Концепция непрерывного взаимодействия ВУЗ — ШКОЛА в области дополнительного образования по информатике и ИКТ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Концепция непрерывного взаимодействия ВУЗ
-
ШКОЛА в области
дополнительного образования
по информатике и ИКТ.
В
XX веке российская система инженерного образования считалась одной их
лучших в
мире. Ее традиции, адаптированные к
условиям советской
плановой экономики,
в
кратчайшие
сроки обеспечили индустриализацию страны, успешное освоение
космического пространства, со
здание атомной промышленности.
В
1990
-
е годы российская инженерная школа во многом утратила свои прежние
позиции. Произошел разрыв с
вязей между наукой, образованием и
производством.
Значительная часть наиболее талантливых инженеров ушла в
другие сферы деятельности
.
Часть технических вузов практи
чески перестала участвовать в
развитии промышленности,
космического и
оборонного комплексов.
Развитие отечественной инженерной школы
–
важнейший фактор экономического
прогресса России, решения поставленной руководством страны стратегической задачи
построения в
России инновационной экономики. Выступая на съезде Союза
машиностроителей России, Предс
едатель Правительства Российской Федерации
Владимир Владимирович Путин сказал, что ©для решения этой задачи недостаточно
только укрепить производственную и
научную базу, необходимо усиливать кадровый
потенциал, настраивать систему профессионального образов
ания. Надо увлечь молодежь
идеей технического прорыва, возродить престиж инженерного и
квалифицированного
рабочего трудаª.
Инновационной экономике России нужны адекватные требованиям времени
инженерные кадры
–
специалисты, имеющие широкую фундаментальную п
одготовку в
области физико
-
математических и
базовых инженерных дисциплин, в
совершенстве
владеющие IT
-
технологиями, коммуникабельные, изобретательные, способные не только
проектировать новые технические устройства, но в
равной степени умеющие
организовыват
ь их производство и
реализацию на рынке.
Если говорить о
мерах по совершенствованию инженерного образования, то их
надо
внедрять уже на уровне школы. Для экспертного вузовского сообщества очевиден
факт падения качества преподавания в
общеобразовательной ш
коле, особенно математики
и
естественно
-
научных дисциплин. Что можно сделать в
данной ситуации? Необходим
комплекс мер по совершенствованию системы профессиональной подготовки в
общеобразовательной школе, таких как развитие сети специализированных школ и
к
лассов, в
том числе и
при вузах, создание специальной системы отбора наиболее
талантливых, способных к
творчеству молодых людей для получения инженерного
образования. Необходимо создать общероссийскую систему профессиональной
ориента
ц
ии и
совершенствовать
технологии преподавания.
В мае 2011 года В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания: ©Развитие
инженерного образования и его роль в технологической модернизации Россииª. Одним из
инициаторов его проведения выступил Комитет Госдумы РФ по образованию.
На
которых,
о
дной из важнейших проблем повышения качества инженерного
образования
определили
низкую престижность профессии инженера, ее невысокий статус
в обществе. Вместе с демографическим кризисом это приводит к тому, что неуклонно
падает число абитуриенто
в, желающих поступать на технические специальности, а среди
поступающих немало тех, кто имеет низкие баллы по ЕГЭ. Как говорится, иных уж нет.
Вузам технического профиля становится все сложнее провести качественный набор
студентов. Абитуриенты с каждым го
дом все хуже.
А на инженерные специальности
идут
самые слабые абитуриенты, из которых ©сделать специалистаª очень трудно.
Вообще, следует активнее вести профориентацию учащейся молодежи с целью
усиления ее направленности на сферы материального производства
.
Надо обратить самое
серьезное внимание на политехническое образование школьников, восстановить
необходимые объемы технологической подготовки учащихся в средней школе. При этом
можно ожидать улучшения ситуации при приеме в учебные заведения всех уровней
п
рофессионального образования
–
начального, среднего и высшего.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной
ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора
–
предварительного
самоопределения в отношении
профилирующего направления собственной деятельности.
Система предпрофильной подготовки включает в себя целый ряд новых для
российской школы педагогических идей
1
:
введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметных,
межпредметных и ориентаци
онных;
введение активных методов преподавания элективных курсов;
проведение эвристических проб для учащихся 9
-
х классов, позволяющих им
точнее определиться в выборе профиля образования;
прохождение всеми учащимися 9
-
х классов курса обучения выбору профиля
образования;
введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу
©портфолиоª;
зачисление в 10
-
й профильный класс на основе решения муниципальной
экзаменационной комиссии, учитывающей ©весомостьª достижений ©портфолиоª
ученика;
проведение
единого государственного экзамена для учащихся 9
-
х классов (малый
ЕГЭ);
переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных
достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую
документально;
проведение обучения девятиклассн
иков вне стен собственной школы: в
учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей,
ресурсных образовательных центрах и т.д.;
использование в предпрофильном обучении очно
-
заочных, дистанционных форм
получения образования;
обучение учащих
ся в малых группах;
обучение в одной группе учащихся разных школ;
введение краткосрочных 8
-
36 часовых курсов предпрофильной подготовки;
введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов в
течение учебной недели, четверти года, при кот
орой допускается, что учебная
дисциплина не обязательно изучается по одному часу в неделю;
проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других
мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс ©портфолиоª;
безотметочная система предпр
офильного обучения учащихся;
оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности
выбора профиля образования в 10
-
11
-
х классах.
Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую
педагогическую систему образования. Эта с
истема должна создать условия для
самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить пробы; предоставить
1
Немова Я. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников.
Учебно
-
методическое пособие.
–
М.: АПК и ПРО, 2003.
–
С. 22
-
23.
