Пути и способы повышения эффективности урока географии и истории.

1


Основная часть
Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика..4


Заключение22


Литература23



























Введение


Страшная это опасность – безделье за партой:
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и
годы – это развращает, морально калечит человека,
и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный
участок – ничто не может возместить того,
что упущено в самой главной сфере, где человек
должен быть тружеником, – в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Актуальность темы заключается в том, что повышение эффективности урока важнейшая проблема, волнующая всех учителей Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи. Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока. Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования. Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
В связи с этим определилась цель моей работы: изучить эффективные методы и приёмы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал, пути и способы проведения эффективного урока географии.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи.
- рассмотреть пути и способы, повышения эффективности процесса обучения географии;
- рассмотреть, какими способами реализовать образовательно-развивающий и воспитательный потенциал урока;
- организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности. Сегодня имеется достаточно литературы с методическими рекомендациями, содержащими теоретические основы современного урока географии – особенности процесса целеполагания, выбора методов и форм, характеристик отдельных этапов урока. Методические возможности школьного курса безграничны, насколько сложен этот учебный предмет, настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы.


















II. Основная часть
Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика.
Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
-понят ли учащимися теоретический материал,
-научились ли применять полученные знания на практике,
-сформировались ли навыки по теме урока,
-нужно ли проводить коррекционную работу,
-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. Для того чтобы рассмотреть наиболее эффективные технологии проведения урока обратимся сначала к критериям оценки и причинам снижения эффективности урока.
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
усвоение учащимися определенных знаний;
развитие общеучебных умений и навыков;
включенность учащихся в учебную деятельность;
развитие у учащихся познавательных процессов;
развитие рефлексии и оценочной деятельности;
связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
индивидуализация и дифференциация заданий;
степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Причины снижения эффективности и качества урока следующие:
разный темп работы учащихся;
разный уровень умственного развития учащихся;
разный темп умственной работоспособности учащихся;
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
перегруженность содержания учебного материала;
дисциплина и поведение учащихся на уроке;
конфликт между педагогом и учащимися;
плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):
низкая скорость чтения;
появление или возрастание ошибок к концу работы;
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.
Пути повышения эффективности урока:
постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства ;
улучшение учебно-материальной базы;
комплексное планирование уроков;
рациональное использование времени урока;
соблюдение логики уроков;
соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
От чего же зависит эффективность урока?
1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут в достижении цели. А уже затем определения способа – как действовать, чтобы цель была достигнута.
Целью изучения предмета географии в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных способностей. А также умение применять географические знания при изучении других предметов и в жизненных ситуациях. И если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, ставят перед собой свои конкретные цели, то эффективность урока повышается.
Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. К каждому уроку стараюсь подходить творчески, чтобы пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём понятия.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.
Эффективность урока зависит от использования методических приёмов.
Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.
Существует большое разнообразие методических приемов. В своей практике наиболее часто использую следующие виды:
1. Например, во время рассказа или лекции демонстрирую модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой приём особенно эффективно использовать на уроках изучения нового материала
2. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию. На уроках географии к каждому параграфу составляется ЛОС, ЛОК. Дома, запоминая параграф, ученик должен обращаться к предложенной схеме и наоборот. Это способствует эффективному запоминанию, а не зазубриванию материала.
3. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на своих уроках я стараюсь уделить время для сообщений, которые подбираю сама или предлагаю найти их учащимся. В этом учебном году учащиеся готовили сообщения : «Великие географические открытия» 7 класс, «Реки, и озера Евразии» 7 класс. «Поднятая Целина: история и современность» 9 класс и многие другие. Интерес к поиску такой информации на первой стадии возникает у многих учащихся. Скорее всего это обусловлено стимулом получения дополнительной оценки, но в результате сообщение приносит только один, два действительно способные не только найти, но и обработать полученную информацию, а так же представить её на суд учащихся.
4. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение. А если ребёнок умеет оперировать географическими терминами, это ещё один шаг к его успеху в обучении. Особенно нравится работа по топонимике - объяснение названий географических объектов. Ученица 7 «Б» класса Кордас Валентина собрала небольшой топонимический словарь, с объяснениями названий по изучаемым объектам по курсу «География материков и океанов». Ученица 8 «Б» класса собрала словарь топонимических названий по географии Казахстана.
5. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев. Так, например, при изучении темы «Общие черты и особенности природы материков южного полушария» в 7 классе перед учащимися ставится проблемная задача: почему часть материков земли объединена общим названием – южные? Южные по отношению к экватору? К другим материкам7 Что служит основанием для их объединения? Ученики обычно отвечают, что эти материки входили в состав Гондваны, следовательно, у них наверное, есть общие черты. «Их нам и предстоит определить в процессе изучения»,- ставлю перед ними долгосрочную учебную задачу, к которой в последующем мы будем неоднократно возвращаться.
6. Прием адаптации к жизненным ситуациям. На уроках я часто использую прием сравнения с конкретными предметами, с природой родного края.
Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся используются на разных этапах урока:
на этапе проверки домашнего задания;
на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
на этапе воспроизведения полученных знаний;
на этапе домашнего задания.
Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении «Природных зон» можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы.
“Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”.
Урок «Географическая карта» в 6 классе, начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное – мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности». В 6 классе урок о полезных ископаемых начать с загадок, например, таких: Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Или Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Что бы сделать миску или вазу, она понадобится сразу.
Обучение умениям и навыкам с использованием ролевой игры,
а на уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, “Что? Где? Когда?”, «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Каждый из нас ставит задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствует разнообразие методов и форм обучения на разных этапах урока. Очень важно в обучении налаживание обратной связи: Ученик-учитель, Учитель-ученик, Учитель-ученик.
Приёмы обратной связи с учеником на уроке
Виды опроса: опрос по цепочке, «Тихий опрос» (беседа с одним или несколькими учащимися), взаимоопрос, фронтальный опрос класса, тренировочный опрос (учащиеся задают вопросы друг другу и только потом отвечают учителю), ответ у доски в парах-тройках, показательный ответ (к доске выходит один человек, а одноклассники задают ему вопросы).
Приёмы письменного контроля
Диктант, выборочный контроль («подводный камень» – тетради сдают все, а проверяются несколько по выбору), блиц-опрос (ответы даются быстро, без обдумывания), составление ЛОС, схем, таблиц, постановка вопросов к тексту, составление плана изучения темы.
«Суперпроверочная» (тесты-задания, кроссворды разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. Конкурс на лучшую шпаргалку. Географическое лото: учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы. Реставрация: учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами, необходимо заполнить “пробелы”.
Лови ошибку: ученики получают текст со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно.
Приёмы повторения на уроке
Опорный конспект
Серия вопросов («Тонких» и «Толстых»)
Пересечение тем
Выписать или озвучить понятия со словами «самый», «единственный», а затем аргументировать
Опрос-итог. В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Урок не прошел даром, потому что
Отождествление себя с объектом или предметом (Меня зовут Христофор Колумб. Я родился в Генуе, в Италии осенью 1451 года. Моим отцом был небогатый генуэзский шерстяник Доминико Коломбо. Я был старшим сыном в семье. Наша семья была бедной, поэтому в детстве я не имел возможности учиться в школе. Я познавал науки сам: много читал, интересовался географией, изучал навигационные карты и вскоре мог свободно читать на 4 языках. В конце 70-х годов я переехал в Португалию и встретил там прекрасную девушку Фелиппу Монис, дочь морского капитана. Мы полюбили друг друга и вскоре поженились. В доме отца Фелиппы было много дневников, мореходных карт и находок, привезенных из увлекательных морских путешествий. И я заболел морем. Я много плавал на разных кораблях и в то же время изучал труды географов. С детства я мечтал об Индии стране золота и пряностей. Я решил, что Индии можно достичь не с востока, через Африку, а с запада, пересекая Атлантический океан. Я знал, что Земля шарообразная, поэтому плывя все время на запад, непременно
·можно было достичь Индии).
Виды домашнего задания
Обязательное и творческое (разработать рассказы по учебным темам, составить кроссворды, ребусы, загадки). Ученики выполняют творческие задания по созданию дидактических материалов.
С целью оптимизации школьного урока рекомендуется активизировать межпредметные связи.
Для организации связи с литературой возможно использование художественной литературы на различных этапах урока. Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет использование на уроках географии стихов, умело подобранных отрывков из литературных произведений. Это не только создает положительный эмоциональный настрой учеников, а также обеспечивает познавательную нагрузку. Мною собраны брошюры географических стихов и загадок для использования на уроках. Например, десятиклассники на уроке «Северная Европа» обсуждают стихотворение Луи де Камоэнса (1572 г.):
Карта Европы
Меж областью, которой Рак владеет,
Пути на север солнцу преграждая, И далями, откуда холод веет, Лежит Европа, для меня родная.
Вокруг нее простор морской синеет,
Ее ласкают, нежно обнимая, И океана грозная громада, И моря Средиземного прохлада
С той стороны, откуда Солнце всходит,
С ней Азия в соседстве пребывает. С Рифейских древних гор река нисходит,
И с Азией Европу разделяет.

