Пути повышения эффективности урока
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
ВЫПОЛНИЛА:
учитель физической культуры
коррекционной школы
Зиянгирова С.С.
г. Чернушка
2007 г.
Тихие и шумные, веселые и хмурые, старательные и ленивые, умные и «тугоумы» - они мало чем отличаются от своих сверстников, обучающихся в общеобразовательных школах и живущих в благополучных семьях. Но это только на первый взгляд. Почти все наши дети страдают болезнями: олигофрения, недостаток родительской ласки. Большинство детей не привыкли к доброму отношению, к ласке и заботе. Свою нежность их родители выражают в грубых словах и подзатыльниках. Дети не умеют уважать и любить себя, проявляют агрессию к окружающим, очень вспыльчивы.
На своих уроках или просто при беседе с детьми я стараюсь помочь учащимся самоутвердиться в этой непростой жизни, воспитывать чувство уважения к окружающим и к самому себе. Мое кредо – сеять радужное, доброе, вечное, помочь детям раскрыть себя, показать им все их достоинства и способности.
Я знаю, что их жизнь не будет легкой, чтобы не случилось, я бы хотела, чтобы их сердца были умными, а ум – добрым. Считаю, что очень важно еще в начале урока настроить детей на доброжелательный лад. Вот уже в течение 15 лет девизом моих уроков являются такие слова: «Добрыми будем и мир добрее будет, добрыми будем и будет доброй жизнь».
Дети поступают в нашу школу физически очень слабые, с «букетом» болезней. Обычно наши дети в общеобразовательных школах уроки физической культуры не посещали (освобождены, «не хочу», «обижают», смеются). Такие дети комплексуют, отказываются выполнять физические упражнения при других. Мой индивидуальный стиль - подходить к каждому ребенку индивидуально, заинтересовать его. Учитывая особенности наших детей организовываю деятельность на уроке так, чтобы каждый ребенок был занят посильными для себя упражнениями, выполнял определенные функции в них. Я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы с каждого урока ученик выносил для себя что-то новое, чувствовал себя активным участником процесса обучения, а не наблюдателем.(младших классах – новым красивым мячом, флажком, , в старших классах – поездками на соревнования ). Хвалю детей за мельчайшие успехи, интересуюсь их заботами, поощряю даже за то, что выполнил(а) веселее. Стараюсь увидеть в ребенке то хорошее, что есть в нем, укрепить его представление о себе, как о достойном человеке.
Задача: укрепить веру в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее. Надежда – это та установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность. Именно этот жизненно важный элемент – надежду – стараюсь закладывать в души детей. Вместе с детьми создаем правильный стиль взаимоотношений, умело применяя при этом методы стимуляции, убеждения, поощрения. Просьба вызывает живой отклик.
Самый лучший отдых – активный, а в настоящей ситуации – это смена умственной деятельности на физическую. Поэтому частичное решение проблемы прогрессирующего “ нездоровья ’ наших детей в активных занятиях физическими упражнениями. Прежде всего эта проблема должна решаться на уроках физического воспитания в школе, а также во внеурочной деятельности. Чтобы уроки построить качественно, я, как учитель физической культуры, в зависимости от возраста детей ставлю разные педагогические задачи:
1.Для детей младшего возраста определяющая задача – профилактика функциональной недостаточности организма физическими упражнениями, а также укрепления здоровья в целом.
2. Для детей среднего и старшего возраста помимо коррекции здоровья необходимо решать проблему активизации познавательных интересов в сфере физической культуры. Доказано , что физическое воспитание должно стать сегодня важнейшей задачей школы. Это основа основ. Здоровый человек имеет совершенно другие стартовые условия и в дальнейшей учебе. Социальный заказ на здоровье уже возник. Благодаря физическим упражнениям целенаправленного действия у ребенка укрепляется мышечный корсет, который не позволяет скелету деформироваться и предупреждает его патологические изменения, что, безусловно, влияет и на другие функциональные системы организма. В результате по моим наблюдениям после занятий, построенных на таких принципах, заметила:
- выполнение физических упражнений стало более осознанным;
- повысился интерес детей урокам физической культуры, и, как следствие, улучшилась атмосфера проведения занятий;
- улучшилось количество желающих заниматься в спортивных секциях.
