Концепция непрерывного взаимодействия ВУЗ — ШКОЛА в области дополнительного образования по информатике и ИКТ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Концепция непрерывного взаимодействия ВУЗ - ШКОЛА в области дополнительного образования по информатике и ИКТ. В XX веке российская система инженерного образования считалась одной их лучших в мире. Ее традиции, адаптированные к условиям советской плановой экономики, в кратчайшие сроки обеспечили индустриализацию страны, успешное освоение космического пространства, со здание атомной промышленности. В 1990 - е годы российская инженерная школа во многом утратила свои прежние позиции. Произошел разрыв с вязей между наукой, образованием и производством. Значительная часть наиболее талантливых инженеров ушла в другие сферы деятельности . Часть технических вузов практи чески перестала участвовать в развитии промышленности, космического и оборонного комплексов. Развитие отечественной инженерной школы – важнейший фактор экономического прогресса России, решения поставленной руководством страны стратегической задачи построения в России инновационной экономики. Выступая на съезде Союза машиностроителей России, Предс едатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал, что ©для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образов ания. Надо увлечь молодежь идеей технического прорыва, возродить престиж инженерного и квалифицированного рабочего трудаª. Инновационной экономике России нужны адекватные требованиям времени инженерные кадры – специалисты, имеющие широкую фундаментальную п одготовку в области физико - математических и базовых инженерных дисциплин, в совершенстве владеющие IT - технологиями, коммуникабельные, изобретательные, способные не только проектировать новые технические устройства, но в равной степени умеющие организовыват ь их производство и реализацию на рынке. Если говорить о мерах по совершенствованию инженерного образования, то их надо внедрять уже на уровне школы. Для экспертного вузовского сообщества очевиден факт падения качества преподавания в общеобразовательной ш коле, особенно математики и естественно - научных дисциплин. Что можно сделать в данной ситуации? Необходим комплекс мер по совершенствованию системы профессиональной подготовки в общеобразовательной школе, таких как развитие сети специализированных школ и к лассов, в том числе и при вузах, создание специальной системы отбора наиболее талантливых, способных к творчеству молодых людей для получения инженерного образования. Необходимо создать общероссийскую систему профессиональной ориента ц ии и совершенствовать технологии преподавания. В мае 2011 года В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания: ©Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации Россииª. Одним из инициаторов его проведения выступил Комитет Госдумы РФ по образованию. На которых, о дной из важнейших проблем повышения качества инженерного образования определили низкую престижность профессии инженера, ее невысокий статус в обществе. Вместе с демографическим кризисом это приводит к тому, что неуклонно падает число абитуриенто в, желающих поступать на технические специальности, а среди поступающих немало тех, кто имеет низкие баллы по ЕГЭ. Как говорится, иных уж нет. Вузам технического профиля становится все сложнее провести качественный набор студентов. Абитуриенты с каждым го дом все хуже. А на инженерные специальности идут самые слабые абитуриенты, из которых ©сделать специалистаª очень трудно. Вообще, следует активнее вести профориентацию учащейся молодежи с целью усиления ее направленности на сферы материального производства . Надо обратить самое серьезное внимание на политехническое образование школьников, восстановить необходимые объемы технологической подготовки учащихся в средней школе. При этом можно ожидать улучшения ситуации при приеме в учебные заведения всех уровней п рофессионального образования – начального, среднего и высшего. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Система предпрофильной подготовки включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогических идей 1 :  введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметных, межпредметных и ориентаци онных;  введение активных методов преподавания элективных курсов;  проведение эвристических проб для учащихся 9 - х классов, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля образования;  прохождение всеми учащимися 9 - х классов курса обучения выбору профиля образования;  введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу ©портфолиоª;  зачисление в 10 - й профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии, учитывающей ©весомостьª достижений ©портфолиоª ученика;  проведение единого государственного экзамена для учащихся 9 - х классов (малый ЕГЭ);  переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую документально;  проведение обучения девятиклассн иков вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей, ресурсных образовательных центрах и т.д.;  использование в предпрофильном обучении очно - заочных, дистанционных форм получения образования;  обучение учащих ся в малых группах;  обучение в одной группе учащихся разных школ;  введение краткосрочных 8 - 36 часовых курсов предпрофильной подготовки;  введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов в течение учебной недели, четверти года, при кот орой допускается, что учебная дисциплина не обязательно изучается по одному часу в неделю;  проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс ©портфолиоª;  безотметочная система предпр офильного обучения учащихся;  оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10 - 11 - х классах. Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему образования. Эта с истема должна создать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить пробы; предоставить 1 Немова Я. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно - методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 22 - 23. право самостоятельно выбрать профиль обучения; сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор. Введение профильного обуче ния в старших классах полной средней школы началось с 2004 г., когда вступили в силу государственные образовательные стандарты первого поколения. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, наряду с другими целями, провоз глашена следующая: © Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования ª 2 . В данном контексте решение задачи социализации учащихся следует понимать как помощь выпускникам школы в выборе своей будущей профессии (в профориентации). Вторая задача явно ориентирует изучение любой дисциплины на профильном уровне к подготовке учащихся к поступле нию в вузы и успешному обучению на направлениях, соответствующих выбранному профилю. Из этого следует, что предметное содержание дисциплины, изучаемой на профильном уровне в школе, должно согласовываться с содержанием вузовского обучения, быть его пропедев тикой. Профильный курс информатики в старших классах является последней ступенью в процессе изучения школьной информатики — процессе, который может начинаться в начальной школе и является обязательным для изучения в основной школе. В такой системе существу ет преемственность целей и содержания обучения. Отличительной особенностью образовательной программы является подход с позиции потребностей пред - профессиональной подготовки выпускников школы. В процессе подготовки к составлению образовательной программы и выбора УМК был произведен анализ ряд работ и статей, в которых рассмотрены важные вопросы о структуре подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в российской системе высшего профессионального образования. 3 В результате был опреде лен перечень соответствующих направлений и специальностей вузов; проведен анализ структуры и содержания обучения ИТ - специалистов в системе ВПО. На основании этого анализа сделано заключение о том, что школьная программа профильного курса информатики, реали зуемая в контексте профессиональной ориентации, должна складываться из следующих четырех разделов: 1. Теоретические основы профессиональной деятельности в области информатики. 2. Технологические средства профессиональной деятельности. 3. Виды профессиональной деяте льности. 4. Социальные аспекты информатизации. Задачи профильного обучения реализуются через изучение двух видов учебных курсов: общеобразовательных курсов профильного уровня и элективных курсов. Здесь речь будет идти только об общеобразовательном курсе. Следует учитывать, что его освоение происходит п утем дополнения общеобразовательного содержания предмета, которое 2 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002. http :// www . profile - edu . ru / content / php ? cont =19 3 Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП КИТ, 2007. http :// www . apkit . ru / default . asp ? artID =5573 , Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Анализ структуры подготов ки специалистов по информатике в системе высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. № 3, Семакин И. Г., Мартынова И. Н. Содержание школьной информатики и профессиональные стандарты // Информатика и образование. 2010. № 7. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям // Информатизация образования и науки. 2011. № 1. Цветкова М. С. Модели непрерывного информационного образования. М.: БИНОМ. Лабор атория знаний, 2009 изучалось в курсе основной школы. Эти дополнительные знания и умения должны позиционироваться по их назначению для профессиональной деятельности в области информатики и ИТ. Более детальный и углубленный опыт деятельности в отдельных профессиональных областях может приобретаться учениками в процессе изучения профильно - ориентированных элективных курсов. Среди видов профессиональной деятельности выделены три направления, охватывающие большинство специальностей в области информатики и информационных технологий: 1. Программирование. 2. Компьютерное моделирование. 3. Эксплуатация и разработка информационных систем. Важным шагом в подготовке учащихся к успешному обучению в ВУЗах, становится обучение в школах под опекой преподавателей вузов, создание так называемых предуниверситариев, организации которых правительство г. Москвы уделяет особое внимание. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность , обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). Сетевая форма реализации образовательных прогр амм обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно - спортивных и ин ых организаций, в том числе и иностранных. В данном плане работа по формированию сетевого взаимодействия школ СВАО и МИИТ представляется актуальной и отличается новизной, что подтверждается отсутствием комплексных научных исследований в этом направлении и итоговых разработок. В целях реализации поставленных задач были проведены заседания рабочих групп (учителей и заведующих кафедрами учреждений, входящих в сетевое взаимодействие) для выработки методических рекомендаций по разработке коррелирующих учебных пр ограмм ©Школа — ВУЗª. Правительство Москвы разработало Государственную программу города Москвы развития образования на среднесрочный период 2012 - 2016 годы ©Столичное образованиеª, согласно которой в образовании ©Амбициозные задачи… продиктованы новой реаль ностью в которой существует сегодня образование. Для успешной реализации своих функций система образования должна быть в состоянии непрерывно обновляться, гибко и опережающе реагировать не только на изменяющиеся запросы населения и потребности динамично ра звивающейся экономики мегаполиса, но и на глобальные тренды развития обществаª. Создание столичного стандарта качества образования - важнейшая задача, на решение которой направлены усилия не только средней школы, но и вуза. В СВАО для выполнения поставленн ой задачи Правительством Москвы объединили усилия гимназия №1572 и десять школ СВАО, и МИИТ. Намечены цели, задачи и пути реализации Программы по информатике совместными усилиями школ и коллектива кафедры ИТС(МО АСУ)МИИТа .