Программа «Экология здоровья человека» для 7-8 классов

Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации









Авторская педагогическая разработка








Автор разработки:
Шадонова ИП.
Учитель биологии
МОУ «СОШ №14»






















г. Ангарск


ПАСПОРТ
На авторскую педагогическую разработку (адаптационная)
1 раздел
Шадонова Инга Петровна, учитель, МОУ «СОШ №14»
Биология
Предназначена для 7-8 классов
Разработка используется с 2009 года.






































Данная программа построена на основе программы «Экология здоровья человека» для 7-8 классов (автор В.Ф.Морозова).
Актуальность создания адаптированной программы “ Экология здоровья человека ”, для 7-8 классов продиктована необходимостью решения проблемы здоровья сбережения как взрослого, так и детского населения г. Ангарска. Здоровье - самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха, Важнейшее условие сохранения здоровья - правильная организация жизни, разумное построение труда и быта, и решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровье сберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что и направлена программа “ Экология здоровья человека ”. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Данная программа предусматривает изучение этих вопросов, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.
Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и экологии.
Основными методами обучения являются частично - поисковый и исследовательский.
Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические и практические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, ОБЖ, географии и предусматривает воспитание здорового ребенка с учетом природно-климатических условий нашего края и выработанных в традициях народов Сибири ценностно-ориентированных путей формирования здорового образа жизни.
Поэтому цель данного курса «Экология здоровья человека» заключается в том, чтобы пробудить интерес школьников к проблеме сохранения своего здоровья как особой человеческой ценности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- продолжить формирование ценностного представления о человеке как части окружающей природы, на основе имеющегося опыта и знаний учащихся, полученных через личные ощущения и переживания;
- расширить знания о человеке как биологическом и социальном существе, здоровье которого зависит от состояния окружающей среды;
- убедить школьников в необходимости сохранения своего здоровья и природы, воздействуя на их эмоциональную сферу, чувство сопереживания и сострадания по отношению к природе и друг к другу. Изучение курса предполагает активное включение учеников в самостоятельную работу, что сделает их познавательную деятельность более осмысленной, сформирует умение наблюдать, описывать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Планируемый результат: сформировать представление о человеке как части природы, его здоровье, которое во многом зависит от экологического состояния окружающей среды; сформировать осмысленное понимание ценностного отношения к своему здоровью как общественному достоянию.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Определение понятий «здоровье», «иммунитет», «гигиена».
Отличия врожденного иммунитета от приобретенного.
Причины и проявления заболеваний: СПИДа, туберкулеза, венерических, острых респираторно-вирусных, гипертонии, гиподинамии и др.
Факторы среды, ухудшающие здоровье: экологическое состояние городов, сокращение площади лесов, сокращение объемов чистой пресной воды.
Факторы среды, улучшающие здоровье: озеленение городов, использование безотходных и малоотходных технологий, использование альтернативных источников энергии и пр.
Учащиеся должны уметь:
Проводить соматотропические измерения.
Определять работоспособность.
Составлять суточный энергетический рацион, соблюдая правила сбалансированного питания.
Давать гигиеническую оценку режиму дня, микроклимату помещений.
Овладеть простейшими приемами самомассажа.
В данную программу включены следующие темы:
Адаптации. Защита организма от заболеваний. Какая среда комфортна для человека. Влияние негативных факторов на здоровье человека. Данные темы являются важными при изучении здоровья человека, так как являются связующим звеном между понятиями «здоровье» и «среда жизнедеятельности», адаптации как совокупность видовых особенностей человека, обеспечивают возможность специфического образа жизни при определенных условиях среды.
Экология города.
В данную программу включены следующие практические работы:
Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.
Гигиеническая оценка режима дня (в т.ч. школьного расписания).
Гигиеническая оценка микроклимата помещения (температура, влажность, скорость проветривания, освещенность, озеленение).
Проведение соматотропических измерений (рост, масса, пропорции тела). Составление суточного энергетического рациона
Диагностика здорового образа жизни; Составление индивидуальной программы здоровья.
Факторы укрепления здоровья: гигиена труда и отдыха, личная гигиена, гигиена помещений. Профилактические меры.
Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности.

