Выступление на педагогических чтениях по обобщению опыта
«Системно - деятельностный подход как условие развития познавательных интересов ребёнка»
Качанова Ольга Владимировна
(Вологодская область, с.Кичменгский Городок,
БОУ Кичменгско-Городецкая
средняя общеобразовательная школа)
В основу работы положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, так как собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая данного подхода.
Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Поэтому основной целью данной работы считаю развитие у школьников познавательных интересов, формированию которых и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает практика, использование системно - деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями.
Данная работа преследует цель обобщения опыта по данному направлению.
Я в своей работе использую технологию деятельностного подхода Людмилы Георгиевны Петерсон.
В технологии предлагаются следующие типы уроков:
1. урок усвоения новых знаний
2. урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
3. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. урок систематизации и обобщения знаний и умений
5. урок контроля знаний и умений
6. урок коррекции знаний, умений и навыков
7. комбинированный урок
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач, что развивает познавательную активность учащихся. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда детям интересно.
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю следующим образом:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками информации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока. Рассмотрим структуру урока на примере - урока комплексного применения знаний и умений (приложение 1).
Организационный этап.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное закрепление:
- в знакомой ситуации (типовые);
- в изменённой ситуации (конструктивные).
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания).
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Таким образом, использование приёмов деятельностной технологии Людмилы Георгиевны Петерсон, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении.
Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает сформировать устойчивую систему знаний, систему ценностей, развивает познавательную способность учащихся. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в Законе РФ "Об образовании" и стандарте второго поколения.
Литература:
Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. М., 2001.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 5 класс: Методическое пособие для учителей. – М.:УМЦ «Школа 2000», 2004. – 128 с.
Петерсон Л.Г., Горячева Т.С., Зубавичене Т.В., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 4. Вариант 2.- М.:Баласс, 2005. – 96 с., ил.
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика: 5 клас, ч. 1-2. Учебник для средней школы. – М.: Издательство «Ювента», 2004.
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода.-М.:УМЦ «Школа 2000», 2003 г.
Приложение 1.
Структура урока комплексного применения знаний и умений.
На этапе мотивации (самоопределения) организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Я на данном этапе настраиваю детей на работу («сегодня на уроке мне хочется, чтобы каждый для себя открыл что-то новое, интересное») и пытаюсь связать урок с событиями происходящими в области, стране и мире;
проверяю готовность учащихся к учебному занятию (организую такой вид деятельности, как «ладошка к ладошке» - пока еще дети стоят, прошу соединить их ладошки в парах),
высказываю добрые пожелания, даю моральную поддержку («пожелайте друг другу удачи – в парах, четверках: словами, кивком головы, хлопками в ладони; улыбнитесь друг другу; и я всем желаю удачи, хорошего настроения и плодотворной работы»).
На этом же этапе предлагаю девиз или эпиграф к нашему уроку (например «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». Р.Декарт; «С малой удачи начинается большой успех!» и другие).
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала. Проверку домашнего задания чаще организую следующим образом: ребята - дежурные до урока оформляют на доске домашнее задание, защищают свою работу в начале урока: проговаривают задание, решение, правила, которыми пользовались; учащиеся с места задают дежурным вопросы по данной теме и все оценивают работу дежурных.
С целью воспроизведения учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, задаю вопросы: «Какие знания понадобятся нам на этом уроке?» - указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Например: при выведении учащимися темы урока «Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д» использую следующий приём. Предлагаю учащимся сравнить записи правого и левого столбика. Спрашиваю: «Что заметили? Что мы умеем делать? » Подвожу учащихся к формулировке темы урока.
5,6 : 10 5,6 * 0,1 12,8 : 100 12,8 * 0,01
На этапе постановки цели и задач урока внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем учащимися формулируются цель и задачи урока, которые фиксируются наглядно (на магнитной доске или на экране).
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия. В начале выполнения упражнений предлагаю учащимся обозначить на волшебной линеечке предполагаемую оценку. В рабочих тетрадях на печатной основе или, работая на карточках, ребята закрепляют изученный материал. Например: рассмотрим тему умножение десятичных дробей на 0,1;0,01 и т.д. Решая первую задачу мы обращаемся к тетради на печатной основе, используя дифференцированный подход. Учащимся, которые труднее осваивают материал на уроке, я предлагаю задание, в котором выполнено умножение десятичных дробей и нужно только расставить правильно запятые; остальные учащиеся выполняют умножение десятичной дроби на десятичную дробь. Учащиеся, которые быстро справились с заданным заданием, выполняют следующий номер в рабочей тетради. Проверка происходит по эталону: вывод на экране ответов соответствующих заданий. Решая вторую задачу, я предлагаю учащимся вопросы и задания, подводящие их к самостоятельному открытию нового. Возвращаемся к началу урока: примеры записанные в два столбика на экране. Работаем в парах: 1, 4, 7,10,13 пары выполняют примеры записанные в первой строке; 2,5,8,11 пары – примеры, записанные во второй строке; 3,6,9,12 пары – третья строка. Готовность пары – приём «ладошка к ладошке». На интерактивной доске ученики находят правильный ответ и передвигают его к соответствующему примеру (ответов много). Учащиеся замечают, что ответы в строчке у примеров получились одинаковые. Формулируем правила по строчкам все вместе, выводим общее правило, обращаемся к учебнику – читаем самостоятельно правило, далее вслух один ученик и проговариваем это правило в четверках.
Важной составляющей урока, является физминутка. Чаще применяю тематические: например вот такая
Раз – согнулись, разогнулись.Два – нагнуться, потянуться.Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре – руки шире.Пять, шесть – тихо сесть.Семь, восемь – лень отбросим.
Решая третью задачу мы обращаемся к учебнику, решаем примеры в тетрадях, либо по алгоритму умножения десятичной дроби на десятичную дробь, либо по новому правилу. За быстрое и правильное выполнение примеров учащиеся ставят в тетради на полях плюсы. Проверяем все вместе.
На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации использую индивидуальную форму работы и работу в четверках. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. Например на данном уроке работая в четверках предлагаю самим придумать 5 примеров по данной теме урока: на одном листе учащиеся пишут примеры с решениями (учитель проверяет правильность решения), на другом только примеры. Затем происходит обмен примерами (без решений), решение этих примеров и обратный обмен. Далее происходит проверка с эталоном и оценка работы группы. На этом этапе использую и игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования и другие. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.
На этапе информации о домашнем задании сообщаю учащимся о домашнем задании. Ученики записывают задание в дневники. Затем спокойно, терпеливо объясняю содержание работы, приёмы и последовательность выполнения. При выборе домашнего задания так же использую дифференцированный подход и задания по выбору: творческие задание для любознательные детей: составить кроссворд, сказки, презентации, провести исследовательскую работу.
При подведении итога урока (последняя задача урока) фиксируем изученное новое знание и его значимость. Возвращаемся к началу урока, а именно к волшебной линеечке и оцениваем свою работу по окончании урока, считаем плюсы, поставленные на полях и оцениваем себя. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и определить проблемы над которыми еще нужно поработать.
15