Открытый урок по познанию мира по технологии Step by step на тему Солнце — источник света и тепла (4 класс)


Познание мира
Тема: Солнце – источник света и тепла.
Класс: 4 «Е»
Учитель: Нурдильдина Алия МусаевнаТип урока: изучение нового.
Цель: Раскрыть значимость солнца для всего живого на земле.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света в центрах активности.
Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с текстом, умение работать в группе.
Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе; активное отношение к изучаемому.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Психологический настрой учащихся.
Нас природа окружает,
Много тайн она скрывает,
Чтобы тайны все узнать,
Надо думать, размышлять.
Нам урок начать пора,
В добрый путь, мои друзья!
II. Проверка домашнего задания.
Тест «Космос. Звезды.Галактика»
I Солнце - это:
а) небесное тело;
б) звезда;
в) космический спутник
2. Спутник Земли - это:
 а) Луна;
 б) Венера;
в) Марс.
3. Самая далекая планета от Солнца:
а) Уран;
б) Плутон;
в) Нептун.
4. В Солнечную систему входят:
а) 3 планеты;
б) 4 планеты;
в) 8 планет.
5. Кто первым совершил высадку на Луну?
а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг в)ТоктарАубакиров 6. Сколько материков есть на Земле?
а) 4
б) 6
в) 8
7.Что разделяет Землю на глобусе Северное и Южное полушарие?
а) меридиан
б) экватор
в) параллель
Проверьте себя по ключу.
Оцените свою работу
5 балла – справился
4 балла – справился, но допустил 1 ошибку
3 балла – справился, но допустил 2 и больше ошибок
III. Постановка цели урока.
Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все … (солнце)
- Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
- С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Тема нашего урока: Солнце-источник тепла и света. Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке перед собой?
Презентация «10 вопросов о солнце» (3 минуты). Что вы интересного и полезного узнали из данной информации? IV. Работа над изучением новой темы в центрах активности
Сегодня мы будем работать в центрах активности: 1. Центр «Познание мира», центр «Русский язык», центр «Математика», центр «Литература». Каждый центр активности содержит свои задания и критерии оценивания, которые написаны у каждого на маршрутном листе. Кроме этого еще ест лист оценивания, в котором вы будете оценивать свою работу в каждом центре активности, опираясь на критерии оценивания. Будьте внимательны, критерии оценивания в каждом центре разные.
Прежде чем начать работу в центрах, давайте вспомним правила работы в центрах.
-не перебивать друг друга
-помогать друг другу
-правило «трех», если что-то непонятно, спроси у трехтоварищей, а потом спроси у учителя.
Выберите спикера вашей группы. Приступаем к работе в центрах активности.
Работа по маршрутному листу.
На каждый центр отводится - 6 минут
V. Подведение итогов.
Давайте послушаем, как вы дополнили стихотворение «Краденое солнце» Сравним ваше стихотворение с оригиналом. У какой группы получилось наиболее близко к оригиналу? Какой группе мы поставим 5 баллов? 4 баллов? 3 баллов?Какая же основная мысль стихотворения Корнея Чуковского «Краденое солнце»? В центре «Познание мира» как же использую люди солнечную энергию? Работая в центре «Русского языка» вы установили слово солнце какого рода и склонения? За кое же время солнечный свет достигнет Земли?А теперь давайте сделаем вывод по теме нашего урока, какова значимость и роль солнца?
Вывод: Солнце необходимо не только для человека, но и для всего живого на земле.
VI. Домашнее задание: Написать сочинение «Я- солнце», в котором вы представляете себя солнцем. Опишите как вы бы себя ощущали в роли солнца, в чем заключалась бы ваша роль.
Оценивание. Как нам светило солнышко сегодня на уроке на этих ступеньках?
Каждый выйдет и прикрепит свое солнышко на одну из трех ступенек к солнцу.
Все понятно
Понятно, но есть вопросы
Были трудности

Маршрутный лист
Фамилия, имя__________________________
Тест «Космос. Звезды. Галактика»
А Б В
А Б В
А Б В
А Б В
А Б В
А Б В
А Б В
Проверьте себя по ключу.
Оцените свою работу.
Критерии:
5 баллов – справился без ошибок
4 балла – справился, но допустил 1 ошибку
3 балла – справился, но допустил 2 и больше ошибок
Центр «Познание мира»
Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 101-102
Ответьте на вопросы
Диаметр Солнца в ………………….?
Солнце находится от ………………..?
Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Как люди используют солнечную энергию?
