Тезис к докладу «Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы»


Тезис к докладу «Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы»
Осипова Н.М.
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Балыктахская СОШ»
Взаимодействие семьи и школы — важная и сложная проблема в работе каждого педагога, так как семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Самое главное в этом вопросе, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило одна другой, а положительно и активно воспринималась ребенком.
Конечно, это возможно, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Основные направления взаимодействия семьи и школы:
• Изучение семьи с целью исследования ее возможностей в воспитании детей и учеников.
• Группирование семей по принципу их возможностей, наличия морального потенциала для воспитания детей в семье и в школе.
• Составление программы общей деятельности школы и семей, педагогов и родителей, детской организации и родителей.
• Психолого-педагогическое образование родителей.
• Анализ промежуточных и конечных результатов общей воспитательной деятельности.
• Работа школы будущего первоклассника.
Семья и школа как субъекты жизнедеятельности не только могут существовать в едином реальном пространстве, но и порождать в среде своего обитания особое пространство взаимодействия. В логике информационного подхода такое пространство можно обозначить как информационное пространство взаимодействия семьи и школы.
На основе анализа информационных теорий и теории образования и образовательной среды информационное пространство взаимодействия семьи и школы определяется как упорядоченная совокупность потоков социально-педагогической информации, сформированных при решении проблем взаимодействия семьи и школы.
Логика формирования информационного пространства как условия развития взаимодействия семьи и школы включает следующие направления:-
Создание и постоянное пополнение необходимых и достаточных для развития взаимодействия потоков информации:
О нормативно-правовой базе взаимодействия семьи и школы;
О семье и школе как субъектах взаимодействия;
Об особенностях семейного и школьного воспитания;
О воспитательных возможностях социально-культурной среды семьи и школы;
О способах взаимодействия семьи и школы в проблемных ситуациях.
Выявление и накопление информационных потоков, обеспечивающих взаимодействие семьи и школы.
Предъявление и освоение педагогами и родителями актуальной информации.
Применение полученной информации в семейном и школьном воспитании.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые (психолого-педагогическое просвещение родителей) и индивидуальные (беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, дневник ученика, телефонный разговор), традиционные формы взаимодействия семьи и школы – лекция, конференция, практикум, открытые уроки, день открытых дверей
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Родительские тренинги Психологические разминки Круглые столы
Устные журналы Практикумы Родительские вечера
Родительские чтения
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
 За последние годы в школе накоплен положительный опыт сотрудничества школы и семьи. В школе созданы органы родительского самоуправления: Совет образовательного учреждения, родительский комитет, совет отцов.
Администрация и педагогический коллектив школы уделяют большое внимание организации работы с родителями учащихся.
Составлен паспорт класса с картотекой семей
Организована диагностическая работа по изучению семей.
Организовано психолого – педагогическое просвещение родителей в форме лекториев, семинаров, «круглых столов», родительских собраний.
В работе с семьей принимают активное участие психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, классные руководители.
Организовано психологическое консультирование родителей.
Используются различные формы сотрудничества с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность.
Отношения с родителями строятся на конструктивной основе; по результатам проведённой диагностики «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» можно говорить о высокой оценке родителями деятельности учреждения;
Контингент учащихся школы настроен на получение хорошего образования, что положительно сказывается на качестве образования;
Большой вклад родители вносят в материально-техническое оснащение школы, организацию ремонтных работ;
Традиционными стали ярмарки поделок, субботники, классные праздники, походы, экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья», дни знаний, праздник первого звонка, праздник последнего звонка в 9–х и 11 – х класса, конференции отцов и матерей. Классными руководителями используются разнообразные формы работы с родителями. Многие родители охотно принимают участие в жизни школы.
Предполагаемые результаты :повышение уровня психолого-педагогической культуры и знаний педагогов и родителей;
систематизация взаимодействия педагогов, детей, родителей;
создание новых содружеств в структуре «семья – класс – школа»;
активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях;
организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся с использованием инновационных форм работы.