Научная работа на тему История и проблемы возрождения казахской породы собак тазы .
"Величие нации и ее моральный прогресс
Можно хорошо оценить по тому,
Как она относится к своим животным"
Махатма Ганди.
Введение
Настоящим памятниками истории и культура казахского народа стали древнейшие породы собак Тобет и Тазы. Ученые исчисляют их возраст несколькими тысячелетиями. А на территории современного Казахстана тазы были известны человеку еще 4000 лет, - об этом свидетельствуют наскальные рисунки.
Настоящее время кинологи бьют тревогу: уникальная породы находятся на гране исчезновения, их счет свелся к единицам. Уберечь живые « памятники»культуры казахов не поздно, нужна лишь общественная и государственная поддержка и несколько лет интенсивной работы.
Борзые тазы – одна из древнейших пород собак, относимая к борзым восточной группы, как нельзя более приспособленная к кочевому укладу жизни народов Азии. Тазы повсеместно были окружены особым ореолом таинственности и почитания. Например, по отношению к ним никогда не употреблялось наименование «собака» («аль кальб» в арабском мире и «ит» у тюркоязычных народов). Их называли толь «аль хур» или «тази» (тазы), что значит «чистый», «благородный», они всегда высоко ценились в странах Ближнего Восток и Средней Азии.
Наиболее серьезным препятствием для широкого распространения породы тазы в ближнем и дальнем зарубежье является то, что ведущая международная кинологическая организация – Международная Кинологическая Федерация (FCI), не признает этой породы. Связано это как с тем, что Казахстан лишь недавно начал сотрудничество с этой организацией и еще не получил право на выдвижение собственных пород, так и с тем, что современно состояние породы тазы не отвечает требованиям FCI. Это не только наличие действующего стандарта породы и поголовья, соответствующего этому стандарту, но и Племенная книга породы, полные четырех коленные родословные по крайней мере у 100 – 150 тазы, наличие у них выставочных оценок и описаний. К большему сожалению, не смотря на много вековую историю этой породы, выполнить в Казахстане условия FCI для получения международного признания породы не представляется возможным.
Соответственно, для большинства собаководов мира эта порода остается неизвестной или упоминаемой в качестве местных отродий персидских салюки, ухудшенных метизацией. Поэтому на сегодня одной из главных задач по возрождению породы тазы, прежде всего выведение поголовья, отвечающего критериям FCI, но и объединение усилий заводчиков, клубов и питомников, работающих с это породой.
Искусство традиционной охоты кочевников является неотъемлемой частью духовной жизни казахского народа, без знания которого наши представления о развитии родного края, о людях и их традициях останутся неполными, ограниченными, без изучения которого невозможно воспитание молодежи.
Поэтому представленная нами тема очень важна и актуальна.
Если серьезно вложиться в инфраструктуру вокруг питомников, можно извлечь прибыль за счет туристического потенциала этих мест.
Цель нашего исследования- изучить и показать на основе конкретных фактов, на примере питомников казахской тазы, состояния богатейшего наследие казахского народа.
Задачи нашего научного проекта:
-на основе изучения и обобщения фактического материала показать. Как в нашем регионе энтузиасты стараются сохранить и преумножить славные традиции казахского народа;
-показать и доказать где эффективность создания инфраструктур вокруг питомником с целью извлечения прибыли за счет их туристического потенциала;
-показать огромную роль питомников в создания экологического равновесия в природе, в восстановлении популяции казахской борзой тазы;
-представить разработку новых туристических маршрутов, которые будут способствовать развитию как внутреннего, так и внешнего туризма в Казахстане;
-способствовать пропаганде изучение родного края, возрождению национальных традиций казахского народа.
Новизна нашего исследования заключается в том, что можно ли восстановить исчезающие породы казахской борзой тазы. И хотя в последнее время появились отдельные работы касающиеся данной проблемой, но они больше показывают красоту казахской национальной борзой тазы, но недостаточно исследовано проблемой сохранения и развития данной породы.
Источниковую базу нашей работы составили труды средневековых авторов, мифы и легенды, труды современных авторов: Махмуд Кашгари, Шокан Уалиханов. Ахмет Байтурсынов, А.А. Слудский.
I. История кинологии
1.1 История мировой кинологии
Кинология - это наука о собаках, которая изучает анатомию и физиологию собак, происхождение и эволюцию собак, их разведение и селекцию, использование в интересах человека. Кинология – основа современного собаководства, тесно связанная с зоотехнией, зоогигиеной, ветеринарией, генетикой, зоопсихологией, этологией и другими биологическими науками.
Значение слова «кинология» по Ефремовой:
Кинология - научная дисциплина о собаках, их породах и уходе за ними.Значение слова «кинология» по Ожегову:Кинология - наука о собакахКинология в Энциклопедическом словаре:
Кинология - (от греческого kyon, родительный падеж kynos - собака и кинология), наука о собаках. Изучает анатомию и физиологию собак, происхождение и эволюцию пород домашних собак, вопросы их разведения, содержания, кормления, хозяйственного использования и др.
Интерес к умственным и физическим способностям собак отнюдь не нов. В древнейшей религиозной книге персов Зенд-Авеста утверждается, что «мир существует благодаря собачьей сообразительности». Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) уверял, что физическое совершенство хорошей собаки - акт творения. А Аристотель (384-322 гг. до н.э.) писал, что комнатные собачки, разводимые в его время, стали истинными любимцами дам.
Плановая работа по изысканию методов дрессировки и применению военных собак в Европе началась в конце XIX в. Наиболее целеустремленно и продуманно она проводилась с 1884 г. в Германии, затем во Франции, Австрии, Италии и др.
Полковник Конрад Мост начал дрессировать служебных собак в 1906 году, исполняя обязанности полицейского комиссара при штабе Королевской прусской полиции в Саарбрюккене. Последующие 8 лет он консультировал полицейские силы по воспитанию собак на основе разработанных им методов. В 1912 году он был назначен главой вновь образованного Государственного учреждения по разведению и дрессировке полицейских собак в Берлине, где занимался исследованиями по выучке собак для разных служб и отыскиванию преступников по следу.
С началом первой мировой войны полковник Мост был прикреплен к ставке фельдмаршала Фон Гинденбурга (главнокомандующего на восточном направлении) для руководства использованием армейских собак на восточном фронте. А годом позже его обязали заняться организацией всех учреждений служебного собаководства как на восточном, так и на западых фронтах.
Именно под впечатлением от работы немецких овчарок в период первой мировой войны группа британских любителей собак, включая полковника Дж.И.Болдуина и коммондора Сессил-Райта (в прошлом президента британского клуба собаководства), завезла эту породу в Великобританию и постаралась, чтобы она проявила здесь все свои способности, столь наглядно продемонстрированные в Германии. Позже полковник Болдуин основал школу полицейских собак под эгидой Британских королевских ВВС, которые и поныне поддерживают Музей полицейских собак, называемый «комнатой Болдуина» в честь ее основателя.
К началу второй мировой войны британские королевские ВВС вполне оценили способность обученных собак охранять аэродромы и склады, и в ноябре 1941 года была создана школа сторожевых собак при Министерстве авиационной промышленности. Однако с апреля 1944 года школа стали именоваться Центром по дрессировке полицейских собак. С тех пор дрессировка собак, несущих службу на базах Британских королевских ВВС, осуществляется именно здесь.
В Америке тоже было открыто немало центров по дрессировке собак, используемых для обнаружения наркотиков и взрывчатых веществ. Развитию кинологии в России посвящена отдельная глава. Фундаментальные же научные исследования и открытия, на которых основана современная кинология, произвели А.Брем, Ч.Дарвин, И.Павлов и многочисленные их ученики и последователи. Немалый вклад в науку внес К.Лоренц, который стал основателем этиологии (науке о поведении животных и человека).
Большой вклад в научные основы кинологии внесли отечественные ученые Л.В.Крушинский, Н.А.Ильин, Е.К.Меркурьева, Н.М.Вавилова, В.Г.Кассиль, С.А.Корытин, Ю.Н.Пильщиков, В.К.Карпов, выдающийся кинолог В.В.Языков, А.П.Мазовер и др.
В настоящее время в России кинология преподается на факультетах охотоведения в высших и средних учебных заведениях, на кафедрах кинологии при высших командных училищах (институтах) пограничных и внутренних войск и некоторых ветеринарных институтах. Научную работу по кинологии ведут НИИ охотничьего хозяйства и звероводства, кафедры кинологии при высших командных училищах (институтах) пограничных и внутренних войск МВД.