Проверьте себя по ключу.
Оцените свою работу в данном центре.
5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2 и более ошибок
Центр «Русский язык»
Прочитайте текст, впишите недостающие слова, используя слова для справок:
Солнце - ближайшая к Земле _________. Это огромноераскаленное космическое ______. Солнце имеет форму__________. Диаметр Солнца в109 раз больше диаметра _________. Масса Солнца в3 тысячи раз больше массы нашей _______. Расстояние от Земли до Солнца 150миллионов километров.
Слова для справок: тело, звезда, шар, планета, земля
Определи самостоятельно род, склонение, падеж у существительных.
Проверьте себя по ключу.
Оцените свою работу в данном центре.
Критерии:
5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1,2 ошибки
3 балла - 3 ошибки и больше
Центр «Литература»
Заполните недостающие строки в стихотворении Корнея Чуковского «Краденое солнце»
Определите основную мысль стихотворения.
Оценивание будет позже.
Центр «Математика»
Прочитайте задачи о солнце:
а) Свет от Солнца до Земли идет 8 минут и 1/3 минут. За сколько секунд солнечный достигнет Земли? Переведите 8 минут в секунды, найдите третью часть от одной минуты. Затем все это суммируйте.
Решение:
Ответ:
б) Скорость распространения света самая большая в природе 300000 км/с. На солнце произошла вспышка. Через какое время ее увидят на земле, если расстояние от Земли до Солнца равно 150000000 км? Вспомните формулу нахождения времени задачи на движение. Примените ее и ответите на вопрос задачи, вспомните действия с нулями при делении.
Решение:
Ответ:
* Солнце взошло из-за горизонта в 5 ч 17 мин утра, а опустилось за горизонт в 9 ч 6 мин вечера.сколько времени оно светило? Как правильно нужно говорить 9ч6мин вечера? От вечернего времени отнимите утреннее время и получите ответ на вопрос задачи.
Запишите решение и ответ.
Решение:
Ответ:
Проверь себя по ключу.
Оцени свою работу в данном центре.
Критерии:
«5» - справился с двумя задачами без ошибок
«4» - справился с 1 задачей
«3» - справился, но были ошибки в вычислениях.
Лист оценивания
Фамилия, имя _______________________________
Название центра 5 4 3
Тест (проверка домашнего задания) Цент «Познание» Центр «Литература» Центр «Математика» Центр «Русский язык» Подсчитай общее количество баллов -
23-25 баллов - оценка «5»
20-22 баллов - оценка «4»
17-19 баллов – оценка «3»
Поставь свою оценку по общему количеству баллов -
Лист оценивания
Фамилия, имя _______________________________
Название центра 5 4 3
Тест (проверка домашнего задания) Цент «Познание» Центр «Литература» Центр «Математика» Центр «Русский язык» Подсчитай общее количество баллов -
23-25 баллов - оценка «5»
20-22 баллов - оценка «4»
17-19 баллов – оценка «3»
Поставь свою оценку по общему количеству баллов -
Лист оценивания
Фамилия, имя _______________________________
Название центра 5 4 3
Тест (проверка домашнего задания) Цент «Познание» Центр «Литература» Центр «Математика» Центр «Русский язык» Подсчитай общее количество баллов -
23-25 баллов - оценка «5»
20-22 баллов - оценка «4»
17-19 баллов – оценка «3»
Поставь свою оценку по общему количеству баллов -
Дополнительный материал
«Краденое солнце»Автор: Корней Чуковский
Солнце по небу__________И за тучу ____________.Глянул заинька в ___________,Стало заиньке ____________.
А сороки-БелобокиПоскакали по___________,Закричали журавлям:«Горе! Горе! КрокодилСолнце в небе _____________»
Наступила темнота.Не ходи за ___________:Кто на улицу попал —Заблудился и __________.
Плачет серый воробей:«Выйди, солнышко, ___________!)Нам без солнышка обидно -В поле зёрнышка ________________!)»Ответы к заданиям в центре «Русский язык»
Солнце (ср.р., 2 скл., И.п.)- ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (ср.р., 2скл., И.п.) Солнце имеет форму__шара_(м.р., 2 скл., Р.п.)_. ДиаметрСолнцав 109 раз больше диаметра Земли(ж.р., 1 скл., Р.п.)_. МассаСолнцав 3 тысячи раз больше массы нашей планеты (ж.р., 1 скл., Р.п.). Расстояние от Земли до Солнца150 миллионов километров