РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
CОГЛАСОВАНО:
МО учителей _________________.
_____________________/Ф. И. О./
_______________ 20_____ г.
УТВЕРЖДЕНО:
ПРИКАЗ ОТ _____________№__________
Директор школы _________________________/Ф. И. О./
(один межстрочный интервал)
Рассмотрено
на заседании методического совета школы (№ ) Протокол от №___ от «____»__________ 20__г.
Руководитель МС ________________/Ф.И. О./
Рабочая программа
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «география»
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Класс 10,11
Срок реализации – 2016 - 2018 учебный год
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая программа учебного предмета «География» составлена на основе «Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии 10 – 11-е классы». Базовый уровень. В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. – М. «Просвещение», 2008 год.
Разработчик:
Петровская Евгения Васильевна,
учитель географии,
первая квалификационная категория
Корсаков, 2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:
- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации для составления географических характеристик регионов и стран мира — таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах. Программа рассчитана на 70 учебных часов.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты
— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
10 класс
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.2. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
П/Р № 1 «Анализ карт различной тематики Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия».
П/Р № 2 «Использование статистической информации разной формы и содержания, обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Типология стран. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно- территориальное устройство.
П/Р №3 Составление политико – географического комментария к событиям на политической карте мира».
П/Р № 4 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
П/Р № 5 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».
НАСЕЛЕНИЕ МИРА. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
П/Р № 6 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».
П/Р № 7 «Оценка особенностей качества и уровня жизни населения в разных странах и регионах мира».
П/Р № 8 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
П/р № 9 «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».
П/Р № 10 «Составление экономико – географической характеристики одной из отраслей (по выбору ) промышленности мира».
П/Р № 11 «Определение стран – экспортёров основных видов промышленной продукции, видов сырья».
П/Р № 12 «Определение стран – экспортёров основных видов сельскохозяйственной продукции».
П/р № 13 «Определение основных направлений международной торговли; факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира».
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
П/Р № 14 «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкологического положения России. Тенденции их возможного развития».
П/Р № 15 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции».
11 класс
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА.
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира.
П\Р № 1 «Создать экономико – географическое обоснование размещения отраслей промышленности в одной из стран».
П/Р № 2 «Составить сравнительную экономико – географическую характеристику двух стран «Большой семёрки».
Зарубежная Азия. Австралия. Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.П/Р № 3 «Характеристика специализации основных с/х районов в Китае, объяснить причины».
П\Р № 4 «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».
П/Р № 5 «Составить картосхему, отражающую международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата».
Африка. Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
П/Р № 6 «Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования ресурсов региона. Назвать страны , которые имеют наибольшие перспективы успешного развития».
Северная Америка. Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
П/Р № 7 «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений. Предложение путей решения экологических проблем».
П/Р № 8 «Составление комплексной географической характеристики страны, определение её географической специфики»
Латинская Америка. Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
П/Р № 9 «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями Бразилии».
Глобальные проблемы человечества. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п Название темы Кол-во
часов Практические и творческие работы
«Экономическая и социальная география мира», 10 класс
Тема № 1 Введение.1 (2 часа)
1 Введение. Положение географии в системе наук. Источники географической информации. 1 П/Р № 1
«Анализ карт различной тематики Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия»
2 Современные методы географических исследований. 1 П/Р № 2
«Использование статистической информации разной формы и содержания, обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме».
Политическая карта мира (3 часа)
3 Современная политическая карта мира и её формирование. 1 П/Р №3
Составление политико – географического комментария к событиям на политической карте мира»
4 Количество и группировка стран. Типология стран мира. 1 5. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно – территориального устройства. 1 П/Р № 4
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
Природа и человек в современном мире. (8 часов)
6 Взаимодействие общества и природы 1 7 Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. 1 П/Р № 5
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».
8 Минеральные ресурсы. Ресурсный потенциал разных территорий. 1 9 Земельные и водные ресурсы мира. 1 10 Биологические ресурсы и ресурсы Мирового океана. 1 11 Климатические, космические и рекреационные ресурсы мира. 1 12 Загрязнение и охрана окружающей среды. Рациональное и нерациональное природопользование. 1 13
Контрольная работа по теме: «Природа
ичеловек в современном мире». 1 Население мира. (6 часов)
14 Численность и воспроизводство населения мира. 1 П/Р № 6
«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».