Казахские борзые тазы ( ударение на первом слоге) - одна из древнейших пород собак, относимая к борзым восточной группы, как нельзя более приспособленная к кочевому укладу жизни народов Азии. Тазы повсеместно были окружены особым ореолом таинственности и почитания. Например, по отношению к ним никогда не употреблялось наименование "собака" ( "аль кальб" в арабском мире и "ит" у тюрко-язычных народов). Их называли только "аль хур" или " тази" (тазы), что означает "чисты", "благородный", они всегда высоко ценились в странах Ближнего Востока и Средней Азии.
Наиболее серьезным препятствием для широкого распространения породы тазы в ближнем и дальнем зарубежье является то, что ведущая международная кинологическая организация FCI, не признает этой породы.
Связано это как с тем, что Казахстан лишь недавно начал сотрудничество с этой организацией и еще не получил права на выдвижение собственных пород, так и с тем, что современное состояние породы тазы не отвечает требованиям FCI.
Это не только наличие действующего стандарта породы и поголовья, соответствующего этому стандарту, но и Племенная книга породы, полные четырех коленные родословные по крайней мере у 100-150 тазы, наличие у них выставочных оценок и описаний.
К большему сожалению, не смотря на много вековую историю этой породы, выполнить в Казахстане условия FCI для получения международного признания породы не представляется возможным.
Соответственно, для большинства собаководов мира эта порода остается неизвестной или упоминаемой в качестве местных отродий персидских салюки, ухудшенных метизацией. Поэтому на сегодня одной из главных задач по возрождению породы тазы, прежде всего на ее родине, является международное признание породы.
1.2 История породы казахской борзой тазы
Кинологи неоднократно обращали внимание на ее близкое сходство, с одной стороны, с аравийской салюки, а с другой - с целым рядом других восточных борзых, от афганского лучака до российской степной борзой. Это сходство по-видимому объясняется историей распространения борзых по азиатскому континенту
Обычно приходится слышать две версии о формировании пород борзых - об их автохтонном происхождении или о распространении из единого центра, с формированием местных пород путем скрещивания с охотничьими или пастушьими собаками данной местности. Что касается среднеазиатских равнинных борзых, все имеющиеся данные говорят скорее за то, что это заимствованная порода, завезенная с Ближнего Востока, где она сформировалась в уникальных условиях аравийских и сирийских пустынь. Примеси местных пород, судя по всему, также сравнительно незначительны - скорее всего, в силу отсутствия здесь к моменту появления первых "эмигрантов" собак сходного типа.
Историю появления тазы на территории Средней Азии, там, где сегодня находятся государства Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, чаще всего связывают с арабо-мусульманским вторжением и вхождением значительной части этого региона в состав Арабского халифата. Первые арабские отряды появились в Средней Азии в начале VIII века, упорная борьба местного населения против завоевателей продолжалась до его середины.
Чтобы сломить сопротивление, в новые владения были переселены многочисленные арабские воины и даже целые бедуинские племена, приходившие вместе со своим скотом, имуществом и, конечно, собаками, родственными предкам современных салюки. Арабов, служивших опорой халифской власти, местное ираноязычное население называло "таджик" (диалектные формы - тазик, тачик), от арабского слова "тадж", означавшего "корона", а в переносном смысле обозначавшего верховную власть.
Новые переселенцы привезли с собой первых борзых - тази, то есть "арабских собак", и обучили покоренные народы искусству охоты с ними - искусству, которому посвящены строки священного Корана: "Они вопрошают тебя, что законно для них; скажи: все доброе законно для вас; и то, что вы выучили зверей и хищных птиц ловить для вас, приучив их охотиться и научив их тому, чему Аллах научил вас. Итак, вкушайте то, что они ловят для вас и призывайте на это имя Аллаха!"
На южное происхождение тазы и на ее сравнительно недавнее появление в Средней Азии указывает плохо развитый волосяной покров, слабо приспособленный к низким температурам. Об этом же говорят и данные археологии - например, наскальные изображения, встречающиеся на территории евразийских степей.
Среди них множество сцен охот - с собаками и даже с гепардами, но нет изображений собак типа тазы. Все псы с древних наскальных граффити имеют стоячие уши, удлиненное туловище и сравнительно короткие конечности. Их спускают на подранков, они задерживают дичь - словом, это собаки типа гончей.
Итак, в до мусульманское время на территории Средней и Центральной Азии борзые были неизвестны. После арабского завоевания положение меняется. Борзые и охота с ними распространяются в северных областях Ирана, проникают в горные долины Афганистана и среднеазиатские оазисы. Постепенно среднеазиатские охотники стали отказываться от крупных и тяжелых псов, с которыми они ранее охотились преимущественно на хищников и копытных.
Прилитие кровей местных травильных пород собак привело к изменению облика завезенных из Аравии и Сирии борзых, но в области степей и пустынь (в отличие от горных регионов) эти изменения не были значительными. В сельджукскую эпоху (XI-XII века) изображения борзой появляются на миниатюрах. Книги, написанные в это время, также упоминают охоту с ними. Так, девятнадцатый раздел "Ковус-наме" (конец XI века), озаглавленный "Об охоте", начинается с фразы: "Если тебе нравится охота, возьми с собой ловчую птицу и быстроногую тазы, и ты не будешь знать горя и печали".
Следующий этап распространения восточных борзых, когда они проникли в степи к северу от Сырдарьи и распространились по ним от Монголии до Крыма, связан с монголо-татарским нашествием конца XII - XIII века. Покорив Хорезм и уничтожив Багдадский халифат, новые завоеватели по достоинству оценили неведомых им собак и начали вывозить их в родные кочевья. Историю появления тазы в центрально-азиатских степях можно проследить по сообщениям европейских путешественников, посещавших двор монгольских ханов.
Итальянец Джованни Планодель Карпини по поручению папы римского отправился в ставку хана Гуюка в 1245 г., его путешествие длилось более двух лет, маршрут пролегал через нижнее Поволжье, Хорезм, Семиречье и Тарбагатай. В своем описании стран, через которые он проезжал, Карпини нигде не упоминает об охоте с борзыми. Через восемь лет в монгольскую столицу Каракорум отправился монах-францисканец Гильом де Рубрук.
Он подробно описывает охоту с ловчими птицами, нагоном, а также облавную. Борзых собак он смог увидеть только в Каракоруме, о чем и написал: "Я видел также послов одного индийского султана, которые привели восемь леопардов и десять борзых собак, наученных сидеть на крупе лошади, как сидят леопарды..." (леопардами здесь названы охотничьи гепарды).
Наконец, Марко Поло, состоявший во второй половине XIII века на службе у великого хана Хубилая и много поездивший по монгольским владениям, упоминает борзых собак как довольно обычных при ханской ставке. В одном из списков "Книги Марко Поло" говорится, что собаки ханской охоты были трех родов: гончие, борзые и "меделянские" (травильные). Но все они применялись для грандиозных облавных охот, издревле привычных степным кочевникам: "Когда Великий Хан на охоту выезжает, по одну сторону от него едет один из братьев (главный ловчий - К.Р.) со своими десятью тысячами ловчих и пятью тысячами собак, а по другую - другой со своими десятью тысячами и своими собаками.
Любо посмотреть и на охоту, и на собак, и на охотников; заглядишься, скажу я вам, на Великого Хана, когда он и князья кругом его скачут с кречетами по равнине, а собаки, глядишь, гонят с той и с этой стороны медведей, оленей и всяких зверей...". Следовательно, лишь к концу XIII столетия монголы смогли освоить новую породу, но все еще применяли ее "не по назначению", включая в большие своры различных собак во время массовой загонной охоты.
В конечном счете на территории Средней и Центральной Азии сложились две основные разновидности степных борзых - казахская тазы и туркменская тазы, или тазый. Иногда в особую группу выделяют узбекских тазы, но эта разновидность, как кажется, не представляет собой однородной группы, являясь скорее собранием переходных типов и локальных разновидностей.
Основные характеристики двух названных выше групп и различия между ними определяются ландшафтными и климатическими условиями районов их распространения.
Туркменская борзая, тазый, сформировалась в сухих пустынях, во многом напоминающих ее аравийскую прародину. Эти собаки разводились в чистоте, получая тщательный индивидуальный уход.
