Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению русского языка
Эффективные способы повышения мотивации
учащихся к изучению русского языка
Свое небольшое выступления я хочу начать словами известного публициста И. Ильина: «И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, - наша Россия. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить и передать» .
Но для этого нужно воспитать умелых, талантливых пользователей русского языка, что невозможно без пробуждения интереса к урокам русского языка и литературы.
Проблема повышения мотивации детей к изучению русского языка - одна из важных в жизни современной школы.
Задача учителя - создать на уроке условия, способствующие развитию познавательной активности, любви к родному слову, формированию творческого потенциала.
Для этого необходимо использовать в работе инновационные педагогические технологии, помогающие учащимся достигнуть высоких
результатов в учебной и внеурочной деятельности.
Чрезвычайно популярен сейчас урок-исследование при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Обращение к исследовательскому методу возможно уже в пятом классе при изучении темы «Сложное предложение». Ученики сравнивают разные виды предложений, составляют схемы, постепенно подходя к формированию вывода, определению сложного предложения.
Для развития исследовательских умений в 6 классе задание усложняется. При изучении раздела «Лексика» ученики составляют список слов из проффесионализмов, собранных во время опроса родителей, знакомых.
Современные требования к образованию предполагают деятельное, самостоятельное, активное добывание знаний учащихся. Учебно-исследовательская работа позволяет ученику самому сделать выбор темы. Процесс работы строится на основе знаний и умений, которыми он владеет, также возникает потребность активно добывать новые сведения, возникает интерес к результату работы.
Финальная часть - представление работы на итоговой аттестации или конференции благоприятствует овладению навыками устного публичного выступления.
В 2006 - 2007 учебном году две ученицы 9 класса успешно выполнили научно - исследовательские работы, заняв 2 и 3 места в зональной конференции, «Влияния языков друг на друга. Проблема заимствования в русском языке», «История заимствования слов из английского языка русским». Девочки расширили и углубили знания о языке, научились сбору материала, его обработке.
Практические навыки работы со справочной литературой, приобретаются и во время решения заданий заочной олимпиады по русскому языку и журналистике национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Происходит практическое овладение книжными стилями речи, обучение редактированию научного стиля. Предлагаю познакомиться с выдержками из творческого олимпиадного задания Наумовой Анастасии «Похож ли язык на океан?»:
Казалось бы, что общего может быть между такими разными по своим значениям словами? Но на проблему «Похож ли язык на океан» можно взглянуть и иначе. Я долго думала, с чего начать и, наконец, решила начать с «необъятности». « Нельзя объять необъятное», - утверждал Козьма Прутков. Океан - это бескрайнее пространство, полное загадок и тайн. Даже самым опытным морякам требуются годы, чтобы узнать и избороздить эту гигантскую зеркальную гладь. <>
С трудом можно вообразить столь огромное водное пространство. Так же сложно представить себе величие и необъятность живого великорусского языка, в котором можно найти десятки тысяч слов и выражений, помогающих человеку сформулировать свои мысли и показать чувства. «Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его» - писал Н.В. Гоголь. Вот мы и нашли первое и, на мой взгляд, самое важное сходство между языком и океаном. <>
Язык - это океан мудрости, познания, совершенства. Его глубину нужно понять, пропустить через свой ум и сердце
Язык и океан - две неотъемлемые части Вселенной, человеческой жизни. Так пусть же они процветают и наделяют нас своей мудростью!
О коммуникативной компетенции ученика можно судить по тому, на сколько умело он выбирает языковые средства, исходя из ситуации общения, по тому, насколько ясно и последовательно он излагает свою мысль, приводит доводы, умеет построить тексты разного стиля, жанра.
Появилась возможность учить этому, используя модуль регионального компонента базисного учебного плана «Функциональная стилистика и коммуникация», предназначенный для учащихся 7-8 класса. Ученики получают коммуникативный опыт и практику пользования различными стилями языка, осуществляют осознанный выбор формы, сопоставляя её с усилиями и ситуацией коммуникации. на практических занятиях учащиеся изготовляют продукт - текст соответствующего стиля и жанра. Работа ученицы 8 класса Н. («Сказка о курочке Рябе») Научный стиль.