Тематическое планирование

Тема
Количество часов


Введение
Человек и природа.
Факторы живой и неживой природы.
Взаимосвязь природных факторов и здоровья человека. Деятельность человека по сохранению природы.
1


Тема 1. Здоровье человека и окружающая среда
1


Экология здоровья человека.
1


Понятие здоровья. Виды здоровья
1


Из истории наук о здоровье человека.
1


Факторы здоровья и риска заболеваний.
1


Образ жизни как фактор здоровья.
1


Влияние негативных факторов на здоровье человека.
1


Практическая работа № 1.Факторы укрепления здоровья: гигиена труда и отдыха, личная гигиена, гигиена помещений. Профилактические меры.

1


Физическое и психическое здоровье.
1


Практическая работа №2. Проведение соматотропических измерений (рост, масса, пропорции тела). Составление суточного энергетического рациона

1


Основы здорового образа жизни.
1


Практическая работа № 3.Диагностика здорового образа жизни; Составление индивидуальной программы здоровья
1


Наследственность составная часть здоровья. Наследственность- важный фактор здоровья. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
1


Практическая работа №4. Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.
1


Влияние окружающей природы на здоровье человека.
1


Какая среда комфортна для человека
1


Адаптации. Защита организма от заболеваний.
Стресс- наследственная реакция адаптации.
Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный.
1


Химические загрязнения среды и здоровье человека
Практическая работа№5 “Определение степени запылённости листьев”.
1


Биологические загрязнения и болезни человека
Основные виды биологических загрязнителей, их роль в возникновении инфекционных заболеваний.
1


Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость. Погода и самочувствие человека
1


Практическая работа №6. Гигиеническая оценка микроклимата помещения (температура, влажность, скорость проветривания, освещенность, озеленение).
1


Экология города
Практическая работа №7. Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности
Научить прогнозировать состояние здоровья населения в зависимости от экологического состояния нашей местности, а также любой другой по заданным условиям. Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в городе Ангарске. Основные виды загрязнителей. Состояние здоровья населения, основные заболевания. Возможные пути улучшения данной ситуации
2




Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей.
1


Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека.
1


Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы.
1


Ролевая игра: «Вредным привычкам - нет».
1


Культура отдыха в природном окружении.
1


Парки и заповедники города.
1


Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы.
1


Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека. Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений.
1


Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями.
1


Практическая работа№8.: Определение лекарственных и ядовитых растений
1


итого
34


Рекомендуемая литература:
1. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 2. М., 2002.
2. Программно-методические материалы «Биология» 6-11. М., 2002.
З.Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М., 1993.
4. Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека. М., 1992.
5. Белоусова О.С. Вредным привычкам - нет!. Журнал «Биология в школе». 2004. №7
б. Морозова В.Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения. Журнал «Биология в школе». 2003. №4 .
7. Морозова В.Ф. «Здоровье человека и планета» (программа элективного курса для 8-го класса). Современная гимназия - через универсальность к многообразию. М., ТОО «Чарли», 1996.
8. Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
9. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
10. Даутов Ф. Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. – Казань: Издательство казанского университета, 1992.

Приложение 1
Контрольно - измерительные задания.
Тест с одним правильным вариантом ответа.

Наука о создании условий для сохранения человеком здоровья:
А. Анатомия Б. Физиология
В. Гигиена Г. Иммунология

Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:
А. Охраны окружающей среды. Б. Более крепкого сна
В. Охраны здоровья Г. Борьбы с паразитами

Взаимоотношения организма со средой обитания изучает
А. Морфология Б. Физиология
В. Гигиена Г. Экология

Все элементы окружающей среды, влияющие на организм, называются факторами
А. Абиотическими Б. Антропогенными
В. Экологическими Г. Биотическими

Утомление в мышцах развивается быстрее
А. При маленькой нагрузке Б. В состоянии покоя
В. При быстром ритме Г. При медленном ритме

Благодаря физическим упражнениям
А.Объем мышц не изменяется Б. Повышается физическая выносливость
В. Усиливается рост организма Г. Мышцы хуже снабжаются кровью

Невосприимчивость организма к какой-либо инфекции - это
А. Малокровие Б. Гемофилия
В. Фагоцитоз Г. Иммунитет