Вот как описывает туркменских борзых второй половины XIX века русский зоогеограф М.Н. Богданов: "Одного взгляда на настоящего тазый достаточно, чтобы сказать, что имеешь дело с высококультурным, чистокровным животным. Грация, пропорциональность форм в нем поразительны. Самый взыскательный охотник должен будет признать в тазый красоту, которой отличается... слюгуи арабов. В сравнении с другими борзыми все виденные мной у туркменов-иомудов и ататазый очень малы ростом.
Типичная масть тазый ярко-рыжая, с черными кончиками волос на спине, подвесах и ушах; у многих при этом щипец и около глаз покрыты черноватой шерстью. Но есть и других мастей, как-то: черные, черно-пегие, полово-пегие, светло-половые, редко совсем белые. Серых не встречал (однако, по другим сведениям, туркмены особенно ценили именно собак темно-серой и черной масти - К.Р.). Туркмен ухаживает за своим тазый не менее, чем за аргамаком. Ему идет лучший кусок. В сильный жар и в холода туркмен покрывает своего любимца кошемной попонкой. Подбор производителей совершается тщательно".
Туркменские тазы, изящные, грациозные, с шелковистой шерстью, до сих пор во многом сохранили исходные признаки своих предков - салюки. Пожалуй, самое заметное отличие заключается в характере псовины на хвосте: если для салюки характерен длинный и пышный подвес, то тазый не может похвастаться чем-то подобным.
Казахская тазы, или таза, представляет собой укрупненный и огрубленный вариант степной борзой. Она сформировалась в области более влажных и холодных степей, тянущихся от Северного Прикаспия до Прибалхашья. Иной климат, особенности кочевого хозяйства населяющих регион народов, а также, видимо, прилитие крови местных травильных собак, вызвали значительные изменения. Эта борзая, с более грубым коротким волосом, меньшим подрывом на животе, более грубой головой, утратила "блесткость" салюки, ее утонченность и некоторые охотничьи качества.
Отзывы о ней русских охотников XIX столетия не слишком лестны (согласно словоупотреблению того времени под термином "киргизский" следует понимать "казахский"): "Киргизская борзая скачет тупо, но неутомима на дальних дистанциях. Она тянется за зверем целые версты, и не видал я никогда лихих угонок и броска наших псовых. Ею травят почти исключительно зайцев и лисиц. Вообще, хотя между киргизскими борзыми и выдаются хорошие ловцы, нельзя признать в этой породе чего-нибудь ценного и заслуживающего внимания наших охотников. По своим качествам киргизская борзая едва ли сравнится с крымкой, а по породности стоит далеко ниже последней. Правда, у адаевцев, кочующих на Мангышлак, собаки несколько лучше, чем у северных киргизов, но это произошло от примесей крови тазый".
Отмечается и менее тщательная селекция, вплоть до признания большей части казахских борзых беспородными - известный охотник-борзятник П. М. Мачеварианов считал, что "у рядовых... калмыков и киргизов, кочующих в степях астраханских, саратовских, самарских и оренбургских, почти все вислоушки - выборзки". На это следует заметить, что степняки ценили прежде всего добычливость и неприхотливость борзой, а не ее стати.
Наиболее характерным окрасом казахской тазы традиционно был глинисто-палевый или глинистый. Менее типичны - грязно-белый, красный с чернотой по хребту, грязно-белый с серыми пятнами, черный и черно-пегий.
И в туркменских пустынях, и в казахских степях хорошая борзая стоила целое состояние - в том редком случае, если ее вообще соглашались продать. "Бешеные цены платят они за собак, и охотник не задумается отдать захорошеготазый пару верблюдов или несколько десятков овец", - писал о туркменах М.Н. Богданов. Он же передает рассказ о том, как у заезжего купца из Персии была куплена охромевшая тазы за 9 верблюдов. А.А. Слудский описывает случай, когда за тазу с верховьев Каратала (в Семиречье) отдавали девушку, отказываясь от калыма в 47 лошадей.
II. Казахская борзая тазы
2.1 Охота с тазы
Традиционная охота с тазы во многом напоминала бедуинскую охоту с салюки, в которой кроме охотника и собаки участвовали также конь и ловчая птица. Вот как описывает охоту "киргизов" (то есть казахов) в 1897 году П.А. Варенцов: "Многие киргизы, кочующие в Мангышлакском и Красноводском уездах Закаспийской области... очень любят охоту с борзыми собаками и ловчею птицей. На такого рода охоте киргиз не чувствует физического утомления, так как ему не приходится ходить пешком, сидеть же на лошади и проскакать несколько десятков верст, гоняясь за дичью, ровно ничего не значит - такая охота киргизу, как истому джигиту, доставляет истинное наслаждение.
Киргизы с борзыми собаками охотятся преимущественно на лис, корсаков, волков и сайгаков; эта последняя охота - самая любимая и выгодная... Вообще можно почти безошибочно сказать, что лошадь и борзая собака для киргиза составляют все; мне кажется, что об этих животных он больше заботится, нежели о своей собственной семье...".
Разумеется, охота с тазы была доступна далеко не всем кочевникам. Ведь, по описанию Ю.А. Смирнова, "бедняки занимались охотой, главным образом, для добывания пропитания своему семейству, а богачи любили охоту как одно из немногих развлечений и удовольствий в степной жизни... Охотник-бедняк охотился преимущественно на дичь съедобную, добывал и убивал хищников только случайно и производил охоту или ловушками, или с ружьем... Богатый же охотник охотился, главным образом, с ловчей птицей или с тазы, и предметом охоты у него зимой преимущественно бывали хищные звери: волк, лисица".
Уникальные свойства туркменской тазы проявлялись прежде всего в парной (с ловчей птицей) работе по зайцу. При поимке заяц, сопротивляясь, ударом задних лап может повредить маховые или хвостовые перья птицы, нанести ей серьезные раны. Во избежание этого подоспевшая тазы прямо под крылом обездвиживала зверька. Подобная контактная работы с собаками другой породы невозможна.
Более крупная и сильная казахская тазы легко брала лисицу - особенно в паре с беркутом. Такая охота в условиях Казахстана - один из наиболее добычливых и интересных способов. На юге республики в годы, богатые лисицей, с каждой собакой за сезон брали в среднем 16 лисиц.
Хорошие тазы легко догоняют косуль и изредка джейранов. Догнать взрослого сайгака, чрезвычайно резвого и неутомимого, едва ли под силу любой борзой. Этих животных тазы может взять лишь обессиленных бескормицей, по насту или во время окота. Сейчас все эти виды охоты квалифицируются как браконьерство.
Тазы могли брать сайгака с помощью беркута: "Собираясь на охоту, туркмен сажает своего беркута на особо приделанную для этого луку и закрывает ему глаза кожаным колпачком. Подкравшись к стаду сайгаков, он снимает колпачок с глаз беркута и дает ему свободу. Завидев сайгаков, беркут взмывает кверху и летит за ними, наконец, улучив момент, бросается наискось и всаживает когти в зверя. Собаки доспевают на место действия и окончательно овладевают животным". (М.Н. Богданов).
Также тазы использовались при поимке джейранов, сайгаков, горных козлов и архаров, попавших в капканы, - догнать этих животных, даже когда у них на одной ноге капкан, - дело нелегкое.
Охота с тазы на волка рискованна, так как эта относительно слабая собака не в состоянии взять его. Обычно на волка пускали несколько крупных и сильных собак, причем следом за ними, не отставая, скакал охотник, чтобы в случае необходимости вовремя помочь своре. После нескольких нападений, задерживающих бег волка, отдельные собаки отваживались сбить его с ног и схватить за шею, но надолго удержать не могли. Волка из-под них нужно было быстро принять, иначе он мог искалечить или загрызть собак. Также необходимо было принимать из под тазы и барсука, которого они могли лишь задержать на какое то время.
При охоте с собаками на кабана в их группу иногда включали тазы, но чаще - их крупные помеси с казахской овчаркой. Тазы обычно были вожаками своры, отличаясь большой жадностью к зверю и хорошей хваткой.
2.2 О названии
Выше уже высказывалась версия о происхождении названия этой породы собак. Надо отметить, что она далеко не единственная. Поиск его корней усложняет то, что оно может по-разному переводиться с различных языков.
Так, "тази" на персидском (фарси) означает "стремительный", "быстро мчащийся" (таджикский вариант - "тоози"). Употребление этого слова в иранских языках довольно специфично - оно применяется к собакам, лошадям и населению, которое передвигается с места на место. Любопытно, что и борзые собаки, и самые быстрые лошади, судя по всему, попадали в Персию от арабов. Да и кочевники-бедуины вполне соответствуют определению "стремительные". Так что трудно определить наверняка, каково все-таки изначальное значение этого слова - "быстомчащийся" или "арабский".
