Внеклассное мероприятие ««Войди в лес другом» для 8-10 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан









Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Войди в лес другом»

Проектная игра
для учащихся 9 класса









Составила:
Игнатьева Т. А.,
учитель биологии




май, 2014 год

Цели игры: осознание важности леса для жизни на нашей планете.
Задачи игры: 1. Способствовать активизации гражданской позиции обучающихся в
решении важной экологической проблемы – защите леса, его флоры и
фауны.
2. Познакомить с экологическими проблемами в нашей республике.
3. Сформировать умение применять знания для объяснения явлений природы
Методы проведения: беседа с применением ИКТ, групповая работа.
ТСО, наглядность: компьютер, мультимедиапроектор, презентация в программе Power Point.
Ход игры.
Учитель биологии: Здравствуйте. Сегодня мы проводим проектную игру по теме: «Войди в лес другом». Предлагаем вам совершить виртуальный поход в лес, в ходе которого ребята смогут показать свои знания. И я с удовольствием предоставляю слово нашим ведущим Матвеевой Ангелине и Фефеловой Алене.
1 ведущий: Здравствуйте. В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет примерно 38 млн. кв. км (это около трети площади суши), из которых 13% относятся к охраняемым природным территориям. Леса – легкие нашей планеты, они имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение – участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты. Во время похода вам будут задаваться вопросы, на которые вы должны дать ответы. За каждый правильный ответ вы получаете один жетон.
2 ведущий: Сейчас я предлагаю вам на минуту закрыть глаза и представить, что вы находитесь в лесу. (1 слайд - слушаем звуки леса).
Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею. Лес непосредственно участвует в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Лес служит средой обитания для многих животных. Животные же часто играют в лесу санитарную роль.
1 ведущий: Лес имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека, в свою очередь, влияет на лес. В старину на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] говорили: « Лес - богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».
Лес имеет неоценимое значение для здоровья человека. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные деревья ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), а также некоторые сорта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Лес активно поглощает промышленные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в частности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Лес, особенно хвойный, выделяет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2 ведущий: Лес живет по своим законам. Давайте же «войдём» в лес, полюбуемся на его красоту и поищем объяснение увиденного. В лесу вас встретят многочисленные «почему?». Попробуйте ответить на них, применяя свои знания.
1 ведущий: 1) Почему леса называют «легкими нашей планеты? (Благодаря процессу фотосинтеза, в результате которого выделяется кислород)
2 ведущий: 2) Почему, не смотря на то, что в лесу бывает тихо, ни малейшего дуновения ветерка, мы ощущаем запахи трав и цветов? (Происходит диффузия; молекулы пахучих веществ перемещаются в воздухе.)
1 ведущий: 3) Туристы прошли ранним утром по траве на поляне, за ними остался тёмный след. Почему? (На траве была роса. Капельки росы, отражая свет, светились. Пройдя по траве, туристы сбили росу, поэтому их след выглядел тёмным.)
2 ведущий: 5) Почему после жаркого дня роса бывает обильной? (Чем выше температура воздуха, тем интенсивнее процесс испарения и обильнее роса.)
1 ведущий: 6) Почему не рекомендуется поливать растения в солнечный день? Какой вред могут причинить листьям растений попавшие на них капли воды?
(Капли воды, как маленькие линзочки, фокусирует лучи солнца, и листья растений получают ожоги.)
2 ведущий: 7) Перед росистым вечером цветки некоторых растений складывают лепестки или кроющие листья. Как вы можете объяснить это явление? (Закрывающиеся на ночь цветки растений (пиона, шафрана, одуванчика и др.) таким способом защищают свою пыльцу.)
1 ведущий: 8) Почему перьевой покров водоплавающих птиц не смачивается водой? (Смазывание перьев выделениями копчиковой железы сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.)
2 ведущий: 9) Благодаря чему водомерки легко перемещаются по поверхности воды? (Благодаря поверхностному натяжению.)
1 ведущий: 10) В лесу огромное количество насекомых. Воздух наполнен их звуками: жужжание пчелы и шмеля, писк комара. А как возникают эти звуки?
(Эти звуки создаются колебаниями крыльев насекомых.)
2 ведущий: 11) Кто в полете быстрее машет крылышками: муха, шмель или комар? Как вы это определили? (Комар, т.к. он издает высокий звук, а звук тем выше, чем больше частота колебаний.)
1 ведущий: 12) Что-то солнышко скрылось, небо стало затягивать тучами. Барометра у вас с собой нет. А можно ли без него узнать, будет ли дождь?
(Да, с помощью цветов-барометров)
2 ведущий: Некоторые цветы могут выступать в качестве своеобразных живых барометров, так как очень чувствительны к колебаниям влажности и тепла в атмосфере. К примеру, цветы одуванчика, льна и осота в сырую и пасмурную погоду остаются закрытыми. Перед дождём поникают венчики мальвы, ноготков и лютиков.
Цветки жёлтой акации, жимолости и сон-травы начинают выделять нектара больше, чем обычно, и тем самым привлекают рои насекомых, которые являются вестниками ненастья, по их жужжанию можно догадаться о приближении дождя.
1 ведущий: 13) Вот уже слышны раскаты грома – быть грозе! Опасна ли молния для леса? (Молнии часто вызывают пожары.)
2 ведущий: 14) А как ведется борьба с пожаром в лесу?
(Дороги противопожарного назначения, посадочные площадки для самолётов, вертолётов, прокладка просек, противопожарных разрывов.)
1 ведущий: Пока мы с вами говорили о грозе и пожаре, появилось солнышко, и омытый дождем лес вновь засиял своими красками, наполнился шумом: полет шмеля, щебет птиц, шелест листвы, создают неповторимую музыку леса.