Иммунитет, возникший в результате прививок
А. Искусственный Б. Естественный
В. Врожденный Г. Приобретенный

Помещения нужно регулярно проветривать, чтобы
А. Удалить избыток СО2 Б. Удалить избыток пыли
В. Увеличить влажность воздуха Г. Уничтожить микробов

К вредным газообразным примесям в воздухе относятся
А. Азот Б. Водород
В. Угарный газ Г. Кислород

К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относятся
А. Инфаркт миокарда Б. СПИД
В. Малокровие Г. Туберкулез

В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно
А. Заниматься спортом Б. Делать зарядку
В. Не бывать на улице в холодную погоду
Г. Прикрывать рот и нос марлевой повязкой при общении с больными

К желудочно-кишечным болезням относятся
А. Сахарный диабет Б. Туберкулез
В. Дизентерия Г. Гемофилия

Чтобы избежать заражения дизентерией, нужно
А. Мыть руки, овощи, фрукты Б. Пить кипяченую воду
В. Регулярно употреблять витамины Г. Есть только вареную пищу

Раны на поверхности кожи обрабатывают йодом, чтобы избежать
А. Попадания в раны грязи Б. Попадания микроорганизмов
В. Кровопотери Г. Боли

Чистота кожи- важнейшее условие здоровья человека, т. К. грязь
А. Способствует усиленному Б. Разрушает кожу
потоотделению
В. Закупоривает протоки сальных Г. Способствует проникновению
и потовых желез в кожу ядовитых веществ

При понижении температуры среды сосуды кожи
А. Сужаются, к коже притекает больше крови
Б. Расширяются, к коже притекает больше крови
В. Сужаются, к коже притекает меньше крови
Г. Расширяются, к коже притекает меньше крови

Во влажном воздухе человек чувствует себя хуже, чем в сухом, т. К.
А. Образуется меньше пота Б. Закупориваются потовые железы
В. Кровь медленно движется Г. Затрудняется испарение пота

Устранению утомления способствует
А. Однообразный физический труд Б. Однообразный умственный труд
В. Чередование физического и Г. Тяжелая физическая работа
умственного труда

Предупредительные прививки
А. Останавливают рост микробов Б. Непосредственно убивают микробов
В. Вызывают образование антител Г. Прекращают течение болезни

Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, должны больше употреблять
А. Пищи, содержащей жиры Б. Пищи, содержащей белки
В. Мясной пищи Г. Продуктов, богатых клетчаткой

К наследственным болезням человека относят
А. Корь Б. Холеру
В. Грипп Г. Болезнь Дауна



Приложение 2
Инструкции к практическим работам

Практическая работа № 1 (проводится в парах или группах)

Проведение соматотропических измерений

Цель: научиться оценивать показатели физического развития с помощью соматотропических измерений и определять гармоничность физического развития по антропометрическим данным.
Материалы и оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы
Антропометрия- совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.
Соматотропические измерения – измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и др.
Измерение роста проводится с помощью ростомера. Полученный результат фиксируется.
Измерение окружности грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Определяется экскурсия грудной клетки.
Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Полученный результат фиксируется.
Определение массы тела проводится с помощью медицинских весов. Результат фиксируется.
Оценка полученных результатов
Величина экскурсии грудной клетки у молодых здоровых людей колеблется от 6 до 9 см.
Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц.
Сделайте вывод о степени вашего физического развития.
«Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных половых и возрастных группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе ваши показатели к среднестатистическим данным.


