«Информатика саба?тарында о?ушыларды? функционалды? сауаттылы?ын ?алыптастыру»
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках информатики» Общеобразовательный комплекс «Школа- детский сад №77»АМАНЖОЛОВА КУРАЛАЙ БАЗЫЛОВНАЗАМ. ДИР ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИОКШДС№77
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы
Нормативная база обновления содержания образования Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г.Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080 Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Задачи Национального плана:Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Компоненты функциональной грамотностизнания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; Умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Содержание функциональной грамотностиФункциональная грамотностьграмотность в чтении и письмеграмотность в естественных наукахматематическая грамотностькомпьютерная грамотностьграмотность в вопросах семейной жизниграмотность в вопросах здоровьяюридическая грамотность
Педагогические технологиипроблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;технология формирования типа правильной читательской деятельности;технология проектной деятельности;обучение на основе «учебных ситуаций»;уровневая дифференциация обучения;Информационные и коммуникационные технологии;технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Активные методы работы на уроках информатикиметод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;.групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
Формирование функциональной грамотности на уроках информатикиЛогические приемыПримеры заданий 1. уровень - знаниеСоставить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - пониманиеОписать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применениеПрименить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализПроанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтезСоздать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценкаПредставить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
1 уровень - знание1. Составить алгоритм решения примера (15 – 7)*(8-3):2^2 в форме блок-схемы 2. Составить программу, которая запрашивает трехзначное число и выводит на экран количество сотен, десятков и единиц.
2 уровень - пониманиеОпишите алгоритм вставки рисунка из коллекции клипов.2. Рассмотрите блок- схему и определите к какому алгоритму они относятся:
3 уровень - применениеСоставить таблицы истинности для логических операций: Установите соответствие операции со значком или командой
Установите соответствие между действиями человека и органами чувств, с помощью которых человек при этом воспринимает и распознает информацию:ДействияОрганы чувств1Чтение книгиа – зрение2Разговор по телефонуб – слух3Просмотр кинофильмав – вкус4Обед в школьной столовойг – осязание5Экскурсия в вычислительный центрд – обоняние
4 уровень - анализСравнить :Текстовой процессор :Табличный процессор: Выполнить алгоритм и придумать условие задачи:
5 уровень - синтезСоздайте рекламный буклет фирмы по продаже компьютерной и оргтехникой;2. Придумать дизайн: комнаты, спортивного зала, бассейна.
6 уровень - оценкаГрупповая работа:Создать мини-проект, используя известную вам программу, по одной из тем, предлагаемых ниже:Кодирование информации;Компьютерная графикаСовместное использование информации компьютерами и сотовыми телефонами.
Формула успехаОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показателиИндикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели): Общая грамотность Написать сочинение, реферат. Считать без калькулятора. Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная Искать информацию в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. Заботиться о своем здоровье. Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. Читать чертежи, схемы, графики. Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. Анализировать числовую информацию. Коммуникативная Работать в группе, команде. Расположить к себе других людей. Не поддаваться колебаниям своего настроения. Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. Организовать работу группы. Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст. Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигаторомПравовая и общественно-политическая грамотность Отстаивать свои права и интересы. Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК
Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево–функционально грамотная личностьВода–педагогические технологииЯблочки–ключевые компетенцииЛейка – учитель
за внимание!