И постепенно превращалось в пенье шуршанье трав и тишины.
Природа пела. Лес, подняв лицо, пел вместе с лугом...

2 ведущий: Пришла пора совершить привал. Капитаны групп получают задания.
1 команда
Задание №1 разгадай ребус
Задание №2 ответить на вопросы:

- Кем принят первый в истории закон об охране природы? ( Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда I, принятый в 1273 г., запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ в Лондоне. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.)
- Вязкое, густое золотистое вещество, попадая под осадочные породы или под воду, превращается в камень, хрупкий и прозрачный, от светло-желтого до бурого цвета. Греки называют этот камень электрон, литовцы - гинтарас, а римляне - магический. А как назовете его вы? (Янтарь.)
- Что такое смог? (Над городами образуется фотохимический смог (пыльное облако), в состав которого входят канцерогенные органические вещества, вредно влияющие на организм человека.)
- Как можно ориентироваться в лесу по:
а) по пню срезанного дерева (на пне срезанного дерева годичные кольца располагаются с меньшими интервалами с северной стороны, с большими интервалами с южной стороны;)
б) по мху на камнях (Мох на камне растет, как правило, только с северной стороны)
в) по расположению муравейника (муравейник располагается у дерева, пня, камня, также с южной стороны)


Задание №3 Собери пословицу
МНОГО, МАЛО, ЛЕСА, НЕ, ЛЕСА, ГУБИ, БЕРЕГИ.
(МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ, МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ)
БОЛЬШЕ, ЧЕМ, ДАЛЬШЕ, ТЕМ, В, ЛЕС, ДРОВ.
(ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ)

2 команда
Задание №1 разгадай ребус
Задание №2 ответить на вопросы:
- Как давно заботятся люди о чистоте рек? (При короле Эдуарде III в 1336 г. парламент принял закон, запрещавший сбрасывать мусор в Темзу. В XVIII в. Петр I запретил сбрасывать мусор в Неву.)
- Какие промышленные выбросы приводят к загрязнению атмосферы? (Выбросы угарного, сернистого и углекислого газа.)
- Ежегодно производится выброс более 600 тыс. т фреона в атмосферу. К чему это приводит? (Это приводит к нарушению озонового слоя, что в свою очередь снижает интенсивность солнечной коротковолновой радиации.)
- Как можно ориентироваться в лесу по:
а) отдельно растущему дереву на лесной поляне или у кромки леса (у отдельно растущего на лесной поляне или у кромки леса дерева сучья длиннее и гуще с южной стороны;)
б) по смоле на деревьях (С южной стороны на деревьях хвойных пород смола накапливается более обильно)
в) по мху на лиственных деревьях (на лиственных деревьях мох гуще покрывает ствол дерева с северной стороны, на хвойных мшистость почти равномерная со всех сторон)

Задание №3 Собери пословицу
ВОЗЛЕ, ЖИТЬ, НЕ, ГОЛОДНОМУ, ЛЕСА, БЫТЬ.
(ВОЗЛЕ ЛЕСА ЖИТЬ - ГОЛОДНОМУ НЕ БЫТЬ.)
ЧТО, РОДИТСЯ, ЛЕСУ, В, ДОМА, ПРИГОДИТСЯ.
(ЧТО В ЛЕСУ РОДИТСЯ - ДОМА ПРИГОДИТСЯ.)
1 ведущий: пришло время проверить, как команды справились с заданиями. Итак, мы слушаем ваши ответы и как и прежде, за каждый верный ответ вы получаете 1 жетон. (заслушиваются ответы каждой команды).
Наши ребята подготовили небольшое домашнее задание: буклеты о значении леса и правилах поведения в лесу. представляем их вашему вниманию. (ведущие раздают буклеты гостям и каждой команде)
2 ведущий: Каждый из нас понимает, что природу необходимо беречь. Для этого создаются заповедники, заказники и национальные парки. Национальный парк «Нижняя Кама» был создан 20 апреля 1991 года постановлением Министров РСФСР с целью сохранения и восстановления уникального природного комплекса лесных массивов и пойменных лугов северо-востока Республики Татарстан. Национальный парк «Нижняя Кама» - единственный национальный парк в Татарстане.
1 ведущий: Территория «Нижней Камы» представлена лесными массивами Малый бор, Большой бор, Боровецкий лес, а также Елабужскими и Танаевскими пойменными лугами. Общая площадь национального парка 26 601 га. Национальный парк «Нижняя Кама» - это вековые сосновые боры, редкая флора и фауна.
Флора представлена более чем 650 видов высших сосудистых растений, 6 из которых занесены в Красную книгу РФ:
Венерин башмачок крупноцветковый
Венерин башмачок настоящий
Ковыль перистый
Неоттианте клобучковая
Ятрышник шлемоносный
Пыльцеголовник красный
2 ведущий: Орнитофауна представлена более чем 190 видов, 7 из которых занесены в Красную книгу РФ:
Балобан
Змееяд
Беркут
Орлан-белохвост
Сапсан
Скопа
Черный аист
1 ведущий: 10 видов земноводных, из которых редкими являются:
Тритон гребенчатый, Жаба серая.
6 видов пресмыкающихся, из которых редкими являются:
Гадюка обыкновенная, Веретеница ломкая, Медянка.
16 видов рыб, Более 1000 видов беспозвоночных.
Алина Файзуллина, сотрудник центра «Прометей» г.Елабуги, написала гимн Национального Парка «Нижняя Кама», предлагаем его вашему вниманию.
2 ведущий: Наша игра подошла к концу. Просим капитанов команд сдать жетоны. (ведущие подсчитывают жетоны). Победила команда №.
Мы хотим поблагодарить всех вас за активное участие и надеемся, что все ваши знания вы сможете применить на практике. До новых встреч!

Использованные ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15