В тюркских языках прилагательное "тазы/тазый/таза", имеет два близких значения. Одно из них означает "лысый", "безволосый". Это вполне подходящее название для восточных борзых, если сравнить их с лохматыми степными овчарками. Кроме того, это слово может быть переведено и как "чистый", и данное значение также оправдано.
С одной стороны, восточные борзые при надлежащем уходе не издают специфического запаха псины. С другой - не следует забывать, что в мусульманском мире борзая стоит особняком и не подпадает под термин собака ("аль кальб" по-арабски, "ит" по-тюркски). Следовательно, в тюркских языках должен был возникнуть термин, дублирующий арабское наименование для салюки - "аль хур", то есть "благородное", "чистое" существо.
К этому следует прибавить версии, выводящие породу из какого-либо населенного пункта, название которого созвучно слову тазы, - например, из города Таизз в Йемене.
2.3 Характеристика породы
Порода: Казахская Тазы
Происхождение: Казахстан, Средняя Азия
Применение: Охота, розыск и преследование, курсинг.
Классификация FCI: Непризнанные породы
Рабочие испытания: Заяц-толай, корсак, лиса, барсук, кровяной след, курсинг.
Краткая историческая справка: Изображения подобных собак встречаются в петроглифах Южного Казахстана, самые древние из которых датируются ХII-Х тысячелетием до нашей эры. Порода культивировалась местными представителями верхних слоёв общества, которые охотой занимались как спортом, безружейным способом, часто совместно с ловчими птицами. Порода распространена в Казахстане и Средней Азии, используется для спортивной охоты на зайца, лису, диких кошек, сурка, барсука, некрупных копытных. Впервые собак этой породы обследовал и описал биолог–охотовед А.А. Слудский в начале XX века.
Общий вид: Собака квадратного формата, сухого–крепкого типа конституции, пропорционального сложения, среднего и выше среднего роста, с очень развитой сухой мускулатурой, гармонична и элегантна. Половой диморфизм выражен.
Основные пропорции:
- Высота в холке равна высоте в крестце.
- Глубина груди примерно равна половине высоты в холке.
Поведение/темперамент: Представляет собой сплав подтянутости, элегантности, стремительности и восточной таинственности. В бытовых условиях спокойная и ненавязчивая, с большим чувством собственного достоинства, нетерпимая к насилию и грубому обращению. Способна молниеносно реагировать на изменение в окружающей обстановки. Умная, смелая, независимая, недоверчива к посторонним и преданна своим хозяевам. На охоте может использоваться как в одиночке так и в паре, в своре, совместно с ловчими птицами так и с другими породами охотничьих собак. Универсальна, отличается хорошо развитой ориентировочной реакцией (поиском) и врождённой склонностью к апортировке, зоркостью и сообразительностью, особенно в нестандартных ситуациях, обладает отменной резвостью как накоротке, так и в длительной скачке.
Голова: пропорциональная общему сложению. При виде сверху представляет собой сужающийся клин, с развитыми, но не выступающими скулами.
Череп: умеренно широкий, длинный, лоб плоский, сужающийся по направлению к глазам, затылочный бугор слабо выражен.
Переход от лба к морде: плавный, слабо выражен.
Мочка носа: крупная, ноздри широкие. Черная, у светлых собак может быть тёмно-коричневая, однотонно окрашенная.
Морда: несколько короче черепа, прямая или с лёгкой горбинкой у мочки носа, незначительно опущена, сухая, заострённая к мочке носа.
Губы: сухие, тонкие, плотно прилегающие к челюстям, хорошо пигментированные.
Челюсти/зубы: прикус ножницеобразный, зубы большие, белые, резцы на нижней челюсти расположены в одну линию. Челюсти сильные, сухие.
Глаза: умеренно широко расставлены, Надбровные дуги не выражены. Глаза большие, выразительные, тёмного цвета, чуть навыкате, овальной формы, косо поставлены. Веки тонкие, полностью пигментированные.
Уши: Висячие, умеренно длинные, тонкие, треугольной формы, с широким основанием, чуть округленными концами. Поставлены не ниже уровне глаз, в свободном состоянии прилегающие к скулам, хорошо подвижные. В возбуждённом состоянии приподняты на хрящах. Конец слегка вытянутого уха (без «бурок») должен доходить до угла губ.
Шея: примерно равна длине головы, уплощённая с боков, крепкая, с мускулистым гребнем. Угол наклона шеи к горизонту около 45°.
Корпус:
Холка: с хорошо развитой мускулатурой, высокая, длинная, широкая.
Спина: широкая, очень мускулистая, в свободной стойке держится расслабленно, с выраженной переслежиной; в движении или напряженной стойке прямая.
Поясница: прямая, крепкая, широкая, с хорошо развитой мускулатурой.
Круп: Достаточно длинный, плоский, мускулистый, слегка покатый, широкий. Моклоки развиты, заметно выступают, расстояние между моклоками не менее 8 см. для кобелей и не менее 7 см. для сук.
Грудь: глубокая. При осмотре в профиль самая нижняя точка груди не скрыта локтевым суставом и хорошо видна. Узкая между лопаток, хорошо развита в длину, позади лопаток постепенно расширяющаяся, с хорошо изогнутыми рёбрами и значительно сужающаяся книзу, в наиболее широкой части шире крупа. Ложные рёбра относительно короткие и в профиль образуют подрыв. Передняя часть грудной кости не выделяется.
Живот: хорошо подобран. Пах с подтянутой кожной складкой.
Хвост: низко поставленный, тонкий, в развернутом виде достигает скакательного сустава, на конце образует небольшое кольцо либо крутой крючок, в спокойном состоянии опущен, в движении может быть поднят чуть выше линии спины.
Конечности:
Передние конечности: при осмотре спереди прямые и параллельные. Высота в локте составляет примерно половину высоты в холке.
Плечи: по длине примерно равны лопатке. Угол плечелопаточного сочленения достаточно выражен. Лопатка длинная и косая, плечо с хорошо развитой мускулатурой.
Локти: свободные, обращёны строго назад.
Предплечья: по длине примерно равны плечу, сухие, в сечении овальные. Запястный сустав не выделяется.
Пясти: с незначительным наклоном.
Задние конечности прямые и параллельные, хорошо омускуленны, незначительно оттянуты назад, расставлены на ширину крупа. Длины бедра и голени приблизительно равны между собой и равны длинам лопатки, плеча и предплечья.
Бёдра: сильно развиты, очень мускулистые.
Голени: с развитой мускулатурой, поставлены несколько наклонно. Сухожилия толсты, упруги. Пяточная кость округлая, хорошо выражена.
Коленные и скакательные суставы: выражены.
Плюсны: Длинные, почти отвесные.
Лапы: Лапы передних конечностей сухие, овальной формы, пальцы крепкие, сжатые в комок. Задняя лапа чуть длиннее передней (русачья). Когти направлены вниз.
Походка/движения: Экономичные, лёгкие и свободные. Характерные аллюры: ровная рысь (постановка конечностей след в след), при активном поиске - короткий галоп (кентер), при преследовании зверя – своеобразный, стремительный, «стелющийся» карьер.
Кожа: тонкая, эластичная, плотно прилегающая, без складок.
Шерсть: короткая, до 3 см (на пояснице), мягкая, прямая, плотно прилегающая, почти без подшерстка. На ушах мягкая, удлиненная, слегка волнистая шерсть образует «бурки», отрастающие с возрастом, покрывающие всё ухо и спускающиеся ниже концов ушей. На задних сторонах передних и задних конечностей очёсы. На передних конечностях редкие и короткие очёсы доходят до запястных суставов, а на задних более длинные, до середины голени. На нижней стороне хвоста, примерно от 1/3 или середины удлиненный (около 10 см.), негустой волос образует подвес. До полутора лет допускается лёгкое опущение на передних конечностях до середины предплечья, на задних - до скакательного сустава, по рёбрам и нижней части груди. Небольшой хохолок на голове допустим только у щенков.
Окрас: Зонарный всех оттенков, рыжий всех оттенков; белый, черный; допускаются небольшие белые отметины, которые могут быть на морде, лбу, горле, груди, на лапах, на конце хвоста; крап на белых отметинах в тон основного окраса. Допускается маска на морде (светлая или тёмная). Черно-подпалый и плащевой окрасы допустимы, но не желательны.
