Статья «Воспитательный потенциал ФГОС ОО»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Предгорного муниципального района
Ставропольского края

2831465-91440Сегодня мы поговорим о том, каков же воспитательный потенциал федерального государственного стандарта основного общего образования. В чем состоит его новшество и что взято с хорошего прошлого в наше будущее и будущее наших детей.
Идеология ФГОС заключается в нижеследующем:
Духовно-нравственное воспитание личности
Гражданская идентичность
Системно - деятельностный подход (о нем то мы и поговорим более подробно)
Целостная образовательная среда – тесная взаимосвязь всех компонентов процесса, как мы видим на схеме место внеурочной деятельности в образовательном процессе ровно таки по середине и обрамляет нашу деятельность на уроке. То есть всё взаимосвязано настолько, что одно без другого просто работать не будет.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность
Основные задачи внеурочной деятельности
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.

Организация внеурочной деятельности
учебный план образовательного учреждения (часть, формируемая участниками образовательного процесса: дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого)
инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные, этнокультурные особенности
муниципальные межведомственные программы
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной
деятельности школьников
Говоря о результатах хочется вспомнить недавний наш семинар зам.директоров, посвященный одаренным детям, детям с повышенными интеллектуальными способностями. Готовясь к тому семинару, мы выявили у себя, как оказалось таких детей немало. Просто сфера их одаренности разнообразна. Остановлюсь на совместной проектной деятельности. Так сложилось что я веду кружок «Инфознайка» уже достаточно давно и очень уж нам полюбилось сотрудничество с педагогом доп.образования Анисиной Т.П. (изо студия «Ирида»), сотрудничество и с Е.Н.Пономаревой, любительницей исследовательской деятельности. Детки исследуют, приходят ко мне всё это воплощаем в видео, фото и презентациях, творим с Т.П. наглядно. И получаются совсем неплохие, даже я бы сказала, путевые проекты. Проекты, которые мы представляли как на районном конкурсе, так и на краевом.

Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Методический конструктор внеурочной деятельности (см. таблицу на слайдах)



Именно разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач мне, моим ребятам и родителям полюбилось больше всего. В пример могу привести замечательную акцию нашей школы, нашего класса «Родился ребенок – посади дерево». Мы посадили за этот год уже 2! И скоро будем сажать 3е. Это экология, это доброе дело, это то что нравится детям и их родителям. Да! Это после уроков, это не совсем бесплатно, ведь саженцы покупаются, но это настолько сплачивает коллектив, настолько повышает культуру школьников, что ради этого мы идем на всё.

Что касается обмена передовым опытом, то это конечно выездные курсы. Мне удостоилась честь побывать на курсах по ФГОСам и на курсах по одаренным детям. Обмен опыта – колоссальный заряд для творчества любого педагога.
Условия реализации внеурочной деятельности
организационные
нормативные
финансово-экономические
Все эти условия успешно выполняются нашей школой. Работать по новому, но не забывать про традиции, заботиться о будущем наших детей, ведь они и есть наше будущее – вот наша задача, задача поставленная ФГОС.
Одаренные дети – будущее России! И пусть они верят в себя!