Методическая разработка урока Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя
МИНИСТЕРСТРО ЗРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ОГБПОУ Костромской областной медицинский колледж им. С. А. Богомолова
Методическая разработка урока с применением модульной технологии: «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя»
Разработано: преподавателем Смирновой Д. В.
Кострома, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….…..3
Пояснительная записка………………………………………………………………….…..4
Инструктивная карточка…………………………………………………………………….5
Приложение…………………………………………………………………………………10
Список использованных источников…………………………………………………...…11
Введение
«Кто не знает в какую гавань он плывёт,
для того нет попутного ветра»
Сенека
Это изречение Сенеки актуально и сегодня, так как преподаватель управляет учебно–познавательной деятельностью учащихся и основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения знаниями и умениями.
Одной из основных задач современного образования в связи с внедрение Федеральных государственных стандартов является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации, формирование базовых компетенций как основы профессионального становления.
Для реализации этой задачи я использую модульное обучение, суть которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
Это одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Модульные занятия отличаются от обычных уроков тем, что учащийся работает с учебной программой составленной из учебных элементов.
Основными мотивами внедрения модульной технологии в учебный процесс являются:
Гарантированность достижения результатов обучения;
Паритетные отношения учителя и учеников;
Возможность работы в парах, группах;
Возможность общения с товарищами;
Возможность выбора уровня обучения;
Возможность работы в индивидуальном темпе;
Раннее предъявление конечных результатов обучения;
«Мягкий контроль» в процессе усвоения учебного материала.
Преимущество использования модульной технологии заключается в снижении учебной нагрузки, учащиеся могут работать без домашнего задания, значительно повышается интерес учащихся к предмету и расширяются возможности для исследовательской и проектной деятельности.
В качестве примера можно привести разработку модульного урока по теме: «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя» для студентов специальности «Сестринское дело». Данный урок входит в дисциплину Общая биология, раздел «Основы генетики» и может быть использован для студентов первых курсов среднеспециальных учебных заведений и учащихся школ.
Пояснительная записка
Цель: изучить особенности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования, суть и значимость анализирующего скрещивания для сельского хозяйства.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания, выявить отличия полного доминирования от неполного; анализирующее скрещивание, его значение.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать; анализировать, делать выводы; развитие общеучебных умений и навыков – работы с инструктивными картами в рамках модуля.
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики
Воспитательная: воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы организованность, культуру труда, чувство ответственности за результаты своего труда.
Тип урока: комбинированный.
Приемы деятельности: эвристическая беседа, рассказ с оформлением записи на классной доске, проверка решения задач, контроль за работой всех учащихся, правильность записей в тетради.
Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: биохимия – «Строение ДНК, РНК», цитология – «Строение ядра».
Оборудование: инструктивные карточки, учебники, презентация.
Инструктивная карточка
Номер учебного
элемента. Учебный материал с указанием задания. Руководство по усвоению материала.
УЭ – 0
2 мин. Цель: в результате овладения содержанием модуля вы познакомитесь с законами Г.Менделя, правилом частоты гамет, с цитологическими основами закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
Будете уметь оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков.
Научитесь составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику. Запишите тему урока.
Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ – 1
Актуализация знаний.
10 минут.
Повторение изученного.
Цель: проверить усвоение основных понятий генетики.
Задание № 1. Тест: «Основные понятия генетики».
Выполните соотношение между понятиями и определениями:
Понятия:
1. Ген 6. Изменчивость
2. Генотип 7. Гибрид.
3. Фенотип 8. Гомологичные хромосомы.
4. Генетика 9. Аллельные гены.
5. Наследственность
Определения:
А. Общее свойство живого; способность организма передавать свои признаки и особенности развития потомству.
Б. Участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий развитие отдельного элементарного признака.
В. Наука о наследственности и изменчивости.
Г. Организм, сформировавшийся в результате скрещивания особей, различающихся по ряду признаков.