Размер: желательная высота в холке кобелей 61- 71 для кобелей; суки 55 - 65. Высота в холке равна высоте в крестце. Превышение высоты в холке допустимо, если сохраняется пропорциональность сложения.
Примечание: кобели должны иметь два сформированных семенника, полностью опущенных в мошонку.
2.4 Современность
К началу 30-х годов XX века численность тазы в среднеазиатских республиках Советского Союза значительно сократилась, а местами она исчезла совсем. Затем ее поголовье начинает довольно быстро восстанавливаться, ежегодно примерно удваиваясь.
Учет охотничьих собак, который велся различными организациями на территории Казахстана, позволяет заключить, что общее количество тазы в республике в 1938 году достигло семи тысяч собак.
Наиболее многочисленными они были в Западно-Казахстанской (ныне Уральская) области (к 1938 году - 1 370 собак), затем в Гурьевской (в 1938 году - 798 собак) и в Алма-Атинской области (в 1938 году - 624 собаки). К сожалению, в последующие годы учет тазы не проводился. Можно лишь предполагать, что война, миграции населения, индустриализация и урбанизация пагубно сказались на количестве и качестве поголовья.
Основная причина, в последующие годы поставившая тазы на грань выживания и сделавшая ее экзотической редкостью, это браконьерство с использованием мотоциклов и машин, охота с самолетов и вертолетов, гораздо более добычливая. Ушли в прошлое традиции аристократической охоты - вместе с представителями правящего класса, которые могли себе позволить содержание тазы. Сама она в каком-то смысле стала символом "темного прошлого" и сполна расплатилась за это заблуждение. Наиболее чистые линии казахской тазы были утрачены. В более демократичном туркменском обществе, при меньшем проникновении переселенцев из европейских регионов страны, порода сохранилась лучше.
Первое представление породы тазы широкой кинологической общественности в советское время состоялось в 1958 году, на Первой Всесоюзной выставке служебных и охотничьих собак в Москве, где было показано двенадцать тазы казахского типа и две - туркменского (впрочем, туркменские борзые были отмечены наградами в Москве еще в 1927 году, на 4-й выставке общества "Московский охотник"). В следующем, 1959 году на первой Казахстанской Республиканской выставке собак были продемонстрированы девять тазы казахского типа. В этом же году был утвержден Всесоюзный стандарт ("Описание признаков среднеазиатской борзой - тазы"), остававшийся в течение долгого времени почти без изменений. В нем даны описания двух разновидностей тазы - казахской и туркменской, причем для последнего отведено лишь несколько строк в примечании.
Обычно приходится слышать две версии о формировании пород борзых - об их автохтонном происхождении или о распространении из единого центра, с формированием местных пород путем скрещивания с охотничьими или пастушьими собаками данной местности. Что касается среднеазиатских равнинных борзых, все имеющиеся данные говорят скорее за то, что это заимствованная порода, завезенная с Ближнего Востока, где она сформировалась в уникальных условиях аравийских и сирийских пустынь. Примеси местных пород, судя по всему, также сравнительно незначительны - скорее всего, в силу отсутствия здесь к моменту появления первых "эмигрантов" собак сходного типа.
Историю появления тазы на территории Средней Азии, там, где сегодня находятся государства Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, чаще всего связывают с арабо-мусульманским вторжением и вхождением значительной части этого региона в состав Арабского халифата. Первые арабские отряды появились в Средней Азии в начале VIII века, упорная борьба местного населения против завоевателей продолжалась до его середины.
Чтобы сломить сопротивление, в новые владения были переселены многочисленные арабские воины и даже целые бедуинские племена, приходившие вместе со своим скотом, имуществом и, конечно, собаками, родственными предкам современных салюки. Арабов, служивших опорой халифской власти, местное и разноязычное население называло "таджик" (диалектные формы - тазик, тачик), от арабского слова "тадж", означавшего "корона", а в переносном смысле обозначавшего верховную власть.
Новые переселенцы привезли с собой первых борзых - тази, то есть "арабских собак", и обучили покоренные народы искусству охоты с ними - искусству, которому посвящены строки священного Корана: "Они вопрошают тебя, что законно для них; скажи: все доброе законно для вас; и то, что вы выучили зверей и хищных птиц ловить для вас, приучив их охотиться и научив их тому, чему Аллах научил вас. Итак, вкушайте то, что они ловят для вас и призывайте на это имя Аллаха!"
На южное происхождение тазы и на ее сравнительно недавнее появление в Средней Азии указывает плохо развитый волосяной покров, слабо приспособленный к низким температурам. Об этом же говорят и данные археологии - например, наскальные изображения, встречающиеся на территории евразийских степей.
Среди них множество сцен охот - с собаками и даже с гепардами, но нет изображений собак типа тазы. Все псы с древних наскальных граффити имеют стоячие уши, удлиненное туловище и сравнительно короткие конечности. Их спускают на подранков, они задерживают дичь - словом, это собаки типа гончей.
Итак, в до мусульманское время на территории Средней и Центральной Азии борзые были неизвестны. После арабского завоевания положение меняется. Борзые и охота с ними распространяются в северных областях Ирана, проникают в горные долины Афганистана и среднеазиатские оазисы. Постепенно среднеазиатские охотники стали отказываться от крупных и тяжелых псов, с которыми они ранее охотились преимущественно на хищников и копытных.
Прилитие кровей местных травильных пород собак привело к изменению облика завезенных из Аравии и Сирии борзых, но в области степей и пустынь (в отличие от горных регионов) эти изменения не были значительными. В сельджукскую эпоху (XI-XII века) изображения борзой появляются на миниатюрах. Книги, написанные в это время, также упоминают охоту с ними. Так, девятнадцатый раздел "Ковус-наме" (конец XI века), озаглавленный "Об охоте", начинается с фразы: "Если тебе нравится охота, возьми с собой ловчую птицу и быстроногую тазы, и ты не будешь знать горя и печали".
Следующий этап распространения восточных борзых, когда они проникли в степи к северу от Сырдарьи и распространились по ним от Монголии до Крыма, связан с монголо-татарским нашествием конца XII - XIII века. Покорив Хорезм и уничтожив Багдадский халифат, новые завоеватели по достоинству оценили неведомых им собак и начали вывозить их в родные кочевья. Историю появления тазы в центрально-азиатских степях можно проследить по сообщениям европейских путешественников, посещавших двор монгольских ханов.
Итальянец Джованни Планодель Карпини по поручению папы римского отправился в ставку хана Гуюка в 1245 г., его путешествие длилось более двух лет, маршрут пролегал через нижнее Поволжье, Хорезм, Семиречье и Тарбагатай. В своем описании стран, через которые он проезжал, Карпини нигде не упоминает об охоте с борзыми. Через восемь лет в монгольскую столицу Каракорум отправился монах-францисканец Гильом де Рубрук.
Он подробно описывает охоту с ловчими птицами, нагоном, а также облавную. Борзых собак он смог увидеть только в Каракоруме, о чем и написал: "Я видел также послов одного индийского султана, которые привели восемь леопардов и десять борзых собак, наученных сидеть на крупе лошади, как сидят леопарды..." (леопардами здесь названы охотничьи гепарды).
Наконец, Марко Поло, состоявший во второй половине XIII века на службе у великого хана Хубилая и много поездивший по монгольским владениям, упоминает борзых собак как довольно обычных при ханской ставке. В одном из списков "Книги Марко Поло" говорится, что собаки ханской охоты были трех родов: гончие, борзые и "меделянские" (травильные). Но все они применялись для грандиозных облавных охот, издревле привычных степным кочевникам: "Когда Великий Хан на охоту выезжает, по одну сторону от него едет один из братьев (главный ловчий - К.Р.) со своими десятью тысячами ловчих и пятью тысячами собак, а по другую - другой со своими десятью тысячами и своими собаками.
Любо посмотреть и на охоту, и на собак, и на охотников; заглядишься, скажу я вам, на Великого Хана, когда он и князья кругом его скачут с кречетами по равнине, а собаки, глядишь, гонят с той и с этой стороны медведей, оленей и всяких зверей...". Следовательно, лишь к концу XIII столетия монголы смогли освоить новую породу, но все еще применяли ее "не по назначению", включая в большие своры различных собак во время массовой загонной охоты.
