В дурном обществе. Мир обездоленных.Вася и отец.


Подготовила Котова А.Л Ош №13
Тема:В.Т. Короленко. Мир обездоленных в рассказе «В дурном обществе». Знакомство с героем. Вася и Отец.
Цель:познакомить учащихся с личностью писателя; показать жизнь обездоленных в Княж-городке, помочь осмыслить отношения, сложившиеся у Васи с отцом после смерти матери; развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно анализировать и делать выводы; воспитывать любознательность.
Оборудование:учебники; наглядный материал, творческие задания.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Ход урока
Каждый идет своей дорожкой, и кто знает … может быть, это и хорошо…
Актуализация опорных знаний учащихся (приветствие)
Постановка целей и задач урока.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему.
Вопрос
Какие цели на этом уроке мы можем себе поставить? (отвечают и записывают в тетрадь)
Обратите внимание на эпиграф (читают самостоятельно в слух) мы еще вернемся к нему позже. А сейчас… (стук в дверь) Входит ученик в образе В. Короленко и рассказывает «свою биографию»
- Когда умер писатель? (1921г)
III. Работа над темой урока.
- Диктант викторина.
1. Год рождения Короленко (1853г)
2. Кем был его отец? (уездный судья)
3. В каком городе Короленко поступил в реальную гимназию? (г.Ровно)
4. В каком году В. Короленко поступил в Технический институт? (в 1871г.)
5. Где прожил последние годы своей жизни Короленко? (в Полтаве)
6. В каком году умер писатель? (в 1921г)
- Обмениваемся тетрадями и проверяем. Ответы на доске. Выставляем оценки. Один ответ 2 балла.)- Вступительное слово учителя. Детские воспоминания писателя о тяжелой жизни бедняков легли в основу рассказа «В дурном обществе».
Сл. Работа. А что же значит это слово – общество? (зачитывает ученик)
Общество – собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями.
Посмотрите на доску. Вот это слово. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в нашем обществе? (Коллективная работа)
О – тветственность (обходительность)
Б – лагоразумие (бдительность)
Щ – едростьЕ – стественостьС – держанностьТ – ерпимость (трудолюб, творческ)
В – заимовыручка (взаимопонимание)
О – ткровенность (открытым)
А вот почему наш рассказ называется «В дурном обществе» это мы выясним в ходе его детального изучения. (Физ.минутка)
- Беседа с учащимися.
Что можно сказать о жизни в Княж-городке, если его «лучшим украшением» было здание тюрьмы? (работа с книгой. Найти и выписать в тетрадь прилагательные, с помощью которых автор описывает город. «Сонные заплесневевшие пруды»; «серые заборы»; «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»; мост «точно дряхлый старик»; ребята «ползающие в уличной пыли»)Какие чувства испытываете вы, читая эти строки? А вам хотелось бы жить в таком городе? Первым жителем этого города, с которым мы сегодня познакомимся, есть Вася. Кто это?
Почему Вася оказался одиноким в своей семье?
- Работа по группам
1 группа, 2 группа. Перед вами цитаты взятые из текста. Ваша задача распределить их в нужной последовательности и заполнить таблицу на доске.
ОТЕЦ ↔ СЫН
ВАСЯ ↔ СОНЯ
3 группа. Обобщающая беседа. Ответить на вопросы (учитель дает вопросы учащимся) и сделать вывод.
Вопросы:
Почему Вася чувствовал себя одиноким в семье?
Как относился отец к сыну? Почему?
Страдал ли Вася из-за такого отношения?
Были ли моменты, когда Вася пытался сделать шаг навстречу отцу? Чем заканчивались эти попытки?
Какие чувства вызывает у вас Вася? Жаль ли вам его? (подтвердить цитатами из текста.4 группа. Творческая группа (подумать. Можно ли изменить взаимоотношения между сыном и отцом? Как?)IV. Итог урока.
Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочитаем. Можно его применить к нашим героям?
Как вы думаете, почему в рассказе нет портрета Васи?
Давайте попробуем составить словесный портрет Васи?
Влияет ли общество на формирование личности?
(Бедность их делает изгоями жизни. Для богатых они никто.
Они лишь существуют. Поэтому обречены на прозябание и нищен-
ское существование, без всякой возможности на достойное развитие и образование.)V.Домашнее задание.1.Сравнительная характеристика девочек.
2.Выразительное чтение понравившегося эпизода.
3.Сочинение- рассуждение.( Мое отношение к прочитанному)