Как увлечь чтением ребёнка


Я думаю, что не только коллеги-учителя, но и родители часто задают себе вопрос, как привить ребёнку интерес к чтению… Кто-то старается воплотить советы, найденные в интернете или вычитанные из умных книг. Кто-то вспоминает опыт своей семьи, своего детства и старается действовать проверенными методами. Кто-то действует по принципу: все средства хороши: и прошлый опыт, и советы, и новые креативные идеи, лишь бы был результат, т. е. наступил тот момент, когда ребёнок не под давлением нас, взрослых, а по собственному желанию потянется к книге. Мне как учителю понятны тревога и заинтересованность родителей, моих коллег в том, что книжке обязательно должно быть место в жизни любого ребёнка. Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали. Самым счастливым мгновением для меня всегда был момент, когда я видела горящую лампочку в окошке нашей сельской библиотеки. Она была очень тусклой, как я сейчас вспоминаю, но в тот момент, когда я подбегала к ступенькам, ведущим в библиотеку, ярче и лучше для меня ничего не было.
Ребенок мало читает... Когда слышишь такие сетования, хочется задать вопрос к родителям: "А сами Вы много читаете?". Я думаю, дети во многом берут пример с родителей. Если ребенок видит, что кто-то из родителй заинтересован чтением, то ему самому станет любопытно и он обязательно откроет книжку.
Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если в детстве ему читали книги, то это обязательно произойдет. Всегда советую родителям: «Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним»
Современное поколение вряд ли будет читать столько же сколько наше. Интернет, ТВ, компьютерные игры отнимают у них слишком много времени. В девять лет уже несколько поздно начинать прививать любовь к чтению. С 4-5 лет надо уже начинать детям читать книжки. Сначала читают им родители, потом постепенно сами начнут.
Я убеждена, что приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно. К подбору книг нужно подходить очень серьезно. Начинать с того, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какое горе испытал один из моих учеников 5 класса после чтения рассказа И. С. Тургнева «Муму» Дочитывала рассказ в полной тишине…и вдруг среди этой потрясённой тишины послышались рыдания. Мальчишка просто рыдал в голос, жалея несчастную собаку и её немого друга. Я думаю, что прекрасная книга сделала своё благородное дело-достучалась до сердца ребёнка
Я всегда даю совет родителям: «Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день! После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла. Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями. Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность».
Меня воспитывала бабушка, женщина с 4-классным образованием. Она очень любила. Я всегда из библиотеки приносила книги для неё и для себя. Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дочь моя и сейчас много читает и любит литературу. Даже любимый Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги. Считая, что я свою задачу в этом плане воспитания выполнила, беру на себя смелость поделиться и с вами некоторыми советами.
Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно. К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм. Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день! После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла. Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями. Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет. Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним. Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»
Современное поколение вряд ли будет читать столько же сколько наше. Интернет, ТВ, компьютерные игры отнимают у них слишком много времени. В девять лет уже несколько поздно начинать прививать любовь к чтению. С 4-5 лет надо уже начинать детям читать книжки. Сперва читают им родители, потом тихо тихо сами начнут.
надо было прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Я, например, читала дочке, потом она сама научилась и с тех пор, у нее не бывает дня без книги.
А вот тут не согласна, хоть мы и любим математику но читать нужно. Чтобы потом ребёнок смог полноценно общаться в общесве, и его словарный запас не был ограничен простейшими фразами.
Книжки читаем с самого раннего детства, да Интернет (к ТВ мы абсолютно ровно дышим) - это настоящая паутина, в которой повязли по самое "не-хочу" современные детишки. Но каждый родитель должен помогать своим детям организовывать досуг. Если отмахиваться от детей, давать им сидеть в сети, лишь бы не надоедали(лично видела такое в жизни!!!), то конечно, о каких книгах можно вести речь. Да, время не стоит на месте, но лично моё мнение - книга должна присутствовать в жизни каждого, и не только ребёнка.
Ребенок мало читает... Вопрос к родителям: "А сами Вы много читаете?". Я думаю дети во многом берут пример с родителей. Если ребенок видит, что вы заинтересованы чтением, то ему самому станет любопытно.
Важное значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Часто неудача в достижении цели лишает ребёнка стимула; если же дела идут успешно, ребёнок стремится довести работу до конца. Некоторые учащиеся уже могут противоборствовать возникающим трудностям, пытаются, во что бы то ни стало преодолеть их, упорно отказываются сдавать свои позиции. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то ребёнок помнит о мотиве и подчиняет ему свои действия только в присутствии взрослого, который дал задание и организует его выполнение.
Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии создаём доброжелательную и непринуждённую обстановку. Время проведения занятий ограничено 20-30 минутами. Внимание учащихся неустойчиво, им трудно оставаться внимательными даже на протяжении этого времени из-за большой нагрузки на нервную систему. Но ребёнку можно помочь, если разнообразить его деятельность, используя игру.
Постоянно подбадриваем учащихся, любая положительная оценка повышает значительность ребёнка в собственных глазах, это очень важный стимул. Неудачи не должны удручать, оценка будет стимулировать его к дальнейшему росту, будить в ребёнке стремление добиваться новых результатов. Примером таких оценок может быть система, предложенная психологами, и, используемая на наших занятиях. Это оценивание самого себя по трём критериям: правильность (количество сделанных ошибок на занятии), скорость чтения и настроение.
Определяя собственный уровень работы на занятии, учащийся будет осознавать свои действия, а, следовательно, процесс чтения станет более целенаправленным. Этому и способствуют вопросы, которые мы задаём ребёнку в конце занятия: Чему ты научился? Как тебе это поможет? Опираемся на желания. Нужно понять: важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, что хочет ребёнок. Не пытаемся его ломать или переделывать, а используем тексты из книг о животных, путешествиях, компьютерных играх и т.д. Используем тексты, которые интересны детям. Книга должна обязательно соответствовать возрасту. Если ребёнок читает послоговым способом, даём множество упражнений на повторение букв и соответствующих им звуков, составление слогов, чтение слогов на время, нахождение слогов, составление слогов и т.д.(эти и другие упражнения широко представлены в методической литературе).А давать ему стихи, рассказы, даже сравнительно небольшого объёма, нецелесообразно, т.к. ребёнок, концентрируясь на прочитывании (слогослиянии), будет затрудняться одновременно вникать и в содержание. Не осознавая до конца прочитанного, ребёнок потеряет интерес к содержанию. Однако, если учащийся проявляет интерес к книгам, то на занятиях мы предлагаем задания, в которых большая часть содержания передаётся через картинку, но также имеются 1-2 строки для чтения (странички комиксов, книжек-малышек, детских журналов с занимательными заданиями).
Как правильно выбрать время для чтения? Прежде всего, выбранное время не должно ущемлять интересов ребёнка. Иначе оно станет обузой. На занятиях мы используем 5 минутное чтение книги. А дома предложите ребёнку самому выбрать время для чтения. Однако, дети часто забывают дома о чтении, играя и занимаясь другой разнообразной деятельностью в течение дня, и вспоминают о том, что надо почитать только перед сном. Психологи предлагают воспользоваться этим. Как показывает опыт, эти 15-20 – минутные чтения очень быстро входят в привычку, а остановка на интересном месте, побуждает у ребёнка желание открыть книгу вновь, возможно, не дожидаясь вечера. Формирование привычки проводить время за книгой – очень важное условие становления навыка чтения. Нам хорошо известна пословица: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многие действия, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, влияя на поведение. Именно регулярное чтение будет способствовать формированию привычки проводить время с книгой, а, следовательно, в дальнейшем определять потребность в чтении. Формированию потребности читать способствует и представление ребёнка о том, насколько он продвинулся на этом пути. На логопедических занятиях мы обязательно показываем учащимся их достижения. У каждого в тетрадь вклеена таблица « Мои успехи». В ней отмечаются результаты, которых достиг ребёнок, после каждого занятия. Этот приём стимулирования способствует более высоким темпам продвижения при овладении техникой чтения, т.к. придаёт учащимся чувство удовлетворённости. Детям, вовлечённым в познавательный процесс, необходимо в каждый данный момент знать, где он находится, насколько продвинулся. Иногда вместо таблицы мы используем героев из любимых сказок или строим волшебные домики (где каждая часть или кирпичик составляют количество прочитанных предложений , а затем и книг ). Важно, чтобы родители и учителя замечали, сколько книг уже прочитал ребёнок, и хвалили его за достигнутое. Самый главный враг любого хорошего начинания – это равнодушие. Не замечая результатов ребёнка , мы проявляем равнодушие, даже если у нас не хватает на это времени. Поэтому хвалите ребёнка. Это не такой простой побудительный мотив, как кажется на первый взгляд. На занятиях мы используем общепринятое правило: ребёнок должен знать о тех чувствах, которые вызываются у учителей и родителей его поступками. Похвала на занятиях обязательно конкретная, несёт в себе точную информацию: «Какой ты молодец… Ты прочитал ещё… Я вижу… Ты стараешься…Как я горжусь тобой… Ты у меня умница…». Однако, если ребёнок ленится, работает плохо, похвала будет лишь расхолаживать его, обесценивать выполненную работу. В этом случае используем другой стимул – говорим учащемуся о необходимости выполнения, т. е. «надо»: « Тебе, Лена, надо…Это тебя сделает грамотнее…». Ребёнок при этом испытывает удовлетворение, т.к. преодолел трудности, смог справиться с заданием, поступил, как подобает взрослому человеку. А после выполненного упражнения обязательно хвалим, учащиеся в этом случае очень рады и горды, что дело сделано. Конечно это обязательное дополнение к «надо».