Дед и баба проживали в малонаселенном пункте. Юридически и физически, они являлись законными владельцами курочки Рябы, класс Птицы, отряд Курообразные, Курица Домашняя. Курочка снесла яйцо из золота, драгоценного металла и одной из наиболее ценных горных пород. Попытки уничтожения скорлупы не принесли результата. Мышь домовая, класс Млекопитающие, отряд Грызуны, семейство Мышеобразные бежала мимо, задела хвостом золотое яйцо, оно разбилось. Дед и Баба плачут, их нервная система находится в плохом состоянии; курочка кудкудачет: « Не плачьте, Дед и Баба, я снесу вам яйцо не золотое, а яйцо куриное обыкновенное».
Работа ученицы 8 класса Н. («Сказка о курочке Рябе») Художественный стиль.
Однажды свежим морозным январским утром надел дед свой малахай, шерстяные онучи да отправился проведать любимую курочку. Солнце светило, но не грело, небо было безоблачным и ярко-синим, будто какой-то неведомый волшебник дунул на облака, и они отправились в незабываемое путешествие в дальние страны. Входит дед в курятник, его поражает словно громом! «Вот это да, - подумал дед, - как же обрадуется моя старуха, когда узнает, что наша Ряба снесла яичко не простое, а золотое!» Различные мысли завертелись в дедовой голове, закипели противоречивые чувства, но он предоставил возможность бабе решить участь золотого яйца. Мнения старичков сошлись, и было решено сделать обычную утреннюю трапезу очень вкусной и полезной. Баба принялась стряпать, но сколько усилий она не прилагала, не могла разбить золотое яйцо. Дед решил подсобить ей, но и у него ничего не вышло. Яичная скорлупа была будто свинцовой, и казалось, что человеческими усилиями невозможно выполнить эту задачу. Но вот откуда ни возьмись пробежала мимо мышка - норушка. Она махнула своим длинным подвижным хвостиком, яичко упало и разбилось».
Формированию креативности учащихся на уроках помогают дебаты. Этот прием педагогической техники позволяет научить мыслить самостоятельно, критически работать в сотрудничестве с другими и, главное, творчески относиться к учебе.
Приведу несколько тем дебатов, которые провожу на уроках литературы: «Петр Гринев - благородный человек или предатель?», «Самоубийство Катерины - ее сила или слабость?», ««Горе от ума» - комедия или трагедия?», «Печорин - герой или антигерой своего времени?».
Ученики увлеченно готовятся к таким урокам, проявляя фантазию и находчивость при составлении выступления, учатся работать с критической литературой, развивают в себе различные творческие способности, необходимые людям разных профессий: преподавателям, адвокатам, судьям, журналистам.
Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка происходит во время игровых моментов на уроках. Под рубрикой «Как это по-русски» (передача с таким названием есть не радио «Россия») звучат вопросы по орфоэпии, этимологии и другим разделам языкознания, интересующие ребят. Отвечают на них и ученики и учитель. Это помогает формировать правильную, грамотную речь, расширяет кругозор детей.
Уроки литературы не только знакомят с произведениями классиков, обогащают лексику, но и способствуют выявить талантливых детей. На уроках «Проба пера» и «Творческая мастерская», дети сочиняют сказки и баллады, стихотворения, подражая произведениям УНТ, писателям.
Вот выдержки из некоторых работ.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что помочь ученикам «погрузиться во всю неизмеримость» русского языка можно с помощью эффективных приемов и методов, используемых как на уроках, так и во внеурочной работе.
Список использованной литературы:
Журнал «Первое сентября» «Русский язык» № 17, 18, 19, 20 2006 г.
Компетентностно-ориентированного образования (учебно-методическая литература) Самара 2003 г.
Журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» №1 - 2003г, №4-1999г
И.С. Фишман «Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетенции учащихся» Самара 2005г
Журнал «Школьные технологии» №1-2002г
Журнал «Завуч» №8-2002г
Журнал «Русская словесность» №4-1996г.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15