Грамотно подобранные музыкальные композиции помогают учащимся эмоционально настроиться на изучение материала либо расслабиться во время физкультминуток. Можно прослушать песню «Норвегия» в исполнении Братьев Гримм. Ребятам предлагается по тексту песни узнать регион Европы и выписать слова, характеризующие особенности.
Эффективным средством наглядности, активизирующем познавательную деятельность учащихся в процессе обучения являются видеофильмы. Фильмы могут служить источником знаний учащихся, если их показ предшествует изучению темы; они могут служить средством повторения и закрепления учебного материала, если их показывать после изучения. Использование учебного фильма особенно приносит большую пользу слабым ученикам. Видеофильм помогает проследить ход событий, их причины и результаты, осмыслить исторические явления, природные закономерности, помогает закрепить материал в памяти. В своей работе я широко использую данное средство наглядности, собрана видеотека фильмов по истории Казахстана, всемирной истории и географии.
Но не следует допускать, чтобы просмотр фильма носил развлекательный характер, а учащиеся смотрели фильм бездумно. Чтобы предать учебный и воспитательный характер работе с фильмами, необходимо продумать методику показа, нацелить учащихся на решение той или другой логической задачи. Например по просмотру фильмов по географии учащиеся составляют «путевые заметки», которые затем обсуждаются с ребятами в классе.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает вот что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается.
В своей практике применяла такие виды нетрадиционных уроков как
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-соревнование, урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН и т. д.
К сожалению, с каждым годом в моей практике таких нетрадиционных уроков становится всё меньше. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока. Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме. За последние пять лет мною проведены такие нетрадиционные уроки как:
-Урок – аукцион по теме «Северная Америка. Обобщающее повторение» в 7 классе.(2008г);
-Урок – аукцион по теме «Гидросфера» в 6 классе (2009г)
- Урок – игра «Счастливый случай» по теме «Природные зоны Северной Америки» в 7 классе (2009 г)
- Урок - ученый совет по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана» в 8 классе (2008г)
-Урок - заочная экспедиция по теме: «Материк Евразия» в 7 классе.(2011г.).

Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии.
Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как учить? Как учить результативно?
На своих уроках я использую элементы технологии обучения В.Ф.Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – наглядные схемы в которых закодирован учебный материал. О роли схем логических связей писал еще Н. Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».
Схема-конспект (иногда, пользуясь психологической терминологией, её называют листком опорных сигналов) – изобретение древнее и вряд ли может быть связано с какой-либо одной фамилией. Информационная насыщенность пиктографического письма и удобство краткого по форме, но ёмкого по содержанию конспекта не вызывают никакого сомнения.
Само слово конспект состоит из приставки кон- (в переводе с) и корня –спект (в переводе - смотреть). Таким образом, в целом слово «конспект» может означать «просмотр всего сразу»
В процесс запоминания включается не только слуховая, но и зрительная память, это даёт большой эффект. Схема конспект объединяет в себе ёмкость информации с компактностью её изложения. Краткие записи могут чередоваться с символическими рисунками, выстраивающимися в логические цепочки, а порой составляющие целые блоки. Постепенно от отдельных блоков переходим к их связыванию воедино и учимся воспроизводить весь конспект.
В системе Шаталова практикуется использование ЛОС, сделанных самим учителем. Ученики получают уже готовые схемы и работают по ним, расшифровывая их, проникая в смысл написанного, запоминая.
Правила работы с конспектом для учеников
Прочитать текст учебника.
Сравнить его с конспектом.
Пересказать текст по схеме.
«Фотографировать» (или заучивать) схему по блокам.
Воспроизвести весь конспект, не глядя в тетрадь, а затем сравнить и исправить ошибки.
Научиться воспроизводить конспект без ошибок.
Практика показала, что человек, не слушающий на уроке, даже не прочитает записи по тетради, поэтому работа с конспектом стимулирует еще и концентрацию внимания.
К тому же дети учатся не зависеть от учебника, по которому «спросят от сих до сих». Они уже начинают понимать, что все в мире неоднозначно, а уж тем более подача информации. Главное не потерять основную мысль, уметь рассуждать: проанализировать, разложить по полочкам, а потом обратно связать все воедино, обретя это для себя.
Символы, используемые в конспекте, желательно вводить постепенно. В конце тетради можно отвести меето для небольшого словарика условных обозначений. Но жизнь убеждает, что почти все учащиеся при достаточно активной практике повторения символов способны обходиться и без словаря.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
углубление изучения географии, использование материалов справочника; организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата. В процессе обучения географии использую мультимедийные учебники
6,7,10 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия);
8 класс – электронный учебник по курсу "Физическая география Казахстана" ;
9 класс - " Экономическая география Казахстана " .
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны: учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ и тестовых заданий. Создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения; очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт; демонстрация схем, карт, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления. Имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами. Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости.
Как органично включить компьютер в проведение урока?
Опробовав разные варианты, выбрала совместную форму работы с компьютером на уроке ( один компьютер на класс, изображение с которого выводится на интерактивную доску). Такая форма использования компьютера помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).
Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой.
Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Показ элементов презентации.
Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Демонстрация презентаций к урокам по темам: « Тихий океан» – 7 кл, « Реки» – 6 кл., « Внутренние воды России» – 8 кл., «Южная Америка» – 7 кл. и т.д.
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ.
Это значительно облегчает подготовку к уроку, экономит время на уроке.
Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.
Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимают участие в школьных олимпиадах по географии, конкурсах, научных конференциях, готовят и защищают проекты. Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества.
Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей:
Достижения учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях.
Результатом системной работы на уроках является положительная динамика качества знаний учащихся, стабильные показатели обученности по предмету, итоги ЕНТ, ВОУД
Результаты диагностики по проблеме « Оценка эффективности урока» в 5 - 9 «Б» классах с целью выявления состояния, уровня качества и эффективности уроков. Анализ анкеты « Мое отношение к урокам » , проведенной для учащихся 5 -9 « б» классов , свидетельствует о том , что 59% учащихся всегда интересно на уроках географии , 77 % всегда понимают объяснение учителя на уроке географии, истории учащиеся не нуждаются в помощи кого- либо при подготовке домашнего задания по этим предметам. 90,7 % учащихся всегда готовятся к уроку, на уроках царит атмосфера сотрудничества, взаимной поддержки, творчества, совместной работы, всегда интересно. Учитель всегда доброжелательно относится к ученикам, на уроках созданы комфортные условия обучения.
Учащимся было предложено написать письмо уроку:
«Урок географии и истории: какой он?»
От учащихся 9 «Б» класса

