Выступление на педсовете по теме: «Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе»


Выступление на педсовете по теме:
«Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе» Формирование коммуникативных УУД происходит на всех уроках, но самое благоприятное это уроки чтения. Уроки литературного чтения открывают для развития коммуникативных умений учащихся большие возможности.
Все задания, содержат инструкции: «расскажите…», «докажите…», «объясните…» «сравните свою работу с работами других ребят». Через эти задания
1) формируется умение слушать и понимать других;
2) формируется умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируется умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируется умение работать в паре и группе, т.к.
Обучение – это общение человека с человечеством. По словам российского психолога А. Петровский (Артур Владимирович Петровский)
Известно, что для детей младшего школьного возраста свойственна определенная собственническая позиция, они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы. Поэтому приучать детей совместной работе надо постепенно, начиная уже с 1 класса, предлагая посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству.
 Что делаем в паре: разучиваем, пересказываем, составляем план, объясняем, доказываем, обмениваемся опытом, сочиняем, разгадываем и составляем кроссворды, синквейны, выполняем творческие работы. При этом готовясь к урокам, постоянно к чему-то уже известному стараемся находить новые приёмы работы, новые виды заданий и игр.
Например, не просто
- выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения; а с прогнозированием последующих событий «Прочитай заголовок произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».; чтение с остановками (что будет дальше, как бы ты поступил на Дерево предсказаний месте героя? Что поразило )
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе. Цель: Формирование нестандартного мышления
Где •ствол дерева –предложенная тема,
•ветви – предположения детей , которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),
•листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Строится это всё на доске по совместным ответам.
Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера.

- словесное рисование картин.

-Творческий пересказ, который предполагает передачу содержания  с  какими-либо изменениями.  Например,
-попросить добавить,  что  могло  предшествовать  той  ситуации,   которая изображена в произведении;
    - придумать, как могли разворачиваться события дальше;
    - изменить рассказчика (если повествование ведется от третьего  лица  – то пересказ строится от  первого  лица; если повествование  –  с  точки зрения рассказчика, то пересказ предлагается  построить  с  точки зрения главного героя или другого персонажа будь то неодушевленный предмет или от лица какого-то животного: лисы, журавля или кота-ворюги;);
- введение в сказку нового персонажа– сочинить новую сказку).
- Изменение развязки (придумать другое окончание произведения)
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения является драматизация во всех ее формах, что очень нравится детям:
- чтение по ролям;
- постановка живых картин;
- инсценирование, (особенно любят басни -сами выбирают, готовят костюмы, распределяют роли, анализируют)
Детям нравятся такие виды заданий:
– Составь задание партнеру или задай вопрос
Направлено на развитие у детей умений задавать вопросы;
– Представь себя в роли учителя и составь задание для класса; 
- Комплимент. (Скажи комплимент литературному герою)
-интервью с писателем; или пресс-конференция (У нас в гостях … Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы и т.д.)
– отгадай, о ком говорим;( Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца, пустынно торчавшего среди глухой, поросшей только высокой травой местности, он вполголоса позвал: …(Николай Георгиевич Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»)
- корзина идей
Обмен информацией в парах или группах.
Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.
Все сведения в виде тезисов записываются учителем в предполагаемой «корзинке» идей.
(Л.Толстой «Акула»: слайд-портрет писателя--Вы узнали кто это?-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли?
- кластеры- Приём «Инсерт» или «Пометки на полях»
Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления», т.е. чтение с пометками.
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
- Конструктор (моделирование) Позволяющий включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Каждая группа получает конверт, где лежат карточки со словами-расположи модели по порядку, сформулируй вывод)-расположи иллюстрации по порядку хронологии событий, расскажи
На уроках дети очень любят играть в различные учебные игры, что тоже способствуют развитию коммуникативных умений.
Игры учебного характера
Ролевые игры,
Игры, имитирующие телевизионные игры
Сюжетные игры, которые направлены на то чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывая определенный сценарий, диалог. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина, Сладково, Толстого. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней.
- ИГРА «ФОТОГЛАЗ»
На доске горка из слов:
лес
белка
метель
лазейка
кладовочка- Сколько слов запомнили?
- Из какого произведения взяты слова?
Игра «Да и нет» Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска
ИГРА «Радио» - Работа со скороговоркой:   У  ежа ежата, у ужа – ужата.
Включаем радио:
а) молча, артикулируя губами
б) шёпотом
в) вполголоса
г) громко
Выключаем радио:
а) громко
б) вполголоса
в) шёпотом
г) молча
Игра «Охотники»
Охотники очень внимательны и наблюдательны.
Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.
К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа
Дети очень любят игру «Живые звуки», когда играют роль какого-то звука из слова.
Составляем синквейны, кластеры
 Слово синквейн происходит от французского " пять". Это произведение из пяти строк, которое строится по правилам.
   1. В первой строчке тема –название ( одним словом (обычно существительным).     2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).     3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы (тремя глаголами).     4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.(чувство) Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
синквейн
Илья Муромец Каникулыхрабрый сильный Долгожданные, но недолгиесражается защищает борется Планируешь, предполагаешь - не успеваешь
Защитник русской земли Ну почему хорошее так быстротечно!
богатырь Мгновение
По тому, как ребёнок сможет выполнять то или иное творческое задание можно судить о том, насколько хорошо у него сформированы такие коммуникативные умения, как чтение, говорение, понимание, осмысление прочитанного.
Это только небольшая часть приёмов формирования коммуникативных УУД. Если описанные виды работы относятся, например, к группе коммуникативных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются и происходит на всех этапах урока.