Технологическая карта урока по теме Заповеди в курсе ОРКСЭ модуль ОПК
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТ УРОКА КОМПЛЕКСНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ «основы православной культуры »
тЕМА УРОКА: «Заповеди»
Выполнила: Абрамова Людмила Тимофеевна МБОУ
«СакмарскаяСОШ»
Учитель ОПК
Руководитель:Моисеева Алена Николаевна Оренбург – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 1
II. Конспект занятия 2-7
III. Список литературы 8
Пояснительная записка
Данный урок подготовлен на основе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс. – М., «Просвещение», 2012. Урок актуален, так как знакомит обучающихся с заповедями, записанными в Библии. Урок важен для духовно-нравственного развития, осмысления категорий добра и зла.
2. Соответствие содержания темы урока «Заповеди» положениям нормативно-правовых документов:
Содержание темы урока соответствует положениям нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации, ст.28.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125- ФЗ.
Закон Российской Федерации «Об образовании» редакции от 01.12.2007 г. № 309- ФЗ.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011.
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОРКСЭРАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 09.02.2012 г. № МД-102/03 О ВВЕДЕНИИ КУРСА ОРКСЭ С 1 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. Конспект занятия
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Название предметного модуля
Название раздела ОРКСЭ. Модуль « Основы православной культуры» 1.2 Автор УМК Кураев А.В. Методическая информация 1. Тема урока
Заповеди 2. Содержание темы урока
Что же такое «Заповеди», кем они даны человеку, что он должен запомнить? Что означает слово «человек». Он владеет словом, речью. Знакомство с заповедями: Почитай отца и мать твою; Не убивай; Не кради; Не прелюбодействуй; Не завидуй. Просмотр видеофильма «Сказка о рыбаке и рыбке» Рассматривание иллюстраций А.Рублев «Спас», гора Синай, Моисей с заповедями на г.Синай. Работа с диском к учебнику: подберите пословицы к заповедям. 3. Методы и приемы реализации содержания урока
беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом, ИКТ, просмотр и анализ мультфильма, работа с диском к учебнику, слушание песни.
4. Возраст обучающихся: 10-11 лет, 4 класс 5. Целевые ориентиры: Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной культуры.
Задачи:
-познакомить учащихся с содержанием десяти заповедей;
-сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали;
-расширить кругозор обучающихся;
-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
5.1 Целевой ориентир на личностный результат: Воспитание уважения к родным и ближним 5.2 Целевой ориентир на метапредметный результат: самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля. Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы
умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения Расширение кругозора; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления. 5.3 Целевой ориентир на предметный результат: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной культуры. Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели. Заповеди даны людям от Бога.
6. Планируемые результаты: Соотносятся с задачами: знакомство обучающихся с десятью заповедями; иметь представление о законах и ценностях христианской морали; расширить кругозор; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.
6.1 Личностный результат Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам; смыслообразование и самоопределение обучающихся •
Воспитание человечности, чувства любви и уважения к людям.
6.2 Метапредметный результат Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися способы деятельности (УУД), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группыумение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения, осознанность поведения и самоконтроля.
6.3 Предметный результат Под предметным результатом понимаются усвоенные обучающимися знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности
- представления о законах и ценностях христианской морали;
Знание, понимание слов "заповеди", зло, добро.
7. Материально-техническое оснащение доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику, презентация с заповедями и пословицами) Конспект занятия (образовательной деятельности) Предыдущая тема: Совесть и раскаяние. I. Вводная часть Организационный момент. 1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Давайте проговорим слово «Заповеди». Подумайте. Какое значение имеет это слово? Ведать-знать, запомнить, помнить. Какая связь между словами заповеди - заповедник, заповедный? Работа в тетрадях: запись числа, темы, слова «Заповеди» Ведать-знать, запомнить, помнить. Что же такое «Заповеди», кем они даны человеку, что он должен запомнить? 1.2 Мотивация деятельности обучающихсяПоразмышляем. Что означает слово «человек»?
Правильно, это древнеславянское слово словече, словек , затем чередование согласных и гласных - получился «человек». Правильно. Молодцы. Это тот, кто владеет словом, речью, памятью. Как вы думаете, почему Бог решил дать людям заповеди. Ведь люди жили без них.