Постепенно мои ученики из бессознательных "винтиков" превратились в сознательных граждан, понимающих пользу ежедневных занятий физической культурой, и не просто понимающих, а на основе физиологии, анатомии контролирующих своё здоровье. Учатся ценить мышечную радость, как радость жизни. Мною создана методика занятий только на основе опыта и наблюдений за своими учениками, т.е творцами моей методики были и остаются дети, а я только обобщаю их опыт. За основу своей методики я взяла природную потребность ребенка двигаться. Я отдаю себе отчет, что я ничего не открыла, ничего не изобрела, а простую естественную потребность ребенка в движении перенесла в форму занятий физкультурой на воздухе, в спортзале, используя при этом различный спортинвентарь, музыку, метод суггестивной психотерапии, соревнования, различные подвижные игры, эстафеты, личный пример, беседы индивидуальные, со своим классом на уроках и во внеурочное время. Стараюсь помочь каждому ученику стать автором своего физического состояния, т.е. научить ребенка за время его обучения в школе способам определения своего физического состояния, определения слабого звена в нем, подбора упражнений, коррекции и анализа полученых результатов. Важным шагом при организации качественного урока является грамотный подбор методов обучения. В младшем дошкольном возрасте у детей с ментальными нарушениями ведущим должен быть игровой метод обучения. На уроках мы изображаем зверей, птиц, насекомых, а на уроках ритмики даже растения, ветер, шум ручья и т.д. В процессе игровой деятельности я решаю максимально широкий круг задач.
Уроки строю таким образом, чтобы дети попадали в проблемные ситуации: чтобы быстро бегать... /скорость, темп бега/; с помощью каких упражнений можно научиться дальше прыгать? /беговая разминка, разминка на растяжку, многоскоки, лягушка, приседание/...
Я нахожусь в позиции консультанта, а дети выполняют исследовательскую деятельность по раскрытию способа решения учебной задачи.
Детей также стимулирует на занятия физической культурой показ ученикам физические упражнения, т.е. быть в роли учителя физической культуры. Ученикам в начальных классах заранее даю домашнее задание изучить комплекс обще развивающих упражнений /метод исследовательский, частично евристический/.В конце урока всем классом даем оценку ученику в правильности подбора, последовательности упражнений.
А в старших классах тоже заранее за день или на перемене до начала урока, в зависимости от сложности выполнения данных упражнений, показываю и прошу помочь ученику показать данные упражнения своим одноклассникам правильно и красиво. Для отслеживания физического развития заведены "Паспорта здоровья" для каждого ученика. Два раза в году /сентябрь и май/ провожу тестирование по бегу на 30, 60, 100, 1000 м, прыжкам в длину с места, метании на дальность, гибкость. Дети сами видят и сравнивают, какие достижения были у них в предыдущих классах, какие сейчас и стимулирует на выполнение упражнений еще лучше и помогает стать автором физического состояния. Совместная работа учителя физкультуры с медицинским работником еще раз подчеркивает, как важно контролировать свое физическое состояние, прислушиваться к своему организму, изучать его: о необходимости занятий физическими упражнениями для поддержания здоровья и физического и духовного, красоты тела, движений.
У нас до последнего времени было мнение, что в коррекционной школе спортивная работа должна идти исключительно по лечебно-оздоровительной линии, что проведение соревнований вредно действует на учащихся. Опыт показывает, что данное мнение неверное. Именно в последние годы в спортивной жизни коррекционных школ всё более широкое распространение получают соревнования. Четкая и правильная организация и проведение соревнований с учетом особенностей умственно отсталых детей содействует не только коррекции и компенсации дефектов физического развития, но и в значительной степени способствует формированию личности умственно отсталого ребенка. Это заметно проявлялось на наших детях после участия в краевой Специальной Спартакиаде среди коррекционных образовательных учреждений. После таких соревнований дети понимают, что для достижения хороших результатов нужно заниматься физическими упражнениями не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время и вести здоровый образ жизни.
Я уверена, что и в будущем тысячелетии большое внимание будет уделяться непрерывному физкультурному образованию. Каждый день в спортивный зал новой школы будут приходить ученики, работать на современных снарядах, будет не просто бегать и прыгать, а будут выполнять физические упражнения осознанно, чтобы учиться дисциплине, товариществу, взаимопомощи. Хотелось бы, чтобы в школьном расписании вместо слова "физкультура" стояло другое - "Урок здоровья", а учитель сделает всё, чтобы каждый ученик прошел курс под названием "Наука быть здоровым". Лишь бы нам сопутствовали терпение, выдержка, педагогический такт.
Заголовок 215