« Уроки географии проходят очень интересно. Я на уроках узнаю много нового и интересного. Все знания , которые я получаю на уроках пригодятся мне для поступления.»
« К урокам я отношусь положительно, с большой ответственностью подхожу к выполнению всех заданий учителя. На уроках мне всегда хочется действовать, не сидеть сложа руки, все запомнить, всему научиться.»

« Для меня уроки истории и географии интересны и познавательны, мы узнаем много нового. Хорошее отношение учителя помогает лучше усвоить сложный материал. На занятиях мы готовим интересные доклады, пишем сочинения, проводим интеллектуальные конкурсы.»

От учащихся 7«Б» класса
« На уроках географии мне очень интересно. Всегда всё понятно и ясно. Мне очень нравится ходить на уроки.»
« Для меня урок истории- небольшое путешествие в мир прошлого и настоящего, познание людей . Это очень познавательный урок, на котором встречаются разные интересные задания. Я горжусь своей школой и люблю получать здесь знания».
« Урок географии- это, что то интересное и загадочное. Я с большим удовольствием выполняю все задания. Можно даже раскрывать или находить в себе таланты. В нашем классе много талантливых и способных учеников.».
«Урок географии отличается тем, что на нем мы больше узнаем дополнительной, интересной и познавательной информации, которая пригодится в следующих классах. На каждом уроке мы можем раскрыть свои таланты. Я очень люблю географию и никогда не забуду эти интересные, познавательные уроки!».

« Урок географии - это всегда интересно, очень много нового материала, но он кажется очень легким и не замечаешь объем изученного. Всегда все понятно, и хочется учиться все время.»


На своих уроках стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями.


Заключение
В заключении хочу сказать, что эффективность урока зависит в большей степени от квалификации учителя и от взаимопонимания с учащимися. Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, изучив и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу можно сделать вывод, что в настоящее время, становиться главным, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызвал у ребят живой интерес, увлекал их.
В повышении эффективности и качества уроков, многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрыть тему урока, преподать новое так чтобы оно было понятно ученикам. Как бы там ни было, все или по крайней мере большинство ребят в должны быть включены в работу.
В основной части были рассмотрены пути повышения эффективности и качества уроков географии, использование технологии опорных конспектов и ИКТ. Эффективность предполагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами коллег по работе, родителей учащихся. Используя в своей педагогической практике методику обучения с применением ЛОС, ИКТ, я повысила мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, следовательно, добилась запланированных результатов в своей профессиональной деятельности Эффективность учебного процесса стала гораздо выше, благодаря использованию целостной методики обучения. На уроках заговорили ранее молчавшие ученики, вместо зазубренных фраз из учебника слышится живая речь учащихся и не остается безучастных школьников.
Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.


























13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 315