1.3 Целеполагание Тема урока. Заповеди. Подумайте, что вы хотите узнать сегодня на уроке? Формулирование целеполагания обучающимися II. Основная часть: 2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Связаны ли между собой два выражения «мертвая душа и бессовестный человек»? Почему покаяние-лекарство для души? Как оно лечит? Зачем человеку дана совесть? Назовите три шага в раскаянии. 2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Итак, совесть у человека разная: чуткая и не очень. Чтоб различить добро и зло в православной культуре существуют заповеди. Знакомство с Библейской историей о получении Моисеем Заповедей. Чтение стр. 40 Библия рассказывает…
Сам Бог начертал их на каменных плитах-скрижалях. Рассмотрим иллюстрации гора Синай в Египте. Иллюстрация Г. Доре Моисей с заповедями на горе Синай.
Как вы думаете почему автор учебника поместил в иллюстрациях икону А.Рублева Спас. Правильно. Это икона святыня Православия, на ней изображен Спас, Спаситель, Иисус Христос. Слайд №1
Запись слова скрижали в тетради.
Слайд №2
Это было 10 заповедей 4 –об отношениях человека с Богом, остальные о взаимоотношения людей.
Знакомство с заповедями: Почитай отца и мать твою; Не убивай; Не кради; Не прелюбодействуй; Не завидуй. Просмотр видеофильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
Заповедь пятая: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
-Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?
-Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
Запись заповеди в тетрадь.
Заповедь шестая:
Не убивай.
-Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами. Убить можно словом, нанести рану душевную. Вспомним притчу о сыне. (мешочек с гвоздями). Поведение сына радовало отца? Что он сделал, почему? Какие слова отец произнес для сына. Чему учит притча?
Запись заповеди в тетрадь.
Заповедь седьмая:
Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).
Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.
Запись заповеди в тетрадь.
Заповедь восьмая: Не кради.
-Что общего у убийства и воровства? Правильно, и вор, и убийца бесчеловечны.
Запись заповеди в тетрадь.
Заповедь девятая:
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.) Работа с текстом в парах. Прочитать и найти, выделить главные слова этой заповеди. Запись в тетрадь.
-Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? ( Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.) Заповедь десятая:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)
Запись заповеди в тетрадь.
-Как зависть мешает радости, гасит её?
2.3 Применение и закрепление обучающимися нового знания
Просмотр мультфильма о рыбаке и рыбке. Что сказал старик рыбке?
Почему так взволновалось море? Что вы почувствовали в звучании музыки? Почему рыбка ничего не ответила. Почему он долго сидел на берегу? Что он увидел, когда подошел к дому. Почему он только покачал головой? Чему учит нас эта сказка. А сегодня в жизни современного человека есть поводы для зависти? Это хорошее чувство, надо ли его выращивать? Обоснуйте.
Работа в рабочих тетрадях. Выполни задание №2 Объясни, как ты понимаешь значение слова «Заповедь» Задание №3 Прочитай два первых абзаца в учебнике. Передай своими словами, как Моисей получил заповеди от Бога. Смысловое чтение.
Работа в парах.
Работа с диском. Подбери пословицы к заповедям. III. Заключительная часть 3.1 Рефлексия деятельности обучающихсяИтак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:
Сегодня для меня было самым интересным…
Я понял на уроке, что…
- А как «научиться» следовать православным заповедям? Какая у христиан причина для того, чтобы не лгать?
Зачем нужно преодолевать зависть? Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми, различать добро и зло)
–А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми и с собой). Он учится любить и любит весь мир. Правильно, молодцы!
-Можем ли мы сказать, что эти заповеди не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку, данные Богом заповеди? Да Обоснуйте ответ.
Итог урока:
Спасибо! Вы молодцы. Запомните материал урока. Старайтесь следовать Заповедям и пусть главным правилом жизни будут слова «Люди, любите друг друга»!
Живите в мире со всеми и с собой.
Звучит «Песня о доброте».
6.Домашнее задание:
Учебник стр.40-41. Делайте добрые дела своим близким.
IV. Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся4.1 Указываются мероприятия внеурочной деятельности обучающихся (экскурсия, выставка и т.д.), Экскурсия в музей. Список литературы
Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2012. – 95 с.А.В. Кураев
Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.
Притча «Мешочек с гвоздями».
Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
5.Лекции Моисеевой А.Н. доцент кафедры педагогики, к.п.н. ФГБОУ ВПО « ОГПИ» ИППКРО 2016г.
Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html?page=5 -Заповеди
gimnazy16.ru/ORKSE/Yrok_pravoslavie.doc урок
abanruo.ucoz.ru/ims/ORKCE/Zapovedi.doc-урок
http://www.abc-people.com/shop/moses_prophet.htm фото Моисей, гора Синай.