Процентные величины длины тела, см

Воз-
раст,
лет
Пол
«Коридор» и соответствующие ему показатели



1

2

3

4

5

6

7

13
м
д

140,2
139,5

143,6
143,1

147,4
148,0

160,4
160,3

165,8
164,3

169,6
168,0


14
м
д

144,9
144,0

148,3
147,4

152,4
152,4

166,4
164,4

172,2
168,0

176,0
170,5


15
м
д

149,3
148,1

153,2
151,6

158,0
156,3

172,0
167,0

178,0
170,3

181,0
175,5






Процентные величины массы тела, кг

Воз-
раст,
лет
Пол
«Коридор» и соответствующие ему показатели



1

2

3

4

5

6

7

13
м
д

31,0
32,0

33,4
35,3

39,8
40,0

49,0
51,8

56,2
56,8

63,6
64,2


14
м
д

34,0
36,1

35,2
39,9

42,2
44,0

54,6
55,0

62,6
60,9

70,6
70,0


15
м
д

37,8
39,4

40,8
43,7

46,9
47,6

60,2
58,0

65,1
63,9

76,5
73,6



Процентные величины окружности груди, см

Воз-
раст,
лет
Пол
«Коридор» и соответствующие ему показатели



1

2

3

4

5

6

7

13
м
д

64,7
64,3

66,9
66,8

70,2
70,0

78,2
80,9

87,2
85,0

87,0
88,0


14
м
д

67,0
67,0

68,6
69,6

73,1
73,0

81,8
83,5

86,2
87,6

91,0
91,0


15
м
д

70,0
70,0

72,6
72,9

76,3
76,2

85,7
858,5

90,1
89,3

94,2
92,6






Практическая работа № 2.

Определение работоспособности (проводится в группе)

Цель: познакомиться с разными формами и методами определения и контроля работоспособности.
Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), скамейка необходимой высоты.
Ход работы
Определение работоспособности по одышке.
В спокойном темпе без остановок испытуемый поднимается на 4–й этаж типового жилого дома (или учебного заведения). Такую же работу выполняют и другие члены группы.
Оценка результатов
Субъективная – отсутствие одышки указывает на очень хорошую работоспособность.
Объективная – контроль пульса.
Оцените результаты с помощью таблицы


Состояние физической работоспособности

Частота пульса, уд/мин
Состояние работоспособности

Менее100
Отличное

От100 до 130
Хорошее

От 130 до 150
Посредственное

Более 150
Нежелательное (тренированность почти отсутствует)


Определение работоспособности по одышке, когда работа лимитируется временем.
Ход работы
Испытуемый поднимается на 4-й этаж за 2 минуты. Такую же работу выполняют и другие члены группы.
Оценка результатов
Если частота сердечных сокращений после подъема выше 140 сокращений в минуту, вы имеете плохую физическую работоспособность.

Определение физической работоспособности
Ф.И.
Субъективные ощущения
Частота пульса, уд/мин
Оценка работоспособности

1.





Гарвардский степ – тест
Гарвардский степ-тест предусматривает замеры пульса при подъемах и спусках на ступень высотой 40-50 см. в домашних условиях ее может заменить обычный стул. В течение 4-5 минут (300 с) необходимо подниматься на ступень и спускаться с нее в темпе 30 восхождений и спусков в 1 мин.

Высота ступеньки и время восхождения при выполнении пробы в зависимости от пола и возраста.
Пол и возраст
Высота ступеньки
Длительность восхождений, мин.

Мальчики – юноши
(12-18 лет)
50
4

Девочки- девушки
(12-18 лет)
40
4


Ход работы
Испытуемый выполняет подъемы на четыре счета (лучше под метроном): «раз» - встать одной ногой на ступеньку, «два» - другой ногой, «три» - опустить одну ногу на пол, «четыре» - другую ногу.
Во время выполнения теста экспериментатор подсчитывает пульс у испытуемого в течение 30 с 3 раза: от 60-й до 90-й, от 120-й до 150-й и от 150-й до 200-й.
Работоспособность испытуемого определяют по формуле, где Р1 - частота пульса за период 60-90 с, Р2 – частота пульса за период 120 – 150 с, Р3 – частота пульса за период 180-210 с восстановительного периода, Т – фактическое время выполнения теста (с).



Оценка результатов
Сопоставьте значения результатов с оценочной шкалой работоспособности.
Значение результатов Гарвардского степ-теста
Работоспособность

Менее 50
Очень плохая

51-60
Плохая

61-70
Достаточная

71-80
Хорошая

81-90
Очень хорошая

Более 91
Отличная


На основании рассчитанных результатов Гарвардского степ-теста испытуемых сделайте вывод о состоянии их работоспособности.