Д. Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей, наследственная программа развития.
Е. Совокупность внешних и внутренних признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания.
Ж. Свойство организма, которое заключается в приобретении новых признаков и свойств в течении жизни.
З. Гены, находящиеся в одной паре гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака.
И. Парные (одинаковые) хромосомы.
Задание № 2. Генетическая терминология и символика.
Запишите в тетрадь основные генетические символы и знаки:
1.Родители: 6. Гибриды:
2.Женская особь:
3.Мужская особь:
4. Скрещивание: 7. Гомозиготы:
5. Гаметы: 8. Гетерозиготы:
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист. Работа самостоятельно в тетради – выполните тест. За каждый правильный ответ - 1 балл. Макс. 9 баллов.
Проверка результатов работы - устный ответ по тетради.
Работа самостоятельно в тетради. За каждый правильный ответ - 1 балл. Макс. 10 баллов.
Проверка выполнения работы - работа с классом, у доски.
Макс. кол. баллов по УЭ – 1 – 19 баллов.
УЭ – 2
Изучение нового материала.
15 минут.
Моногибридное скрещивание.
Закон единообразия гибридов первого поколения.
Цель: формирование и углубление знаний о моногибридном скрещивании, законе доминирования.
Задание № 1: пользуясь текстом учебника пар. 53 на стр. 206-207 пункт «Гибридологический метод исследования» до пункта «Первый закон Менделя», рисунком на стр. 208, ответьте на вопросы.
Почему для изучения был выбран горох?
Какие контрастные признаки гороха он взял для проведения эксперимента? Какие признаки Г.Мендель рассматривал у гороха?
Что учитывал Г.Мендель при проведении своих опытов?
Как называется метод, который применял Г. Мендель? Запишите определение в тетрадь.
С какого скрещивания начал свои эксперименты Г. Мендель? Запишите определение.
4. В тетрадях записать схему опыта Г. Менделя отражающую первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения.
(для записи решения задачи используйте схему записи решения задачи)
Дано Решение
Желтые семена – Р
Зеленые семена – G
Найти F1
F1 по генотипу:
по фенотипу:
Что такое чистые линии?
Запишите формулировку первого закона Менделя.
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист.
Прочитайте.
Работа самостоятельно в тетради.
За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
За задание № 4 – 2 балла.
Работа с классом, проверка выполнения задания у доски
Макс. кол. Баллов за УЭ – 2 – 9 баллов.
УЭ – 3
Изучение нового материала.
10 минут Закон расщепления.
Цель: формирование и углубление знаний о законе расщепления; познакомиться с генетическими закономерностями расщепления признаков.
Выполнение заданий: пользуйтесь текстом учебника пар. 53 на стр.207-209 и рисунком 102 и пар. 54 стр. 210-212 пункт «Гипотеза чистоты гамет».
Из гибридных семян Г.Мендель вырастил растения, которые путем самоопыления произвели семена второго поколения.
1. Каковы были результаты его опыта?
2. Распишите схематично решение задачи по опыту Г.Менделя
- Какие соотношения (в процентах, числах) получились среди гибридов F2?
(для записи решения задачи используйте схему записи решения задачи)
Дано Решение
Желтые семена – Р
Зеленые семена - G
Найти F1
F1 по генотипу:
по фенотипу:
3. Сформулируйте второй закон Менделя.
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист
Прочитайте.
Работа самостоятельно в тетради.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
За задание 2 – 2 балла.
Работа с классом. Проверка правильности решения у доски.
Макс. кол. Баллов по УЭ – 3 – 4 балла.
УЭ – 4
Изучение нового материала.
10 минут Промежуточный характер наследования.
Цель: изучить особенности промежуточного наследования признаков.
Ученые – генетики решили проверить результаты опытов Менделя, сделанные им на горохе, на других растениях. Они проследили наследование при скрещивании двух форм растения ночной красавицы: одна из них обладала красными цветами, другая – белыми. Все гибриды первого поколения обладали розовыми цветками. Почему? Имеет ли место отступление от первого закона Менделя?
