Тематический план по дисциплине Русский язык и литература. Русский язык (профессия Мастер по цифровой обработке информации)
2.2 Тематический план и содержание дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК »
Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов (обучающихся)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Повторение пройденного за курс девятилетней школы
83
Введение
Роль русского языка в системе учебных дисциплин. Проверка базовых знаний.
4
1
Тема 1. Общие сведения о языке. Наука о языке
Язык и общество. Русский язык в современном мире.
4
1
Активные процессы в современном русском языке.
5
1
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; подготовка рефератов о русском языке и выдающихся ученых-лингвистах.
2
4
Тема 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
1-2
Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.
4
3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение фонетического и орфоэпического разборов; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
4
Тема 3. Лексика и фразеология.
Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Повторение по теме «Лексика»
2
Русская лексика с точки зрения сферы употребления.
Активный и пассивный словарный запас.
2
1-2
Лингвистический анализ текста. Работа с орфографическими, фразеологическими и орфоэпическими словарями.
2
3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение лексического разбора и фразеологического анализа; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
6
Тема 4. Грамматика. Морфология. Орфография.
Проверочная работа по теме: «Лексика». Обобщающее повторение по теме: «Морфемика и словообразование»
2
1
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
6
1-2
Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.
2
2-3
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание наречий.
2
2
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак в конце слова после шипящих.
2
2
Правописание глагола, деепричастия, причастия.
2
2
Обобщающее повторение. Слитные, раздельные, дефисные написания.
2
2
Проверочная работа по изученному материалу.
2
3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение морфемного, морфологического разборов и словообразовательного анализа; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
4
Тема 5. Синтаксис и пунктуация.
Обобщающее повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация». Принципы русской пунктуации.
2
1
Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение.
4
2
Сложное предложение.
4
2
Прямая и косвенная речь. Диалог. Авторская пунктуация.
4
2
Проверочная работа по пунктуации.
2
3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение синтаксического разбора и пунктуационного анализа; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
4
Раздел 2. ТЕКСТ. Основные виды переработки текста.
30
Понятие текста. Его основные признаки; способы и средства связи между частями текста. Абзац.
4
1
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
4
2
Речеведческий анализ текста.
4
3
Виды сокращения текста: план, тезисы, выписки.
4
2
Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
4
2-3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение речеведческого анализа текстов; выполнение домашних заданий по теме занятия; написание рефератов на литературные и социально-этические темы; подготовка тематических презентаций.
10
68
Раздел 3. Функциональные стили речи.
Тема 1. Научный стиль речи.
Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль. Основные признаки научного стиля.
4
2-3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение стилистического анализа текстов научного стиля; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
8
Тема 2. Публицистический стиль речи.
Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля.
4
2
Жанры публицистического стиля. Эссе. Очерк.
2
2
Устное выступление. Доклад.
2
3
Тренировочно - закрепительное занятие в форме дискуссии.
2
3
Проверочная работа по теме: «Публицистический стиль речи»
2
3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение стилистического анализа текстов публицистического стиля; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
8
Тема 3. Официально-деловой стиль речи.
Особенности официально-делового стиля.
6
2
Деловые бумаги.
2
2-3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение стилистического анализа текстов официально-делового стиля; анализ и составление деловых бумаг; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
8
Тема 4. Разговорный стиль речи.
Особенности разговорного стиля.
2
2-3
Тема 5. Художественный стиль речи.
Особенности художественного стиля речи. Язык как первоэлемент художественной литературы.
2
1-2
Анализ художественного текста.
5
3
Самостоятельная работа: ознакомление с материалами учебника, дополнительной литературой, конспектом лекций; выполнение стилистического анализа текстов художественного стиля; выполнение домашних заданий по теме занятия; подготовка тематических презентаций.
10
Раздел 4. ПОВТОРЕНИЕ изученного материала, подготовка к экзамену.
10
Цитирование. Повторение трудных случаев правописания. Комплексный анализ текста.
2
2-3
Контрольная работа. Анализ работ.
2
Самостоятельная работа: выполнение индивидуального
проектного задания; подготовка тематических презентаций; повторение материалов учебника, конспекта лекций.
6
ВСЕГО: 191 час
125+66с/р
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
15