Практическая работа № 3

Составление суточного энергетического рациона

Цель: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион
Материалы и оборудование: таблицы калорийности пищевых продуктов, таблицы энергозатрат при различных видах деятельности человека.
Ход работы
При составлении пищевого рациона следует придерживаться правил:
-- калорийность суточного рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
-- необходимо учитывать оптимальное для лиц данного вида труда и возраста количество белков, жиров и углеводов;
--наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи;
-- продукты, богатые белком, рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90 % пищи.
Расход энергии у подростка, находящегося в состоянии относительного мышечного покоя составляет примерно 1700 ккал в сутки
Сделайте выводы:
Насколько рационален ваш суточный пищевой рацион?
Как изменяется расход энергии в зависимости от работы?
На что расходуется энергия в условиях относительного покоя?








Практическая работа № 4

Гигиеническая оценка режима дня
Цель: научиться составлять режим дня с учетом гигиенических требований.
Ход работы:
Все живое имеет свои биологические часы, а способность к ритмической деятельности (биоритмы) передается по наследству. У большинства здоровых людей наивысший уровень активности коры больших полушарий головного мозга отмечается в утренние и дневные часы, снижение – во вторую половину дня, падение – вечером. У подавляющего большинства имеется два подъема работоспособности: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. Максимальная активность пищеварительной системы – между 12 14 ч. Следовательно, в этот период пища лучше усваивается организмом. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.
Составьте режим дня, учитывая смену умственного труда и физической нагрузки;
-- условия для выполнения режима дня;
-- биологические и физиологические основы режима дня;
-- выполнение основных обязанностей ( учебные занятия, работа по дому), регулярное питание, игры, прогулки;
-- время для удовлетворения личных интересов (общение, чтение, музыка, рисование и т. д.)
Ответьте на вопросы :
--реален ли ваш режим дня для выполнения?
--способствует ли ваш режим дня самодисциплине и самовоспитанию?




Практическая работа № 5
Гигиеническая оценка микроклимата помещений
Цель: научиться измерять и давать гигиеническую оценку микроклиматическим факторам и изучить влияние микроклимата на самочувствие и работоспособность человека.
Материалы и оборудование: барометр, термометр, гигрометр.
Ход работы:
Определение атмосферного давления с помощью барометра. Нормальное атмосферное давление 760 ± 20 мм рт. ст.
Определение температуры воздуха.
Для измерения и оценки температурного режима термометры помещают на 57 минут в 4 точках помещения: в центре помещения на высоте 0,5 м и 1,5 м от пола и на высоте 1,5 м примерно в 10 см от наружной и внутренней стен помещения. Средняя t0 помещения равна Et0 /4. перепады по горизонтали и вертикали равны соответственно разностям: t02 – t02 и t04 – t03
Гигиенические нормативы параметров микроклимата для разных помещений
Род помещений
Климат или условия труда
Оптимальные параметры



Температура, С0
Перепады t0
Относительная влажность, %



Максимально допустимая
Средняя (оптимальная)
По горизонтали
По вертикали (на 1 м)


Жилые и учебные
Умеренный
Жаркий
Холодный
25
28
25
20-22
23-25
21-23
до 2
»
до 3
до 2,5
»
до 3
20-60
30-60
20-60


4 Измерение влажности воздуха. Относительная влажность может быть измерена гигрометром.
Сделайте вывод: соответствует ли микроклимат помещения оптимальным параметрам? Если нет, то какие меры необходимо предпринять для улучшения микроклимата помещения?



Практическая работа № 6
Техника и методика самомассажа
Цель: овладеть простейшими приемами самомассажа
Ход работы:
Основные массажные приемы: поглаживание, растирание, активные и пассивные движения, разминание, потряхивание, ударные приемы, встряхивание.
Приступая к освоению приемов массажа, следует познакомиться с основными мышцами и связочно-суставным аппаратом человека.
Самомассаж делят на общий и частичный. При общем самомассаже массируют все тело с ног до головы. Длительность общего массажа – 20 – 25 минут. При частичном самомассаже воздействуют лишь на часть тела в течении 6 -12 минут.
Существуют несколько видов самомассажа: гигиенический, туристический, производственный, банный, лечебный.
Отработайте приемы самомассажа.





Формула расчета работоспособности (Гарвардский степ-тест)
Т*100
(Р1+Р2+Р3)



15