В конечном счете на территории Средней и Центральной Азии сложились две основные разновидности степных борзых - казахская тазы и туркменская тазы, или тазый. Иногда в особую группу выделяют узбекских тазы, но эта разновидность, как кажется, не представляет собой однородной группы, являясь скорее собранием переходных типов и локальных разновидностей.
Основные характеристики двух названных выше групп и различия между ними определяются ландшафтными и климатическими условиями районов их распространения.
Туркменская борзая, тазый, сформировалась в сухих пустынях, во многом напоминающих ее аравийскую прародину. Эти собаки разводились в чистоте, получая тщательный индивидуальный уход.
Вот как описывает туркменских борзых второй половины XIX века русский зоогеограф М.Н. Богданов: "Одного взгляда на настоящего тазый достаточно, чтобы сказать, что имеешь дело с высококультурным, чистокровным животным. Грация, пропорциональность форм в нем поразительны. Самый взыскательный охотник должен будет признать в тазый красоту, которой отличается слюгуи арабов. В сравнении с другими борзыми все виденные мной у туркменов-иомудов и ататазый очень малы ростом.
Типичная масть тазый ярко-рыжая, с черными кончиками волос на спине, подвесах и ушах; у многих при этом щипец и около глаз покрыты черноватой шерстью. Но есть и других мастей, как-то: черные, черно-пегие, полово-пегие, светло-половые, редко совсем белые. Серых не встречал (однако, по другим сведениям, туркмены особенно ценили именно собак темно-серой и черной масти - К.Р.). Туркмен ухаживает за своим тазый не менее, чем за аргамаком. Ему идет лучший кусок. В сильный жар и в холода туркмен покрывает своего любимца кошемной попонкой. Подбор производителей совершается тщательно".
Туркменские тазы, изящные, грациозные, с шелковистой шерстью, до сих пор во многом сохранили исходные признаки своих предков - салюки. Пожалуй, самое заметное отличие заключается в характере псовины на хвосте: если для салюки характерен длинный и пышный подвес, то тазый не может похвастаться чем-то подобным.
Казахская тазы, или таза, представляет собой укрупненный и огрубленный вариант степной борзой. Она сформировалась в области более влажных и холодных степей, тянущихся от Северного Прикаспия до Прибалхашья. Иной климат, особенности кочевого хозяйства населяющих регион народов, а также, видимо, прилитие крови местных травильных собак, вызвали значительные изменения. Эта борзая, с более грубым коротким волосом, меньшим подрывом на животе, более грубой головой, утратила "блесткость" салюки, ее утонченность и некоторые охотничьи качества.
Отзывы о ней русских охотников XIX столетия не слишком лестны (согласно словоупотреблению того времени под термином "киргизский" следует понимать "казахский"): "Киргизская борзая скачет тупо, но неутомима на дальних дистанциях. Она тянется за зверем целые версты, и не видал я никогда лихих угонок и броска наших псовых. Ею травят почти исключительно зайцев и лисиц. Вообще, хотя между киргизскими борзыми и выдаются хорошие ловцы, нельзя признать в этой породе чего-нибудь ценного и заслуживающего внимания наших охотников. По своим качествам киргизская борзая едва ли сравнится с крымкой, а по породности стоит далеко ниже последней. Правда, у адаевцев, кочующих на Мангышлак, собаки несколько лучше, чем у северных киргизов, но это произошло от примесей крови тазый".
Отмечается и менее тщательная селекция, вплоть до признания большей части казахских борзых беспородными - известный охотник-борзятник П. М. Мачеварианов считал, что "у рядовых... калмыков и киргизов, кочующих в степях астраханских, саратовских, самарских и оренбургских, почти все вислоушки - выборзки". На это следует заметить, что степняки ценили прежде всего добычливость и неприхотливость борзой, а не ее стати.
Наиболее характерным окрасом казахской тазы традиционно был глинисто-палевый или глинистый. Менее типичны - грязно-белый, красный с чернотой по хребту, грязно-белый с серыми пятнами, черный и черно-пегий.
И в туркменских пустынях, и в казахских степях хорошая борзая стоила целое состояние - в том редком случае, если ее вообще соглашались продать. "Бешеные цены платят они за собак, и охотник не задумается отдать захорошеготазый пару верблюдов или несколько десятков овец", - писал о туркменах М.Н. Богданов. Он же передает рассказ о том, как у заезжего купца из Персии была куплена охромевшая тазы за 9 верблюдов. А.А. Слудский описывает случай, когда затазу с верховьев Каратала (в Семиречье) отдавали девушку, отказываясь от калыма в 47 лошадей.
III. Практическая часть
3.1 Интервью у заводчика Нургалиева Касымхана
В нашей научно-исследовательской работе мы выполнили следующую практическую работу:
1.Изучали все информацию в интернете
2.Взяли интервью у одного из Костанайских заводчиков, задали следующие вопросы:
- Мы пишем научную работу на тему казахская борзая тазы, что вы можете нам рассказать об этой породе?
6 лет назад мы купили щенка у известного казахского кинолога Плахова, у нас Тазы только чистых кровей. Он подходит по всем параметрам.
- С какой целью вы начали разводить данную породу?
В начале мы начали разводить для продолжения породы (для поддержания нации), а также для охоты. Но т.к. я крестьянин у меня много хоз-ва, на все просто не хватает времени.
- Какие особенности при охоте?
Казахская борзая тазы очень ценится при охоте тем, что она может преследовать добычу на длинных дистанциях, разгоняют скорость до 80-90 км/ч, также некоторые тазы могут брать волка. Берут след по нюху и они очень умны.
- Какая ведется племенная работа по восстановлению казахской борзой тазы?
Мы держим собак, разводим их и продаем, распространяем информацию в интернете, пытаемся заинтересовать людей. К нам так же приезжают с районов, с Урицкого района приезжают берут исключительно для работы.
- Что важно для стандарта данной породы?
Нужна чистая кровь у обоих особей.
- Каков должен быть экстерьер?
Висячие уши в виде кудрей, вытянутый и острый нос, пропорционально сложена, небольшого роста, тонкая и гибкая шея, поджатое брюхо и т.д
- Участвовали в смотре?
Да конечно! Когда взяли Юнеорское мы заняли первое место , проходило обще-Казахстанский смотр, далее у нас просто не хватало времени заниматься этим, мы должны были ехать в Алмату.
- Где проходил юношеский смотр?
Городе рудном
- В каком году?
2009 году
- Какие еще питомники участвовали в этом смотре?
Участвовали следующие питомники: Федоровский, Лисаковский, Житикаринский.
- Как часто вы занимаетесь охотой с казахской тазы?
Да в зимнее и летнее время они визуально догоняют, обычно мы верхом выезжали на лошадях и в машине они легко себя ведут, мы их не купаем от них нет запаха.
- Правда ли что тазы могут ездить верхом на лошади?
Да их нужно только дрессировать, только не каждая лошадь посадит её.
- Почему именно название тазы, соответствует ли она?
Название Тазы дали т.к они очень чистоплотные, несомненно она соответствует
3.Провели опрос среди населения города Костаная
4.Провели анкетирование среди учеников
3.2 Интервью "Областной клуб охотников и рыболовов" г.Костанай
-Здравствуйте! Мы занимаемся научно - исследовательской работой на тему казахская борзая тазы, что вы можете рассказать о данной породе?
Казахская борзая разводится испокон веков, состояние её как говорится на стадии восстановления.
-Что у вас за организация?
Наша организация называется "Кансонар", "Кансонар" - это ассоциация охотников и рыболовов. Данная организация объединяет все охотнические и рыболовные клубы.
-Какая ваша главная задача?
Наша задача возродить казахскую породу как национальное достояние нашей республики.
-Какие ведутся племенные работы?
В прошлом году в сентябре месяце проходила первая племенная выставка Республики, пород казахская борзая тазы. В которой приняли 162 собаки с разных областей. К сожалению Костанайская область не смогла выставить своих собак, по причине того, что как раз была уборка, большинство этих собак находятся в сельской местности.
- Сколько зарегистрировано в Костанае собак этой породы?
На данный момент в Костанае зарегистрировано 11 чистокровных собак. Я так думаю это еще не все, но они у нас еще не зарегистрированы
-Когда еще будут проводится выставки?
9-10 мая этого года будет проводиться областная выставка собак охотничьих пород, в основном будет упор на эту породу. В выставке будут участвовать и другие собаки такие как: гончие, борзые, лайки, спаниели. Поэтому ,главная наша цель выявить всех владельцев казахской борзой тазы и начать вести племенную тазы
- Как заинтересовывать людей, чтобы они тоже знали об этой породе, принимали участие в восстановлении?
