Урок русского языка Чудеса света. Односоставные предложения (12 класс)
Калеганова Лариса Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
высшей категории,
КГУ «Средняя школа №5»
г.Петропавловска
Республика Казахстан
Разработка урока русского языка в 12 экспериментальном классе
Тема: Чудеса света. Односоставные предложения
Цель: обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы.
Задачи: актуализировать и упорядочить знания учащихся по теме «односоставные предложения» в рамках подготовки к ЕНТ;
совершенствовать стилистические навыки в рамках темы;
развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение использовать теоретический материал для решения заданий ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы;
совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально-ценностные качества.
Корректировочная работа по орфографии и ортологии: орфографический анализ текстов; работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.
Оборудование: мультимедийные средства: презентация, компьютер: учебник, маршрутный лист, лист критериального оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)
Использованные технологии: ИКТ, ЛОО, РКМЧП
Тип урока: обобщение и систематизация
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
Оргмомент (Психологический настрой: круг радости)
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте подарим друг другу улыбку и доброе слово.
Девизом нашего урока станут слова: «Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»
Учитель: у каждого у вас лежит оценочный лист, где вы будете ставить оценку себе и своим товарищам, а в конце урока подведем итоги.
Повторение
1)Приём «Игра в снежки» (учащиеся готовят дома «толстые и тонкие» вопросы).
Цель: повторение теоретического материала.
Что такое морфология? (Раздел науки о языке, изучающий части речи)
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
Наименьшая синтаксическая единица? (СС)
Что такое предложение?( это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)
Какие виды предложений вы знаете? (простые, сложные).
На какие группы по наличию главных предложений делятся простые предложения?
7. Перечислите виды речи: (монолог, диалог, полилог (от греч. poly – много, logos – речь) - форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией. Полилог - это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра и т. п.). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга.
Правила участия в полилоге (на слайде): 1) каждый участник говорит коротко и убедительно; 2) внимательно слушает, следит за ходом обсуждения; 3) задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников; 4) дружелюбен, корректен.)
Формулирование темы и цели урока. Вызов
Анализ текста на слайде: определите ключевые понятия: чудеса и мир, который нас окружает
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ни что не повторится. (В.Шефнер)
- Я предлагаю вам заполнить таблицу «Верю – не верю». Прочитайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны, то ставьте знак -.
1. Не привыкайте к чудесам – это односоставное предложение
+
2. Предложение изучается в разделе словообразование
-
3. В русском языке существует всего 3 вида односоставных предложений
-
4.Из предложений можно составить текст рекламного характера
+
5. В тексте преобладают односоставные предложения в составе сложных
+
- Какой речевой теме будет посвящён наш урок? Какой грамматической теме будет посвящён наш урок?
Тема: Чудеса света. Односоставные предложения
Сформулируйте задачи, которые перед вами сегодня стоят. К таблице мы ещё вернёмся.
- Вспомнить самые известные чудеса, которые существуют в мире.
- Повторить тему односоставные предложения, уметь определять виды односоставных предложений, использовать их в своей речи.
- А зачем вам это необходимо уметь делать? Соедините воедино лексическую и грамматическую темы урока.
Составить рекламный проспект одного из чудес света.
Работа по лексической теме. Осмысление
Работа по учебнику: упр.37
Определите стиль и тип текста. Сформулируйте главную мысль.
Физкультминутка для глаз
V. Работа по грамматической теме.
Работа в группах (приём белка):
разбейтесь на 3 группы: те, у кого имя начинается с одинаковых букв по алфавиту: (А, А, П – 1, Д, Д, Р – 2, 3 – И, И, С) к ним присоединитесь оставшиеся, учитывая положение первой буквы вашего имени в алфавите.
А теперь я предлагаю вам, не говоря ни слова, выбрать один из предметов и построить фигуру, которая будет символизировать дружбу, единство вашей группы.
Задание: распределите роли в группе: лидер, спикер, секретарь; используя задание маршрутного листа, изучите грамматическую тему, заполните свою часть кластера, а затем обменяйтесь информацией с другими группами (приём вертушка) с.110 самопроверка по образцу.
Дополнительное задание: записать по одному толстому и тонкому вопросу, а затем группам предложить ответить на данные вопросы.
VI. Работа в группах по лексической и грамматической темам («Семь чудес света»)
Задание: создать рекламный проспект сохранившегося чуда света, используя односоставные предложения. Вам предлагается три макета рекламного проспекта, выберите макет и обоснуйте свой выбор. ( круг, пирамида, прямоугольник)
Защита рекламного проспекта
Рефлексия
Учитель: Какова была цель урока? Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения» использовать их в речи.
А теперь вернитесь к таблице «Верю – не верю» и проверим, насколько вы были правы или не правы (совместная проверка).
Синквейн «Чудеса света» / Предложение Синтаксис
В течение урока на каждом этапе вы оценивали свои знания, подсчитывая свои баллы. Объявляется итоговая оценка за урок.
Домашнее задание
1)Упр.87 тест, эссе «Чудеса вокруг нас», теория на зачёт
2)СРО: 10 тестовых заданий по грамматической теме в форме презентации с гиперссылками.
Учитель: У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут.
Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания – храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.
Маршрутный лист
Фамилия______________________ Имя______________________
сам
Взаим
оценк
Макс.
балл
Число _____________________________________
Классная работа Тема:________________________________________________________________________
«Игра в снежки»
10
Анализ текста на слайде: определите ключевые понятия:
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ни что не повторится. (В.Шефнер)
5
1. Не привыкайте к чудесам! – это односоставное предложение
2. Предложение изучается в разделе словообразование
3. В русском языке существует всего 3 вида односоставных предложений
4.Из предложений можно составить текст
5. В тексте преобладают односоставные предложения в составе сложных
«Верю – не верю»
5
Формулирование темы и цели урока
10
5. Работа по учебнику: упр.37
Определите стиль и тип текста. Сформулируйте главную мысль.
5
6. Работа по грамматической теме.
Изучите грамматическую тему, заполните свою часть кластера, а затем обменяйтесь информацией с другими группами (приём вертушка) с.110 самопроверка по образцу.
Дополнительное задание: записать по одному толстому и тонкому вопросу, а затем группам предложить ответить на данные вопросы.
20
7. Работа в группах по лексической и грамматической темам («Семь чудес света»)
Задание: создать рекламный проспект сохранившегося чуда света, используя односоставные предложения. Вам предлагается три макета рекламного проспекта, выберите макет и обоснуйте свой выбор. ( круг, пирамида, прямоугольник)
20
8.Защита рекламного проспекта
15
9.Рефлексия
А теперь вернитесь к таблице «Верю – не верю» и проверим, насколько вы были правы или не правы (совместная проверка).
Синквейн «Чудеса света» / Предложение Синтаксис
10
10.Домашнее задание
1)Упр.87 тест, эссе «Чудеса вокруг нас», теория на зачёт
2)СРО: 10 тестовых заданий по грамматической теме в форме презентации с гиперссылками.
Итоговая оценка:
Оценка
60-70– «3», 71-85 – «4»,
86 -100 – «5»
Критерии (максимальный балл выставляется при условии):
правильное изложение материала
полное изложение
последовательное
ответ без подсказывающих вопросов
ответ с примерами
активно работал весь урок
предлагал идеи
обобщал и делал выводы
защищал работу группы
15