Краткосрочное планирование урока истории Казахстана в 10 классе Неолит.Энеолит
ГУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
Краткосрочное планирование
урока истории Казахстана в 10 классе:
"НЕОЛИТ И ЭНЕОЛИТ. БОТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА".
Разработала и провела
учитель I -категории ,
сертифицированный учитель
( III-базовый уровень)
г.Уральск,2016г.
Неделя День ИРК 10 № 5
Тема урока Неолит и энеолит. Ботайская культура.
Общая цель
Главная цель изучение последнего периода эпохи камня и промежуточного переходного от камня к бронзе двух, сыгравших значительную
роль в становлении производящего хозяйства.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
Знать хронологические рамки неолита и энеолита, что означают
в переводе с греческого язык, усвоить достижения человека, усвоить
понятия "неолитическая революция", присваивающее хозяйство,производящее хозяйство.
-Определять причинно-следственные связи – как изменения в хозяйстве
повлекли за собой изменения в общественной жизни, устанавливать причины
появления ткачества и гончарства с развитием потребностей земледелия и скотоводства
-Сделать вывод о значении энеолита и неолита в жизни общества.
Тип урока Комбинированный
Задания
Кластер, мини-тест, диаграмма Вена, задание на опережение.
Необходимые материалы
Слайдовая презентация, видеоролик.
Атлас, историческая карта .
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть
(12 мин) Приветствие учителя:
Здравствуйте, ребята!
Я желаю позитива, встреч, общения, креатива, в общем понял ты меня, замечательного дня!
Учитель:Сегодня вам предстоит большая, серьезная работа, желаю совершить удивительное путешествие вглубь веков и сделать важные открытия...
Приветствие учащихся:
Тестирование
Опрос: "Мезолит в Казахстане"
Мини-тест с разноуровневыми заданиями.
" Поздний палеолит. Мезолит"
1-вариант
1. Укажи период позднего палеолита А)2,6 млн-12 тыс до н.э. В) 40-12 тыс до н.эС) 12-5 тыс до н.э. Д) 5-3 тыс до н.э.
2.Впервые останки "человека разумного обнаружили" А) На острове Ява В)Германии С) Китае Д)Франции
3.Исключи лишнее в орудиях позднего палеолита А)копье В)дротик С)гарпун Д) чоппер
4.Дай определение родовой общине ...
5. Что такое экзогамия?
6. Какой период каменного века начинается после мезолита ? А) Ранний палеолит В) Бронза С) Неолит Д) Энеолит
7.Что такое составное орудие?
8. Когда началось таяние ледника? А) 15 тыс лет назад В) 13 тыс лет назад С) 100 тыс лет назад Д) 140 тыс лет тому назад.
9.Исключи лишнюю стоянку мезолита А)Кызылсу В) Тельмановка С) Шакпак Ата Д) Акимбек
10. Соотнеси стоянки с регионами ,где их обнаружили 1. Кызылсу 2. Виноградовка 3. Дузбай 4. Боголюбово 5. Акимбек А) Кокшетау В)Торгайский регион С)Караганда Д) Мангыстау
Ответ А) 1 -С) 2-В) 3- Д) 4-А) В) 1-д ,2-А) 3-В) 5-С) С) 1- Д, 2- В) 3- С) 4-А)
2-вариант
1. Почему в позднем палеолите все общины вели свое родство по матери?
2.Кто управлял жизнью родовой общины?
3. Мезолит охватывает период времени Укажи период позднего палеолита А)2,6 млн-12 тыс до н.э. В) 40-12 тыс до н.эС) 12-5 тыс до н.э. Д) 5-3 тыс до н.э.
4. Сколько тысячелетий длился мезолит?
5. Что такое микролит ?
6.Самое большое достижение человека в мезолите А)микролиты В)лодка С) лук и стрелы Д) плот
7.Исключи лишнюю стоянку мезолита А) Виноградовка В) Семизбугы С) Дузбай Д) Явленка
8.Где в Казахстане было обнаружено жилище эпохи мезолита ,площадь которого достигла 40-60 кв метров. А) Приишимье В) Прииртышье С) Приуралье Д) в отрогах Каратау
9. Количество стоянок мезолита, изученных в Казахстане А)600 В)300 С)100 Д) 20
10. Соотнеси регион и стоянку
1. Боголюбово 2. Тельмановка 3.Дузбай 4.Кызылсу 5.Акимбек
А) Атбасар В) Северный Казахстан С) Мангыстау Д) Торгайский регион
Ответы: А) ...... 1- В) 2-С) 3- Д) 5- А,) В)..... 1-В) 2-А) 3-С) 4- Д) С)...........1- В), 2-А), 3-Д),
4-С)
Презентация
(3 мин) Задание : записать тему урока в тетрадь.
Целеполагание:
Задание, ответьте на вопрос:
Что важного нужно узнать сегодня?
Ответы:
Сегодня
Важно изучить
достижения человека, подчеркнуть их значение.