Пропаганда этой борзой.
- Какие у вас есть пособия о данной породе?
Есть книга азиатская борзая тазы и охота с ней "Слудского"- это очень давняя книга, которую Слудский начал вести еще до начала СССР. Продолжал ее дальше, выпустил.
- Охотятся ли с борзой наши охотники?
Охотники часто выезжают с этой породой, все очень довольны, потому что подранков не бывает, тазы всегда догонит свою цель
- Какие особенности при охоте?
Борзая это собака, которая догоняет зверя, если охотник обыскивает угодья собака также с ним, если они обнаруживают добычу, охотник пускает собаку и собака догоняет ее на длинной дистанции. Когда собака догоняет добычу нету крови.
- Какой экстерьер?
Это сухая, поджарая собака для бега.
- Почему именно "Кансонар"
Это как раз при охоте, когда выпадает первый снег, без следов называют «Сонар», первая кровь на снегу называется «КАН»
- До свидания, спасибо!
До свидания!
IV. Народный фольклор
4.1 Казахские обычаи и обряды, посвященные собаке
В Зайсанском районе Восточно - Казахстанской области на отвесном берегу реки Кендирлик, русло которой прорезает горы Сайхан-Сауыр, есть птичье гнездо размером с домик. Оно известно под названием «Кумай уясы» (Гнездо Кумая). Построенное из сучьев деревьев и пожелтевших растений, гнездо хорошо сохранилось. Люди диву даются: «Если гнездо такое большое, какими должны быть яйца?» Говорят, что борзые тазы вылупились в этом гнезде из яиц гигантской птицы и распространились по всей казахской земле. В казахском языке есть словосочетание «кумай тазы» (гончая тазы). Самые резвые и хваткие собаки удостаиваются похвалы: «настоящая кумай тазы». В свое время легенду про гончую собаку записал А. Диваев. «Нам несколько раз довелось услышать от казахов Казалинского, Перовского и Шымкентского уездов про удивительную птицу под назва нием Итала каз (в данном переводе: «собака — пестрый гусь»).
Итала каз откладывает свои яйца в безлюдных и возвышенных местах, на глухих кладбищах. Для гнезда она использует покинутые норы зверей. Из яиц вылупляются щенки, называемые «кумай». Они выходят на свет божий крошечными, по окрасу бывают с темными пятнами. Вырастая, псы эти отличаются исключительной резвостью, отвагой и ловкостью. Во время охоты кумай тазы ни одна жертва не ускользнет от нее. Некоторые казахи твердо верят, что у Итала каз бывают месячные, по этой причине мясо их нельзя употреблять в пищу. Вера казахов в происхождение борзых тазы от птицы Итала каз настолько велика, что все наши попытки разуверить их, оказались пустыми» [26, с. 121].
Схожее предание записал и С. Сейфуллин. «Из яйца сары ала каз (рыжий пестрый гусь) вылупляется иногда щенок. Он становится кумай и достается тому человеку, которого избрал Тенгри. У сары ала каза бывают месячные, как у женщин» [27]. В местечке Акколка в Сайханских горах Зайсанского района Восточно-Казахстанской области с 1950 г. были замечены прилетающие весной две пары рыже-пестрых гусей. Народ их не трогает. Среди птиц только у них бывают месячные [5]. Из этих легенд видно, что происхождение собаки и птицы имеет одну основу. Опираясь на результаты современных научных исследований, можно сказать, что первым животным, которое приручил человек, была собака. Тотем собаки — культ эпохи матриархата. В IV—VI вв. до нашей эры, до прихода гуннов, был культ собаки у всех племен саков и массагетов, более того, у всех народов Средней Азии до зороастризма.
Тотем собаки развивался по двум ступеням: поначалу он был связан с погребальным обрядом, а затем собака превратилась в символ благополучия и богатства в семье [28]. Если обратить более пристальное внимание на легенды вокруг кумай тазы, то можно сделать вывод, что тотемный культ собаки вырос из ее чисто практической пользы в повседневной жизни.
Народные мудрецы говорят: «У джигита есть три товарища - быстроногий конь, борзая тазы и ловчий беркут». Чтобы заполучить щенка хорошей собаки, казахи давали что-нибудь взамен. Предмет обмена носил название «каргыбау» (ремешок для ошейника, поводок). В некоторых местах, когда видят, что собака ощенилась, говорят: «Надо бы на одного из них (щенков) накинуть поводок».
Текебай и Байшенгель были ровесниками1. Текебай как-то говорит приятелю: «Когда твоя тазы ощенится, одного щенка возьму я. Накинь на него поводок для меня». Услышав, что собака ощенилась, Текебай явился за обещанным. И тогда Байшенгель сказал ему: «Ты опоздал. Пришли другие люди, дали за каждого по барашку и накинули поводки». И вот что Текебай ответил ему:
Барашком стал твой каждый щенок, Всякий, что нужно, то и берет. Назовут твой аул «продававшим собак», А теперь, Байшенгель, закрой свой рот. «Да чтоб язык твой отсох! -воскликнул ровесник в ответ: -Твоего щенка я сохранил». В районе Созака (Южный Казахстан) жил охотник Еламан, который, подобно Байшенгелю, вырастил немало хорошо обученных собак. Его тазы брала в год до ста лисиц и двадцати волков [30, С. 150].
У казахов бытовал обычай после сороковин пропускать ребенка через стремя лошади знаменитого человека (акына, острослова, батыра и др.). Этот обычай применялся также и по отношению к щенку тазы.
«На Алтае жил волостной Кулим из рода Акнайман. Говорят, был он нерешительным и невзрачным. Бий Каирбай держал наемных воров, воровство было его вторым ремеслом. А Кенжалы по жизни служил заместителем волостного Омара, никому не уступал в разговоре и добивался своего, чего бы это ему ни стоило. Как-то три сверстника остановили коней подле дома одного зажиточного человека и решили отобедать у него. У младшего сына этой семьи, баловня по имени Мухамедкали, был щенок. Играя с ним, мальчик вошел к гостям в дом и сел, обнимая любимца. Отец говорит ему: «Сынок, давай перенесем твоего щенка через стремя лошади одного из этих ата».
Гости поддержали хозяина. Тот предложил сыну перенести щенка через стремя лошади Каирбая. Но Кенжалы выразил свое несогласие с таким предложением: «Если перенесешь щенка через стремя лошади Каирбая, он вырастет вором, не делай этого». Отец говорит: «Сынок, тогда перетащи щенка через стремя лошади волостного». На что Каирбай возразил: «Если сделаешь так, щенок будет боязливой, плохой собакой, голоса на людей „ не поднимет». Хозяин дома внес новое предложение: «Тогда пусть перетащит щенка через стремя лошади Кенжалы». Каирбай опять не согласился: «В таком случае собака твоя только сама будет лаять и не даст аульным собакам пасти открыть». Эта байка, где в нескольких словах сверстники показали свои недостатки, получила в свое время широкое распространение в роду найман [31, С. 85-86].
Обычай пропускать ребенка и щенка тазы через стремя лошади именитого человека уходит корнями в начало II века до н. э., в эпоху изобретения кочевниками стремян и поднятия культуры всадничества на более высокую ступень, превращения его в грозную силу. Стремена олицетворяли собой твердость и прочность, опору при передвижении на дальние расстояния, поэтому пропускание через них будущего воина - ребенка и одного из семи достояний - собаки - считалось важной почетной традицией. Стремена, наряду с луком, стали в истории человечества значительным достижением [29].
Прославленные быстроногие скакуны и охотничьи собаки тазы нередко были средством взаимообмена для достижения соглашения и миротворчества между родами и даже народами.
Кенесары-хан нанес поражение войску из 700 джигитов, которое возглавлял Калша, сын местного батыра. Кыргызские рода Солты, Сарбагыш и Кусшы посовещались и направили к хану послов во главе с Калыгул-батыром с просьбой освободить плененного Калшу. Кенесары подумал-подумал и сказал послам: «Хорошо, я освобожу Калшу, но взамен вы дадите мне тазы Кокдауыла (Серый Смерч. — Прим. пер.), который принадлежит Баястану, сыну Ескожи из рода Солты». Этот пес в то время стал знаменит среди кыргызов и казахов тем, что взял девять волков. Кенесары был очарован собакой и помиловал Калшу [32].