Для выполнения задания воспользуйтесь дополнительным материалом и текстом учебника на стр. 209 пункт «Промежуточный характер наследования» и рисунком 103.
Составьте схему решения задачи
А) скрестите между собой растения с красными и белыми цветками
Б) скрестите между собой гибриды первого поколения.
Решение задачи:
Красные – Р
Белые - G
F - F
По генотипу
По фенотипу
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист.
Прочитайте.
Работа самостоятельно в тетради.
За правильно выполненное задание – 3 балла.
Работа с классом проверка правильности решения у доски.
Макс. кол. Баллов по УЭ 4 – 3 балла.
УЭ – 5
Изучение нового материала.
10 минут Анализирующее скрещивание.
Цель: изучить, что такое анализирующее скрещивание, научиться построению схемы анализирующего скрещивания при решении генетических задач, оценить значение анализирующего скрещивания для сельского хозяйства.
Проблема. Вы решили приобрести породистую собаку. Основным признаком породы является наличие черной окраски. Это доминантный признак. Как определить, что животное, которое вы собираетесь приобрести представитель чистой линии?
Вспомните, что такое чистая линия?
- Как проверить, что данное животное гомозиготно по окраске?
Используя материал дополнительный материал 2, текст учебника на стр 149 – 150 и рис 71 ответьте на вопрос и решите проблему, изобразив ход решения схематично.
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист.
Прочитайте.
Работа самостоятельно или в парах.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Максим. Кол. баллов за УЭ – 5 – 3 балла.
УЭ – 6
Закрепление полученных знаний.
20 минут
Закрепление полученных знаний.
Цель: научиться применять полученные знания для решения задач.
Задача 1. При скрещивании двух сортов томатов – с гладкой и опушенной кожицей – в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных особей между собой?
Задача 3. При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании растений с белыми ягодами – белые ягоды. От скрещивания кустов земляники с красными ягодами и белыми получаются растения с розовыми ягодами. Какое потомство получится при скрещивании растений с розовыми ягодами между собой?
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист.
Работа самостоятельно или парами в тетради.
За правильное решение – 4 балла.
Работа с классом, проверка решения задачи.
Макс. кол баллов по УЭ – 6 – 12 баллов.
УЭ- 7
Выходной контроль
минут Выходной контроль.
Задание №1. Выполните тестовое задание, выбрав один вариант ответа.
Вариант 1.
Как называется первый закон Мнделя:
а) закон единообразия гибридов первого поколения.
б) закон расщепления признаков в фенотипе гибридов второго поколения;
в) неполное доминирование при промежуточном наследовании.
2.По скольким признакам различаются родительские особи при моногибридном скрещивании?
а) По двум
б) по одному
в) по трем
3.В чем заключается сущность гипотезы чистоты гамет?
а) В гаметах находится много генов.
б) гаметы содержат гаплоидный набор хромосом.
в) гаметы содержат по одному гену из каждой аллельной пары.
4.Как называется скрещивание, при котором родительские организмы различаются по одному признаку?
а) моногибридное скрещивание.
б) дигибридное скрещивание.
в) полигибридное скрещивание.
5.В каком соотношении происходит расщепление признаков по фенотипу у растений второго поколения при моногибридном скрещивании?
а) 3:1
б) 1:2:1.
в) 9:3:3:1.
Вариант 2.
Моногибридным называется скрещивание, в котором родители отличаются:
А) двумя и более признакам;
Б) двумя парами признаков;
В) одной парой альтернативных признаков.
2. Гаметы, отразуемы при моногибридном скрещивании:
А) ВВ, Вв.
Б) В, в.
В) ВВ, вв.
Г) Вв, Вв.
3. Соотношение генотипов гибридов, полученных при моногибридном скрещивании, составляет:
а) 1:2:1
б) 3:1
в) 2:1
г)1:1
4. Как называется второй закон Менделя:
а) закон единообразия гибридов первого поколения.
