Презентация на тему Как увлечь детей уроком? Эффективные методики преподавания
Как увлечь детей уроком?Эффективные методики преподаванияУчитель математики МБОУ СОШ № 61 Курчатова С.В.
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.В.А. Сухомлинский.
Возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса.
Предлагаемые методики позволяют делать так, чтобы дети на протяжении всего урока были сосредоточены на учебе:Методика № 1: «Холодный обзвон»Методика № 2: «Вопрос-ответ»Методика № 3: «Лапта»Методика № 4: «Время ожидания»
Методика № 1: «Холодный обзвон»Данная методика предполагает, что учитель вызывает ученика независимо от того, тянет ли он руку, желая ответить. На первый взгляд, данная методика кажется обманчиво простой: учитель задает вопрос и называет имя ученика, который должен на него ответить. Но если дети увидят, что учитель часто и регулярно вызывает тех, кто не поднимал руку, они будут ожидать этого и готовиться к тому, что это в любой момент может случиться и с ними.
Первое преимущество методики «Холодный обзвон»:- она позволяет эффективно и систематически проводить проверку на понимание материала. Чрезвычайно важно иметь возможность в любой момент проверить уровень усвоения материала любым учеником. Благодаря «Холодному обзвону» появляется возможность проверить уровень знаний именно того ученика, который особенно беспокоит, и при этом данный процесс будет выглядеть совершенно нормальным и естественным.
Второе преимущество методики «Холодный обзвон»:- она позволяет повысить скорость учебного процесса, как с точки зрения выбранного учителем темпа (иллюзия скорости), так и с точки зрения реальной скорости, с которой он может пройти материал с классом на самом деле.При использовании данной методики не нужно выжидающе смотреть на детей, надеясь, что кто-то, наконец, поднимет руку, благодаря чему в классе не возникает томительная, расхолаживающая атмосфера, когда никто не хочет отвечать, и повисает неприятная пауза.
Третье преимущество методики «Холодный обзвон»:- она позволяет шире распределить работу в классе и донести до детей мысль о том, что учителю действительно интересно, что они скажут. Многие дети могут и хотят внести свой вклад в обсуждение материала, но не станут этого делать до тех пор, пока их не подтолкнут или не спросят напрямую. Они просто не уверены, что кому-то действительно интересно, что они думают.
Четвертое преимущество методики «Холодный обзвон»:- она помогает не только вовлечь в рабочий процесс больше учеников, но и производит мощный культурный эффект, распространяя нужную атмосферу активного участия класса в целом.Если ребенок точно знает, что в ближайшее время его вполне могут призвать к участию в работе класса, у него возникает сильный стимул выполнить эту работу заранее, предварив данное событие. Это невероятно мощный фактор, повышающий его личную ответственность за учебу.
- «Холодный обзвон» должен быть предсказуемым. Это стратегия вовлечения, а не дисциплинарного воздействия. - «Холодный обзвон» должен быть систематическим. Учитель четко дает классу понять, что дело в его ожиданиях, а не в конкретных учениках. - «Холодный обзвон» должен быть позитивным. Позитивный момент в данном случае – то, что ребенок видит: по мнению учителя, он вполне способен ответить на вопрос. - «Холодный обзвон» нужно вести по методу «строительных лесов». Следует начинать с простых вопросов, вовлекать учеников в обсуждение, используя уже известные им термины и имеющиеся у них знания, подкреплять и развивать базовые знания и только после этого переходить к более трудным моментам. Успех методики базируется на применении следующих основных принципов:
Основной элемент методики «Вопрос-ответ» заключается в том, что учитель задает вопрос, а весь класс хором отвечает. Это звучит просто, но если эффективно использовать этот метод во всех его вариациях, он может стать на редкость действенным инструментом не только вовлечения учеников в учебный процесс, но и повышения их успеваемости.Методика № 2: «Вопрос-ответ»
Повторение и закрепление пройденного материала. То, что ученики отвечают как группа, гарантирует, что на вопрос учителя может ответить каждый из них. Есть и другой весьма эффективный способ: один ученик дает уверенный, сильный ответ, и учитель просит класс повторить его. Весь класс повторяет и закрепляет материал, а ученик, давший верный ответ, получает четкое подтверждение, что сказанное им, действительно, важно.Веселая, энергичная атмосфера. Эта методика на редкость энергична и активна; она вдохновляет класс. Закрепление желательной поведенческой модели. Методика «Вопрос-ответ» несет в себе потрясающую скрытую выгоду: ученики раз за разом реагируют на вопрос учителя по его сигналу. В результате они каждый раз выполняют его требование, причем публично. Таким образом, данная методика вводит в привычку четкое, активное и своевременное подчинение требованиям учителя; закрепляет его в мышечной памяти детей.Эффективная методика «Вопрос-ответ» позволяет достичь трех основных целей:
Эффективные способы адаптации методики «Вопрос-ответ»:- Объединить «Вопрос-ответ» с методикой «Холодный обзвон» и использовать их попеременно. Чередуя ответы хором с ответами отдельных учеников, повышается уровень внимательности учащихся, и в классе создается атмосфера позитивного напряжения, благодаря чему урок становится интереснее.- Оживить методику «Вопрос-ответ», попросив отвечать хором отдельные подгруппы класса, и разработав для этого специальные сигналы. Например, вызывать попеременно мальчиков и девочек, левую и правую часть класса, сидящих на первых и задних партах. Этот прием делает урок интереснее и неожиданнее и обеспечивает более полное участие класса в учебном процессе.