В 1910-е годы на Зайсане жил волостной по имени Шакен. Запала ему в сердце борзая по кличке Сартуйгын, принадлежавшая жителям местности Каратай близ озера Маркаколь. Случилось так, что внучатый племянник волостного, выпасая лошадей, замерз в степи во время свирепого бурана. Осталась у него нареченная невеста, миловидная Багди. Шакен проведал, что к ней украдкой ходит на свидания сын одного бия из Каратая. Невзирая на пословицу: «Вдова остается без мужа, но родню его не покидает», Шакен быстро сговорился с бием и обменял Багди на тазы Сартуйгын. Он и ранее был известен взяточничеством. После этой сделки народ ославил его прозвищем «Продавший невестку за собаку» [6].
Если нечаянным свидетелем охоты тазы или ловчей птицы окажется человек, старший по возрасту, то, согласно обычаю, охотник обязан добычу либо ее часть принести ему в дар. Об этом в народе сложены такие строки:
Есть промысел охотничий с собакой или птицей,
Дни напролет охотник преследует лисицу,
И вот увидел старший, ему досталась дичь,
Охотник же ни с чем, пуста его десниц.
4.2 Пословицы и поговорки о собаке
1.Как ни вертись собака, а хвост позади.
2.Собака человеку неизменный друг.
3.По хозяину и собаке честь.
4.Добрый пес на ветер не лает.
5.По привету и собака бежит.
6.У всякой собаки своя кличка.
7.Собака – первый друг человека.
8.Собака лает, так соловей молчит.
9.Молодая собака от старых лаять учится
10.Собака величайшей красоты - это собака тазы.
11.Лучшая из собак – тазы.
12.Не всякое мясо будет казы, не все собаки будут тазы.
13.Ит жақсыны – тазы
14.При верной собаке сторож спит.
15.Без собаки зайца не поймаешь.
16.Бел снег, да по ней собака бежит, черная земля, да хлеб родит.
17. Где петух, там и деревня, где собака – там и дом.
18.Бешеному кобелю семь верст не крюк.
19.Бешеной собаке хвост рубят по уши.
20.Взвыла собака на свою голову.
21.Вольно собаке и на владыку брехать.
22.Ворчливая собака – добыча для волка.
23.Пошел на охоту без тазы, значит вернешься без лисы.
4.3 Кинологический словарь
Арапник - длинная плеть с короткой рукояткой, охотничья пренадлежность.
Аркада - расположение зубов в челюстях собаки.
Атукать - натравливание борзых на зайца; проатукать - разорится, промотать свое состояние на охоте, собаках.
Аффикс - заводская приставка, идущая после клички собаки или перед ней.
Болевая хватка - сильный, ощутимый, болезненный укус собаки, наносимый зверю в процессе борьбы с ним.
Брать - поймать, захватить, схватит зверя собакой.
В разлиньке - шерстный покров собаки в период сезонной линьки.
Борзая короткая - быстро сбавляющая резвость скачки.
Борзая лихая - собака, отличающаяся особой резвостью позваляющей ей брать далеко замеченного вдалеке зайца.
Борзая непоимчивая - собака, которая настигнув зверя, не может удачно схватить его по месту.
Борзая одиночная - борзая, берущая зверя в одиночку.
Борзоватость - тип сложения животного или зверя с характерной для борзой конституцией и экстерьером, легкостью, сухостью форм, с резким переходом от груди к поджарому животу.
Борзая заскакала - начала работать в поле.
Борзодром - специально оборудованная территория, предназначенная для тренировок борзых собак на скорость бега по механическому зайцу.
Бросать след - о гончей, которая прекращает работу, уходит со следа гонного зверя, что происходит из-за недостатка вязкости.
Брылятость - тонкогубость, отвислость губ собаки.
Борьба - схватка собаки с волком, кабаном, медведем и другими животными в яростном побуждении защищать себя, потомство, своего хозяина. Схватка с другими собаками называется собачьей дракой.
Башур - низкий басовый голос гончей, приближающийся к октаве, свойственен выжлецам.
Бедноодетая - собака с плохим качеством шерстного покрова, особенно длинношерстная.
Борозда - углубления между глаз у некоторых пород собак.
В борзых ладах - гончая с очень сухими ногами и головой, напоминающая борзую, длинной головой подрывом живота.
Заключение
В процессе работы мы пришли к следующим выводам:
Наиболее серьезными препятствием для широкого распространения породы тазы в ближнем и дальнем зарубежье является то, что ведущая международная кинологическая организация - Международная Кинологическая Федерация (ФЦИ), не признает этой породы. Связано это как с тем, что Казахстан лишь недавно начал сотрудничество с этой организацией и еще не получил права на выдвижение собственных пород, так и с тем, что современное состояние породы тазы не отвечает требованиям ФЦИ. Это не только наличие действующего стандарта породы и поголовья, соответствующего этому стандарту, но и Племенная книга породы, полные четырехколенные родословные по крайней мере у 100-150 тазы, наличие у них выставочных оценок и описаний. К большому сожалению, не смотря на многовековую историю этой породы, выполнить в Казахстане условия ФЦИ для получения международного признания породы не представляется возможным.
Соответственно, для большинства собаководов мира эта порода остается неизвестной или упоминаемой в качестве местных отродий персидских салюки, ухудшенных метизацией.
Поэтому на сегодня одной из главных задач по возрождению породы тазы, прежде всего на ее родине, является международное признание породы. Для этого необходимо не только выведение поголовья, отвечающего критериям ФЦИ, но и объединение усилий заводчиков, клубов и питомников, работающих с этой породой.
Став независимым государством, мы не смогли сохранить такие бренды, как айран, коже, курт, патент на который имеют Японцы. Казы, карта, шужук, запатентовали узбеки, немцы.
Породу тобет россияне запатентовали как среднеазиатскую овчарку, а туркмены ее запатентовали как породу алабай. Теперь стоит реальная угроза, что потеряем нашу гордость - казахская тазы. На эту породу уже претендуют такие страны, как Турция, Россия, Беларусь.
Для признания казахской тазы на международный уровень необходимо:
- улучшить работу заводчиков
- вызвать интерес у молодежи
- внимание и поддержка со стороны государства
- создание кинологических клубов и организации
- подготовка и обучение специалистов-кинологов по казахской тазы
- проводить семинары по опыту работы
Молодые заводчики должны знать, что такое эталон природы. К примеру, русскую псовую борзую как волкодава, как собаку русского дворянства знает весь мир. Изображение ирландского волкодава имеет на гербе Ирландии. как спринтер кинодромов всем знаком портрет английского грейгаунда. И мы по праву можем и должны гордиться культурным наследием наших предков, нашей отечественной породой казахской тазы.
Ведь недаром тазы считается одной из семи главных народных ценностей ( Жеті қазына) казахов. Как нам известно, в голодные времена не раз бывало, что одна тазы кормила целый аул и за хорошую тазы в старину отдавали большой, в 47 голов, косяк лошадей.
Мы должны сохранить эту породу - ценное наследие предков и передать поколению.
Список использованной литературы
1. Алекторов А.Е. Человек и собака (из киргизских легенд) // Астраханский вестник, 1894,№ 1383
2. Тоқтабай А. Ит жақсысы-тазы // Қазақ әдебиеті,2005 № 12
3. Тоқтабай А., Сейтқулова Ж. Төрт түліктің қасиеті, 2005, № 12.
4. Богданов М. Тазы и киргизские борзые // Природы и охота. 1878. № 4. С. 45-48.
5. Полферов Я.Я. Охота в Тургайской области. Оренбург, 1896.
6. Слудский А.А. Азиатская борзая тазы и охота с ней. А., 1939.
7. Слудский А.А., Страутман Е.И. Охотничье-промысловые звери Казахстана и задачи их хозяйственного использования//Труды Института зоологии АН КазССР,т.VIизд. АН КазССР, 1955, с.3-17.
8. Сейфуллин С. Шығармалары, 6-том, А., 1964, 455б.
9. Қоңыратбаев Ә. Қазақ эпосы және түркология. А.,1987.
10. Тоқтабай А. Қазақ жылқысының тарихы. А., 2010,497б.
11. Өмірбек Е. Шежірелі өлке. Шымкент, 2002.
12. Тұраров Қ. Қолжазба// Орталық ғылыми кітапхана№ Инв.№ 1939.
13. Сапарбек Закиров. Қырғыз шежіресі//Жұлдыз, 2004, № 5.
14. Миллер В.Ф. Значение собаки в мифологических верованиях. М., 1876.