Разработка интегрированного урока Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни


Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни интегрированный урок по обществознанию и информатике подготовили учителя Лицея №10Еремина Н.В., Новак О.И. Тема урока: Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни (на первом уроке по данной теме изучается первых три вопроса) План:1.Понятие СМИ2.Функции СМИ3. Отличительные признаки СМИ4. Характеристика СМИ как социального института5.Оценка влияния СМИ на людей6.Характер информации, распространяемой СМИ Что можно отнести к СМИ?(Вопрос звучит дважды: в начале урока и после изучения закона РФ «О средствах массовой информации») смотреть документальное кинослушать радиобеседовать с подругой подготовить доклад по предмету, используя энциклопедию гулять по улице смотреть новости читать художественную книгу Какую роль играют СМИ в политической жизни?ПРЕССА ПОЛЕЗНА УЖЕ ПОТОМУ, ЧТО ОНА УЧИТ НАС НЕ ДОВЕРЯТЬ ПРЕССЕ. (Сэмюэл Батлер)СМИ – ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ (Томас Карлейль)ПЕРЕД ГОСПОДИНОМ ФАКТОМ НАДО НЕ ТОЛЬКО УМЕТЬ ВОВРЕМЯ СНЯТЬ ШЛЯПУ, НО И ВОВРЕМЯ НАДЕТЬ ЕЁ. (И.В. Давыдовский)О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ ЗАБОТЯТСЯ ПОЛИТИКИ, О СВЕТЛОМ ПРОШЛОМ – ИСТОРИКИ, О СВЕТЛОМ НАСТОЯЩЕМ – ЖУРНАЛИСТЫ. (Ж. Петан) К концу урока выберите то высказывание, которое, на ваш взгляд, наилучшим образом отражает ответ на ключевой вопрос урока. Задание:На основании высказываний сформулируйте цель урока. Цели(сравнить формулировки учащихся и учителя) ???Развитие умения работать с различными источниками социальной информации, которая содержится в СМИ, и критически её осмысливатьОпределение роли СМИ в политической жизниЗакрепление умения поиска информации в интернете, форматирование текста в редакторе Word Работа с документом: закон РФ «О средствах массовой информации» Задание : Найдите в интернете закон РФ «О средствах массовой информации». Прочитайте 2-ю статью, выделите определения понятий: средства массовой информации, периодическая печать, сетевое издание, продукция СМИ. Проверьте свои ответы на вопрос: «Что можно отнести к СМИ?» Что можно отнести к СМИ? смотреть документальное кинослушать радиобеседовать с подругой подготовить доклад по предмету, используя энциклопедию гулять по улице смотреть новости читать художественную книгу Функции СМИ Задание: работая с текстом учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова §19, назовите функции и отличительные признаки СМИ.Информационная, формирование общественного мнения.Политической социализации.Критики и контроля.Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику.Мобилизационная. Отличительные черты: публичность; наличие специальной технической аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. Задание группам(Класс делится на 10 групп, каждую функцию представляют две группы. Одна группа рассматривает вопросы теории и составляет задание для закрепления, другая в интернете работает со статьёй.) Определите сущность каждой функции СМИ, зафиксируйте информацию в таблице.Выберите статью в интернете, характеризующую определённую функцию, отформатируйте ее в редакторе Word и разместите в газете «Наша политика». Параметры: название, краткий анонс статьи. (REGIONS.RU, Аргументы и факты, РИА Новости, РБК, Lenta.ru, Российская газета)3. Составьте задание, закрепляющее изученную информацию. Задание: определите сущность функции СМИ, зафиксируйте информацию в таблице Наименование функции Её сущность Информационная, формирование общественного мнения Политическая социализация Критика и контроль Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику Мобилизационная Задание: определите функцию Наименование функции Её сущность Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения. Мобилизационная Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения. Информационная, формирование общественного мнения Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение.Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Политическая социализация Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события. Критика и контроль Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству. Наименование функции Рефлексия Обсуждение ответа на вопрос , поставленного в начале урока. Какое высказывание, на ваш взгляд, наилучшим образом отражает ответ на ключевой вопрос урока? Обоснуйте свою позицию.ПРЕССА ПОЛЕЗНА УЖЕ ПОТОМУ, ЧТО ОНА УЧИТ НАС НЕ ДОВЕРЯТЬ ПРЕССЕ. (Сэмюэл Батлер)СМИ – ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ. (Томас Карлейль)ПЕРЕД ГОСПОДИНОМ ФАКТОМ НАДО НЕ ТОЛЬКО УМЕТЬ ВОВРЕМЯ СНЯТЬ ШЛЯПУ, НО И ВОВРЕМЯ НАДЕТЬ ЕЁ. (И.В. Давыдовский)О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ ЗАБОТЯТСЯ ПОЛИТИКИ, О СВЕТЛОМ ПРОШЛОМ – ИСТОРИКИ, О СВЕТЛОМ НАСТОЯЩЕМ – ЖУРНАЛИСТЫ. (Ж. Петан) было интересно активно участвовал тему усвоил узнал новое Задание: определите свое отношение к уроку. Рефлексия Оценочный лист (каждая группа оценивает работу одноклассников и свою) вопросы 1 2 3 4 5 Представление теории Практическое задание Формулировка задания для проверки знаний в формате ЕГЭ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!