Методика № 3: «Лапта»Данная методика предусматривает следующее: учитель быстро «посылает» «мячи» - вопросы группе учащихся, а те быстро «отбивают подачу», отвечая на них. Если ответы правильные, учитель не останавливается, чтобы их обсудить, а сразу предлагает другому ученику очередной вопрос. Если же ответ неверный, учитель адресует тот же вопрос другому ребенку, иногда повторно отвечает тот же. Главное - все должно происходить стремительно и энергично. Суть методики «Лапта»: быстрый темп и полная непредсказуемость (никогда не знаешь, кто следующим получит «мяч»).
Во-первых, хотя «Лапта» часто включает в себя «Холодный обзвон», но это необязательно. При использовании методики «Лапта» можно при желании быстро и энергично вызывать добровольцев, которые тянут руку, - либо сразу же, либо сделав короткий перерыв после «Холодного обзвона». Эффективнее использовать второй вариант, когда все начинается с «Холодного обзвона». Но как только класс полностью увлекается процессом, и дети, услышав вопрос, активно тянут руки, желая ответить, учитель переходит к методике «Лапта», предусматривающей быстрый опрос всех желающих.Во-вторых, при использовании методики «Лапта» почти всегда задаются базовые, основополагающие вопросы, часто для повторения уже знакомого классу материала, а «Холодный обзвон» может включать в себя вопросы любого уровня сложности и любого типа. В-третьих, «Лапта» - это игра. Поэтому в классе нужно использовать некие сигналы, которые указывали бы детям, что они сейчас играют в забавную игру. Словом, делать на уроке то, чего обычно не делают. Но следует помнить, что на «Лапту» отводится мало времени, и эта игра должна иметь четкие начало и конец. «Лапта» и «Холодный обзвон»: в чем их отличия?
Возможные варианты, которыми можно успешно подчеркнуть развлекательность методики «Вопрос-ответ»:Можно сесть. Этот вариант, как правило, используется в начале урока. Ученики встают, приветствуя учителя, а он, словно перцем, засыпает их быстрыми вопросами. Дети «зарабатывают» право сесть на свое место, правильно ответив на вопрос. В данном случае учитель опять же не обсуждает ответы. Он просто жестом показывает, кто может сесть, а кто пока остается стоять. Можно встать. Этот вариант лучше использовать в конце урока. Ответившие верно встают и получают право раньше других выйти из класса и, следовательно, оказаться первыми в очереди в буфет.
Методика № 4: «Время ожидания»Суть данной методики - в небольшой, в несколько стратегических секунд, паузе между моментом, когда учитель задал вопрос, и когда попросили ученика начать отвечать на него.
Три-пять секунд дополнительного времени на обдумывание вопроса обеспечивают сразу несколько важных преимуществ:ответы становятся более длинными и правильными;уменьшается количество отказов отвечать (количество детей, которые говорят: «Я не знаю»);увеличивается количество учеников, желающих ответить добровольно;возрастает доказательность ответов.
Для повышения эффективности использования данной методики следует подумать об использовании методики «Время ожидания с комментариями». В этом случае учитель четко и конкретно говорит ученикам, что им следует сделать в предоставленные три секунды ожидания, чтобы использовать их максимально продуктивно: Комментарии учителя:1) «Я хочу видеть больше рук».2) «Я хотела бы видеть, по крайней мере, пятнадцать рук, прежде чем мы выслушаем ответ».3) «Я дам вам время на размышление, потому что это довольно трудный вопрос, а ваш первый ответ, скорее всего, не самый удачный».4) «Я вижу, что некоторые из вас напряженно думают и записывают свои мысли, поэтому дам всему классу еще несколько секунд».Акценты комментариев:1) Указывает, что учитель хотел бы вовлечь в работу больше учеников.2) Устанавливает групповую цель участия, а благодаря использованию местоимения «мы» ответ превращается в коллективный проект.3) Рекомендует детям еще раз проверить себя и подготовить как минимум еще один вариант ответа.4) Рассказывает детям об одной из практических форм продуктивной работы в классе (записать свои мысли) и советует применить этот прием тем, кто этого еще не сделал.