Конспект урока по познанию мира на тему Солнце — источник света и тепла


Познание мира
4 класс
Тема: «Солнце – источник света и тепла»
Цели:
- продолжить работу над формированием представлений и понятий о космосе и космических телах, и в частности о солнце как источнике жизни на Земле; - расширить и углубить представление детей о Солнце и Солнечной системе, взаимосвязи между Солнцем и жизнью на Земле;
- развивать воображение, логическое мышление, внимание, память; - воспитывать любознательность, любовь к урокам познания мира. Оборудование:
Презентации по теме, видеоролики о строении Солнца, ватман, фломастеры, стикеры.
Ход урока
I. Организация класса.
Надо много лет учиться,
Не лениться, а трудиться!
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога!
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. «Понятие о космосе» - пересказ статьи учебника; сообщения о космосе.
III. Подготовка к сообщению темы урока.
Яркий диск мир озаряетИ лучами согревает.Светит жарко, светит ярко,Расставаться с ним нам жалко.Его тучка закрывает,Ночью кто-то выключает…Утром вновь оно вернется,Доброе, большое...
Солнце
IV. Сообщение темы, цели урока.
(Учащиеся заполняют начало таблицу ЗХУ – что уже знают о солнце, что хотели бы узнать).
V. Работа над новым материалом.
Актуализация опорных знаний.
- Что такое Солнце? Какое значение оно имеет для планеты? (Свет, тепло)
Работа в группах.
Информация о Солнце.
(Класс делится на 4 группы. Каждая группа изучает материал из интернет ресурсов, преподносит другим группах по методу «автобусной остановки»)
Группа «Астрономы».
Солнце - это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых. Солнце - это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С, а Земля получает от Солнца примерно 1/2000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна. Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность. Итак, как мы видим Солнце - это звезда, источник света.
Группа «Ботаники».
Земля получает минимальное количество света, потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло.
Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (На юге больше света, а значит больше тепла).
Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света, чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? (Нет, растения погибнут).
Группа «Биологи».А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка. Солнце дает пищу растениям, растения - это пища травоядным животным, а эти животные пища для хищников. Вот пример такой цепочки: Трава- кролик - волк.
Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных?
(Северный полюс, вечная мерзлота, пустыня).
А в каких много? (Леса, тайга, Южная Америка, тропики).
Животные также обогреваются теплом Солнца.
Группа «Антропологи».
Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку? Как же человек использует Солнечную энергию? Здесь и говорить не о чем. Вот, примеры из техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности (сушка плодов, овощи, ягоды), животноводство (разведение овец, птиц, коров) и др. - А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло.
Просмотр презентации и видео о строении Солнца.
- Давайте же посмотрим, из чего состоит Солнце.
Общий вывод:
СОЛНЦЕ
1. Плазменная звезда.
2. Неживой предмет природы.
3. Даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле.
4. Почитается людьми и находит отражение в их творчестве.
5. Лучи солнца отражают и рассеивают предметы.
Творческая работа в группах.
- Представьте себе, что Солнце погасло. Возможна ли жизнь на Земле без Солнца?
Создайте проект на тему «Мир без Солнца».
VI. Итог урока.
- Если бы Солнце вдруг исчезло, тогда Земля внезапно погрузится во мрак. Луна и планеты, отражающие солнечные лучи, также перестанут светить, лишь тусклый свет далеких звезд будет освещать Землю. Зеленые растения погибнут, так как они будут усваивать углерод и выделять кислород без света. Животным нечем будет питаться, и они начнут вымирать от голода. Помимо этого, все живое станет замерзать от страшного ветра, который быстро распространится по Земле. Перестанут дуть ветра и замерзнут все водоемы. В результате наша планета покроется слоем льда, сможет ли в таких условиях существовать жизнь? А мы? Но к счастью, энергия Солнца огромна и ее хватит надолго. А вот чего нам действительно надо опасаться, так это ядерной войны.
- Заполните таблицу ЗХУ до конца.
- Оцените свою работу, работу своих товарищей.
VII. Рефлексия.
Домашнее задание: стр. 70 - знать; подготовить своё сообщение о Солнце.