15 Качество населения как новое комплексное понятие. 1 П/Р № 7
«Оценка особенностей качества и уровня жизни населения в разных странах и регионах мира».
16 Состав и структура населения. 1 П/Р № 8
«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».
17 Размещение и миграции населения мира. 1 18 Городское и сельское население мира. Урбанизация. 1 19 Контрольная работа по теме «Население мира». 1 География мирового хозяйства. (12 часов)
20 Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. 1 21 НТР и Мировое хозяйство. 1 22 Международное географическое разделение труда. 1 П/р № 9
«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».
23 География промышленности. 1 24 Топливно – энергетическая промышленность. 1 25 Горнодобывающая промышленность мира. 1 26 Металлургия и машиностроение мира. 1 П/Р № 10
«Составление экономико – географической характеристики одной из отраслей (по выбору ) промышленности мира».
27 Химическая, лесная и текстильная промышленности. 1 П/Р № 11
«Определение стран – экспортёров основных видов промышленной продукции, видов сырья».
28 География сельского хозяйства и рыболовства. 1 П/Р № 12
«Определение стран – экспортёров основных видов сельскохозяйственной продукции».
29 География транспорта мира 1 30 Всемирные экономические отношения. Международная торговля 1 П/р № 13
«Определение основных направлений международной торговли; факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира».
31 Контрольная работа по теме «География мирового хозяйства». 1 Россия в современном мире (4 часа)
32 Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. 1 П/Р № 14
«Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкологического положения России. Тенденции их возможного развития».
33 Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; отрасли специализации. 1 П/Р № 15
«Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции».
34 Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнёры России. 1 35 Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ. 1 Плановых контрольных работ – 3
Практических работ – 15.
Из них оценочных – 6.
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п Название темы № урока Практические и творческие работы
«Экономическая и социальная география мира», 11класс
Регионы и страны мира (30 часов)
1 Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. 1 2 Зарубежная Европа (8часов). Географическое положение и природно – ресурсный потенциал 1 3 Население Зарубежной Европы 1 4 Характеристика хозяйства Европы. 1 5 Характеристика хозяйства Зарубежной Европы 1 П\Р № 1
«Создать экономико – географическое обоснование размещения отраслей промышленности в одной из стран».
6 Государства – малютки. 1 7 Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. 1 8 Внутренние различия в Зарубежной Европе. ФРГ.
1 П/Р № 2
«Составить сравнительную экономико – географическую характеристику двух стран «Большой семёрки».
9 Обобщение по теме: Зарубежная Европа. 1 Зарубежная Азия (10 часов)
10 Визитная карточка региона. 1 11 Географическая картина Зарубежной Азии. 1 12 Китай – достижения и проблемы 1 13 Внутренние различия . Пути экономического и социального преобразования. 1 П/Р № 3
«Характеристика специализации основных с/х районов в Китае, объяснить причины».
14 Япония: территория, границы, население. 1 15 Хозяйство Японии на пути в хх1 век. 1 П\Р № 4
«Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».
16 Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. 1 17 Новые идустриальные страны Азии. 1 18 Австралия и Океания 1 П/Р № 5
«Составить картосхему, отражающую международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата».
19 Контрольная работа по теме «Зарубежная Азия». 1 АФРИКА ( 3 ЧАСА)
20 «Визитная карточка» регион. 1 21 Общая характеристика Африки. 1 22 Субрегионы Африки. ЮАР. 1 П/Р № 6
«Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования ресурсов региона. Назвать страны , которые имеют наибольшие перспективы успешного развития».
Северная Америка (5часов)
23 Географическое положение, население и природно – ресурсный потенциал США. 1 24 Общая характеристика хозяйства: ведущее мксто США в мировой экономике. 1 25 География промышленности и сельского хозяйства США. Транспорт и туризм. 1 26 Макрорайоны США .1 П/Р № 7
«Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений. Предложение путей решения экологических проблем».
27 Канада. 1 П/Р № 8
«Составление комплексной географической характеристики страны, определение её географической специфики»
Латинская Америка (2 часа)
28 Общая характеристика Латинской Америки. 1 29 Бразилия – тропический гигант. 1 П/Р № 9
«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями Бразилии».
30 31 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (2 часа) 1 2 32
33 Повторение изученного материала в 11классе 1
1 34 Итоговая контрольная работа за «Регионы и страны мира» 1 35 Заключительный урок по курсу «Экономическая и социальная география мира 1