б) закон расщепления признаков в фенотипе гибридов второго поколения;
в) неполное доминирование при промежуточном наследовании.
5. Основной метод исследования закономерностей наследственности и изменчивости, примененный Менделем:
а) статистический
б) гибридологический
в) генеалогический
г) биохимический.
II. Оцените свою работу. Выставите свою оценку в оценочный лист. Выполните тест.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Макс. кол. баллов по УЭ – 7 – 5 баллов.
УЭ –8
Подведение итогов.
10 минут.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Прочитайте интегрирующую цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени.
Оцените свою работу на уроке.
Критерии оценки. Если Вы набрали:
- 53-57 баллов, то оценка за урок «5»;
- 49 - 53 балла, то оценка за урок «4»;
- 44 - 48 баллов, то оценка за урок «3»;
- менее 43 то оценка за урок «неуд.»
Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
Выберите № личика, которое выражает ваше настроение после урока.
№1№2№3 Выставите себе оценку в оценочный лист.
2. Домашнее задание.
Если вы получили отметку «3» – повторите параграф 53, 54. Решите задачу после пар. 54 № 3.
Если вы получили отметку «4» и «5» решить задачу или получите творческое задание: При самоопылении растений томатов с нормальными листьями в потомстве из з6о растений было 90 с удлиненными листьями. Определите характер наследования признака и генотипы родительских форм.
Творческая работа: Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков.
Запишите домашнее задание.
Сдайте индивидуально тетради на проверку.
Приложение.
Дополнительный материал
1. Доминантный ген не всегда полностью подавляет действие рецессивного гена. В таком случае все гибриды первого поколения не воспроизводят признаки родителей - имеет место промежуточный характер наследования или неполное доминирование. Во втором поколении доминантные гомо – и Гетерозиготы будут отличаться фенотипически и расщепление по фенотипу и генотипу одинаково (1: 2: 1).
Например, при скрещивании гомозиготных растений ночной красавицы с красными (АА) и белыми (аа) цветками первое поколение получается с розовыми цветками (промежуточное наследование). Во втором поколении расщепление по фенотипу, как и по генотипу, будет: 1 часть растений с красными цветками, 2 части – с розовыми и 1 часть – с белыми.
Неполное доминирование очень распространенное явление: оно обнаруживается, например, при наследовании окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец.
2. Анализирующее скрещивание – скрещивание исследуемых особей, у которых известен фенотип, но не известен генотип (гомозигота или гетерозигота, мы не знаем), с особями исходной рецессивной формы (рецессивный организм всегда гомозиготен).
Чтобы определить, является ли особь чистой линией, нужно выяснить, является ли данный организм гомозиготным по исследуемому признаку (в доминантном варианте).
Если при скрещивании искомой особи наблюдается расщепление, то особь гетерозиготна, и следовательно, не является чистой линией.
Если при скрещивании искомой особи с гомозиготной особью не наблюдается расщепления, эта особь является чистой линией.
Явление анализирующего скрещивания применяется в сельском хозяйстве, селекции, медицине.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
Группа_________________Ф.И.студента _________________________________
Дата__________________ Тема урока__________________________________
Этапы работы Количество баллов по заданиям Итого
УЭ № 1 № 2 № 3 № 4 УЭ - 1 УЭ - 3 УЭ - 4 УЭ – 5 УЭ – 6 УЭ – 7 Критерии оценки. Если Вы набрали:
- 52-56 баллов, то оценка за урок «5»;
- 48 - 51 балла, то оценка за урок «4»;
- 43 - 47 баллов, то оценка за урок «3»;
- менее 42 то оценка за урок «неуд»
Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
Список использованных источников.
Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.2013 г.
Иноземцева Н.А. Клетка – структурная единица живого. Модульное планирование темы. Ж.: Биология в школе №2. 2003 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения. // Химия в школе. 1995, №2.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.