Основная часть
20 мин.
Учитель: Вам необходимо самостоятельно составить кластер, используя знания 6 класса.
Можно воспользоваться интернет ресурсом. Время выполнения задания 5 мин.
Делимся в паре .Презентация ответов.
План работы:
1.В переводе с греческого означает неолит?
2. Какой период охватывает?
3. Как еще называли эпоху неолита? Зарождение ремесел.
4.Неолит-время расцвета обработки камня. Как по -новому человек стал обрабатывать камень?
5. Неолитическая революция.
6.Количество стоянок неолита в Казахстане.
Учитель акцентирует внимание на основные занятия в неолите-
Схема: Задание дополните схему.
Собирательство
Земледелие
Охота Скотоводство
Они становятся новыми основными занятиями человека, и повлияли на распад родовых отношений.
Задание на опережение - Неолитические археологические культуры.
Учитель:
(формативный тест)
1.О каких неолитических культурах поведал ваш одноклассник?
2.Какая культура находится в Западном Казахстане?
3. Найди сходство.
Задание на карточке -Индивидуальная работа. Работа с исторической картой.
( 3 мин)
Учитель:
Характеристика энеолита.
План характеристики:
1.Энеолит охватывает период ...
2.Что в переводе с греческого означает?
3.Человек освоил первый ...металл - медь
4. Общественные изменения.
Первое общественное разделение труда:
Переход от матриархата к ...
Учитель:
Просмотрите ролик об археологической культуре энеолита. Ваша задача, как можно больше усвоить информации.
Дополнительно
Ботай относится к 24 -22 вв до н.э.158(160) жилищ(15 га)
Открыл в 1980 г.археолог В.Ф.Зайберт.
С 1990-95 в исследовании принимали участие ин.специалисты.
В 1998 г .взят под охрану ЮНЕСКО специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.
Учитель о
Памятнике энеолита на Мангыстау-Шебир.(яйцеобразная посуда,ожерелье из молюсков) Составляют кластер.
НЕОЛИТ
1.Новокаменный век.
2.с 5-3 тыс до н.э.
3. Эпоха глиняных горшков, зарождение прядения и ткачества.Ремесло- изготовление различных предметов ручным способом.
4. Неолит-период расцвета обработки камня- сверлят, шлифуют, точат.
5. неолитическая революция переход от присваивающего типа хозяйства к производящему(от собирательства к земледелию).Человек перестал зависеть от природы.
5.Всего 600(500) (в новом учебнике 6 класса 2015 г. стоянок неолита 800)
археологических памятников.
Презентация
кластера.
Неолитические культуры:
1.Археологические культуры неолита
В Степном Приуралье -Маханджарская-
Итак, на территории Торгайского прогиба (Костанайская область) в эпоху неолита бытовали племена маханджарской культуры, открытой в конце 70-х годов XX века В. Н. Логвиным. ко VII — нач. V тыс. до н. э. Помимо оббивки, ретуширования ,маханджарское население знало и такие приемы изготовления орудий, как шлифование и сверление ..Целые сосуды эпохи неолита — довольно редкое явление Для уменьшения растрескивания сосудов во время сушки и обжига маханжарцы добавляли в глину шерсть и волос животных.которые были
2. В Приишимье Атбасарская культура.
В охоте на пушных зверей применялись тупые, но увесистые костяные и деревянные наконечники стрел. Изобилие водоплавающей птицы позволяло пополнять рацион питания в теплое время года, важную роль в хозяйстве мезолитических и неолитических племен играло рыболовство. Для ловли рыбы изготовляли вкладышевые составные гарпуны, с помощью которых «лучили* рыбу в ночное время. Нахождение на памятниках атбасарского типа грузил от сетей говорит о применении сетевого рыболовства.
3.В Западном Казахстане Кельтеминарская культура.
В Западном Казахстане выделяется лишь один вариант кельтеминарской культуры — западно-казахстанский — предложенный еще С. П. Толстовым. кельтеминарская культура к. IV — началом II тыс. до н. э. и охватывает территорию Казахстана и Средней Азии. Каменные изделия — ножевидные пластины, отщепы, фрагменты керамики — обнаружены на небольшом склоне у родника. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии.
4.В Восточном Казахстане Усть- Нарымская.
V-IV тыс.до н.э. Усть-нарымцы жили в поселках в легких шалашах площадью до 20 кв.м. Основу хозяйства составляла охота на крупных и мелких животных, рыболовство. Усть-нарымцы освоили производство глиняной посуды, также украшенной елочным и другим орнаментом. У неолитического населения Прииртышья формируются зачатки земледелия, о чём свидетельствуют находки зернотёрок, пестов. Одновременно с земледелием идет становление скотоводства, об этом говорят находки костей домашних коз и овец.
Отвечают на вопросы формативного теста:
1. Культиминарская, атбасарская, маханджарская, усть-нарымская.