право самостоятельно выбрать профиль обучения; сформировать готовность нести
ответственность за сделанный выбор.
Введение профильного обуче
ния в старших классах полной средней школы
началось с 2004 г., когда вступили в силу государственные образовательные стандарты
первого поколения. В Концепции профильного обучения на старшей ступени
общеобразовательной школы, наряду с другими целями, провоз
глашена следующая:
©
Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников
школы к освоению программ высшего профессионального образования
ª
2
.
В данном
контексте решение задачи социализации учащихся следует понимать как
помощь выпускникам школы в выборе своей будущей профессии (в профориентации).
Вторая задача явно ориентирует изучение любой дисциплины на профильном уровне к
подготовке учащихся к поступле
нию в вузы и успешному обучению на направлениях,
соответствующих выбранному профилю. Из этого следует, что предметное содержание
дисциплины, изучаемой на профильном уровне в школе, должно согласовываться с
содержанием вузовского обучения, быть его пропедев
тикой.
Профильный курс информатики в старших классах является последней ступенью в
процессе изучения школьной информатики
—
процессе, который может начинаться в
начальной школе и является обязательным для изучения в основной школе. В такой
системе существу
ет преемственность целей и содержания обучения.
Отличительной особенностью образовательной программы является подход с
позиции потребностей пред
-
профессиональной подготовки выпускников школы. В
процессе подготовки к составлению образовательной программы и
выбора УМК был
произведен анализ ряд работ и статей, в которых рассмотрены важные вопросы о
структуре подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в
российской системе высшего профессионального образования.
3
В результате был
опреде
лен перечень соответствующих направлений и специальностей вузов; проведен
анализ
структуры и содержания обучения ИТ
-
специалистов в системе ВПО. На основании
этого анализа сделано заключение о том, что школьная программа профильного курса
информатики, реали
зуемая в контексте профессиональной ориентации, должна
складываться из следующих четырех разделов:
1.
Теоретические основы профессиональной деятельности в области информатики.
2.
Технологические средства профессиональной деятельности.
3.
Виды профессиональной деяте
льности.
4.
Социальные аспекты информатизации.
Задачи профильного обучения реализуются через изучение двух видов учебных курсов:
общеобразовательных курсов профильного уровня и элективных курсов. Здесь речь будет
идти только об общеобразовательном курсе. Следует учитывать, что его освоение
происходит п
утем дополнения общеобразовательного содержания предмета, которое
2
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом Министра
образования № 2783 от 18.07.2002.
http
://
www
.
profile
-
edu
.
ru
/
content
/
php
?
cont
=19
3
Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП КИТ, 2007.
http
://
www
.
apkit
.
ru
/
default
.
asp
?
artID
=5573
,
Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К.
Анализ структуры подготов
ки специалистов по информатике в системе
высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. № 3,
Семакин И. Г., Мартынова И. Н.
Содержание школьной информатики и профессиональные стандарты // Информатика и
образование. 2010. № 7.
Семакин
И. Г., Хеннер Е. К.
Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и
информационным технологиям // Информатизация образования и науки. 2011. № 1.
Цветкова М. С.
Модели непрерывного информационного образования. М.: БИНОМ. Лабор
атория знаний, 2009
изучалось в курсе основной школы. Эти дополнительные знания и умения должны
позиционироваться по их назначению для профессиональной
деятельности в области
информатики и ИТ. Более детальный и
углубленный опыт деятельности в отдельных
профессиональных областях может приобретаться учениками в процессе изучения
профильно
-
ориентированных элективных курсов.
Среди видов профессиональной деятельности выделены три направления,
охватывающие большинство
специальностей в области информатики и информационных
технологий:
1.
Программирование.
2.
Компьютерное моделирование.
3.
Эксплуатация и разработка информационных систем.
Важным шагом
в подготовке учащихся к успешному обучению в ВУЗах,
становится обучение в школах
под опекой преподавателей вузов, создание так
называемых предуниверситариев, организации которых правительство г. Москвы уделяет
особое внимание.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет
собой их совместную деятельность
, обеспечивающую возможность обучающемуся
осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с
использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений
(организаций).
Сетевая форма реализации образовательных прогр
амм обеспечивает возможность
освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно
-
спортивных и ин
ых
организаций, в том числе и иностранных.
В данном плане работа по формированию сетевого взаимодействия школ СВАО и
МИИТ представляется актуальной и отличается новизной, что подтверждается
отсутствием комплексных научных исследований в этом направлении и
итоговых
разработок.
В целях реализации поставленных задач были проведены заседания рабочих групп
(учителей и заведующих кафедрами учреждений, входящих в сетевое взаимодействие) для
выработки методических рекомендаций по разработке коррелирующих учебных пр
ограмм
©Школа
—
ВУЗª.
Правительство Москвы разработало Государственную программу города Москвы
развития образования на среднесрочный период 2012
-
2016 годы ©Столичное
образованиеª, согласно которой в образовании ©Амбициозные задачи… продиктованы
новой реаль
ностью в которой существует сегодня образование. Для успешной реализации
своих функций система образования должна быть в состоянии непрерывно обновляться,
гибко и опережающе реагировать не только на изменяющиеся запросы населения и
потребности динамично ра
звивающейся экономики мегаполиса, но и на глобальные
тренды развития обществаª. Создание столичного стандарта качества образования
-
важнейшая задача, на решение которой направлены усилия не только средней школы, но и
вуза.
В СВАО для выполнения поставленн
ой задачи Правительством Москвы
объединили усилия гимназия №1572 и десять школ СВАО, и МИИТ. Намечены цели,
задачи и пути реализации Программы по
информатике
совместными усилиями школ и
коллектива кафедры ИТС(МО АСУ)МИИТа
.