Следующий стимул, побуждающий ребёнка преодолевать себя – желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. А многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Мы стараемся направить это желание в нужное русло: «Ты можешь…Мы докажем …Все узнают…». Но чаще всего логопедические занятия посещают учащиеся, потерявшие веру в свои способности научиться хорошо читать. Поэтому мы поддерживаем и подбадриваем их, объясняем, что некоторые люди не могут реализовать свои возможности из-за необъяснимых страхов и слабостей. Приводим примеры, даже иногда из собственной жизни, говорим, как преодолели себя и уже добились успеха их одноклассники и друзья. Это очень важно, чтобы ребёнок знал – неудачи бывают у всех, и их можно преодолеть. В ситуации неуспеха наша задача – помочь обрести уверенность в себе. Тревожность – главная особенность детей, имеющих нарушения чтения. Снять тревожность можно, только если учащийся увидит свои достижения, почувствует наше одобрение и помощь. Но, трудности, которые приходится преодолевать, овладевая техникой чтения, порождают нелюбовь к чтению. Неудачи подвигают ребёнка отказаться от поставленной задачи, предпочесть другие виды деятельности. Одни дети делают это легкостью, иногда даже не задумываясь, но другие не уверенные в себе, тревожные дети (а их, по мнению психологов, до 75% среди общего числа школьников) переживают это глубоко и болезненно. Учитывая, что психологическое развитие в возрасте от 5 до 11 лет ( когда и происходит обучение чтению) предполагает становление таких черт в характере ребёнка, как чувство долга, стремление к достижению успехов, постановку перед собой и решение реальных задач, нацеленность воображения и фантазии на перспективы, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, можно утверждать, что неудачи в становлении навыка чтения, усугублённые плохими результатами и замечаниями учителя на уроках, у таких детей могут способствовать развитию чувства собственной неполноценности. Формированию в характере привычки избегать сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, чувства тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. Неуверенный в себе ребёнок оказывается в капкане отрицательных чувств – тревоги, страха и вины. Тревоги, что он не сможет научиться читать, страха, что завтра на уроке у него опять не получится прочитать, вины перед родителями, что он не оправдал их надежд. Если добавим к этому переживания несоответствия своих умений учебным задачам, мы получим психологический портрет учащегося, имеющего нарушения письменной речи.
Так уж мы устроены, что без постоянных напоминаний, понуканий или нарисованных заманчивых перспектив, а часто и прямого принуждения не можем сдвинуться с места. Это относится и к процессу чтения. Не так много вокруг родителей, которые могут похвастаться тем, что их ребёнок с удовольствием читает. Гораздо больше тех, кто сетует на обратное, в глубине души надеясь, что вот-вот ребёнок полюбит читать, и продолжает стимулировать и подталкивать ребёнка разными способами: заставляя или уговаривая. Вправе ли мы упрекать ребёнка за то, что игру он предпочитает чтению? Вряд ли. Другое дело, что мы, взрослые, должны открыть ребёнку этот чудесный мир книги, поддерживать его на этом пути, не заставляя и не подкупая его.
Как привить интерес к чтению? Несколько советов
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным .По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине ).
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощеряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении ( сколько книг прочитано и за какой срок).
В доме должна быть детская библиотечка.
Выделите дома специальное место для чтения .Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Собирайте книги на темы, которые вдохновляют детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях и др.).
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.