2.В Западном Казахстане Культиминарская.
3. К сходным чертам неолитических культур можно отнести следующее:
человек в неолите продолжал заниматься охотой, рыболовством, но постепенно переходит
к скотоводству, изготавливают керамическую посуду.
Работают с картой.
1. Найди на карте крупное поселение неолита в Восточном Казахстане.( Усть-Нарым)
2.В каком регионе найдено богатое погребение женщины? (Северный Казахстан)
3.Найдите стоянки Южного Казахстана.( Сексеул,Кураунгур)
4. Какие стоянки неолита находятся в Центральном Казахстане? (Зеленая Балка,Караганда)
Составляют кластер энеолит.
1.Энеолит охватывает период ( 3-2 тыс.до н.э.) , (3000-2800 гг. до н.э.)
2.В переводе с греческого означает меднокаменный век.
3.Человек освоил первый ...металл - медь
Это было началом древней металлургии, из меди изготавливали украшения, постепенно каменная мотыга заменялась на мотыги с медным наконечником, производительность труда вырастает.
Но медь не смогла вытеснить камень.
4. Общественные изменения.
Первое общественное разделение труда... Между скотоводами и земледельцами. В энеолите произошли значительные изменения в общественной жизни.
Произошло первое разделение труда. В это время одни племена стали заниматься земледелием ,другие скотоводством.
Переход от матриархата к патриархату.
Произошел переход от матриархата к патриархату, связано это тем, что повысилась значимость видов труда в котором требовались сильные руки.
Просмотр видеоролика "Ботайская культура"
Отвечают на вопросы формативного теста:
1.В каком регионе Казахстана обнаружена ботайская культура? (Северный Казахстан на реке Иман-Бурлук)
2.Назовите археолога первооткрывателя Ботая.
(Виктор Федорович Зайберт)
3.В чем уникальность Ботая? (Впервые в Евразии приручена лошадь)
Итог и рефлексия.
( 10 мин) Задание разобрать тестовые задания.
Речевые образцы:
" Я думал. Я понял. Я обнаружил"
Д.З. Параграфы 3,4 читать, используя диаграмму Венна провести сравнение неолита с энеолитом, подготовиться к тестированию.
Тестирование
1. В настоящее время на территории Казахстана известно около … памятников эпохи неолита
А) 200В) 800С) 600Д) 400Е) 100
2. Наибольшее крупное поселение эпохи неолита в Восточном КазахстанеА) Иман-БурлыкВ) Караганда
С) Усть-НарымД) ПриишимЕ) Притоболье3. Исследование последних лет позволило выделить ряд неолитических культур. Назовите лишнее
А) маханджарская в Степном ПритобольеВ) атбасарская в ПриишимьеС) ботайская в Североном Казахстане
Д) кельтемирская в Западном Казахстане
Е) усть-нарымская в Восточном Казахстане
4. В Жезказганском регионе было найдено около … стоянок эпохи неолитаА) 450В) 350С) 250Д) 150Е) 600
5. Переход от собирательства к земледелию, от присваивающей экономики к производящей в истории называют
А) мезолитная революцияВ) неолитическая революция
С) палеолитная революцияД) энеолитная революция
Е) ботайская революция
6.Первым металлом, который люди научились применять была
А) оловоВ) бронзаС) медьД) сталь Е) железо
7. Археолог открывший ботайскую культуры
А) В.ЗайбертВ) К.АкышевС) А.МаргуланД) А.ФормозовЕ) В.Логвин8. В Ботайском поселении были найдены останки свыше … лошадей
А) 55 тысячВ) 70 тысячС) 100 тысячД) 45 тысячЕ) 65 тысяч
9. Вторым регионом на территории Казахстана где найдены памятники эпохи энеолитаА) Усть-НарымВ) МангыстауС) Каратау
Д) Центральный КазахстанЕ) на долине реки Есик10. В каком году Ботайский историко-краеведческий памятник был взят по охрану ЮНЕСКО?
А) в 1990 годуВ) в 1980 году
С) 1998 годуД) в 1999 годуЕ) в 2000 году
11. Племена эпохи энеолита, населявший территорию Казахстана в основном занимались
А) земледелиемВ) собирательством
С) охотойД) рыбалкойЕ) скотоводством
12. В эпоху энеолита основу родовой общины стали составлять
А) матриархальные семьиВ) родовые семьи
С) патриархальные семьиД) общественный строй
Е) государственный строй
13. В эпоху неолита в Североном Казахстане, Приишимье распространялись племена какой культуры?
А) атбасарскойВ) маханджарскойС) ботайскойД) кельтемирскойЕ) усть-нарымской14. Один из главных центров раннего коневодства?
А) БотайВ) ШебирС) БориказганД) Шакпак-атаЕ) Тельман
15. Энеолит в переводе означает
А) медно-железныйВ) бронозово-каменныйС) медно-каменныйД) ранний палеолитЕ) средне-каменный