
13.04
41.
Контрольное списывание.
1
14.05
42.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
1
15.05
43.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их
буквами.
1
18.05
«От слова к предложению, от предложения к тексту»
44.
Предложение. Отличие слова от предложения.
1
19.05
45.
Предложение. Отличие слова от предложения. Проверочная работа.
1
20.05
46.
Знаки препинания в конце предложения.
1
21.05
47
Текст. Отличие предложения от текста.
1
22.05
48
Текст. Отличие предложения от текста.
1
25.05
49
Административный итоговый контрольный диктант по теме «Повторение».
1
26.05
50
Анализ диктанта, обобщение изученного материала.
1
27.05
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 815