Статья : «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни».



«Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни».
























Подготовила: Тетерина С.Ф.






Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Я считаю, что основой воспитательной системы является личностно ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
Наша главная воспитательная задача  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью. Я вот уже 19 лет работаю в школе.  10  из них классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей пятиклассников до старшеклассников одиннадцатиклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники.Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, театры, постановки спектаклей, «музыкально литературные композиции, «огоньки», вечера отдыха, это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.
И вот мой первый выпуск, 11 класс юноши в строгих костюмах, девушки - в парадной форме прошлого поколения (решили единогласно, все нашли платье и белые фартуки).












На линейке они самые красивые, самые главные. Все вместе составляли сценарий   «Последнего звонка» и «Выпускного вечера». Порой засиживались в школе допоздна. Всё получилось отлично. Настоящее зрелище. Я приготовила им на линейку сюрприз. Мы запустили большой воздушный шар с пожеланием в будущее.Сколько было слёз расставания. И ничего тут не поделать, так и должно быть. За столько лет к ребятам невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, кажется, что с другими всё будет уже не так. Сколько сил и стараний, сколько любви и заботы я отдала им? Всё, на что была способна, всё, на что хватало сил и возможностей. Сейчас я уверенно могу сказать, что это не просто классы, а коллективы: вместе и в трудностях и в радостях. Для меня это время -не  просто этап работы. Это была моя жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.


А в этом учебном году вновь у меня классное руководство в 5 « А» классе. И первыми вопросами для меня были следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня они были совершенно чужие дети.


















Вот и встал первый вопрос: « Как мне лично переступить тот порог, который отделял 11-й и 5-й классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы с взрослыми молодыми людьми».
Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1.Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2.Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
3.Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам учителя нач. школы и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, т.к. влились ещё ребята из других 4-х классов и другой школы. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
В первые дни все ребята получили общественные поручения.
Для сплочения коллектива в первый месяц учебного года был проведён кл.ч. «Давайте познакомимся». Они рассказывали о себе, я рассказала о себе, проводили игры.
Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.
Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы чем-то похожи», « Представление имени», и мн. др.
Ребята участвовали в конкурсе сочинений: « Я и мой класс».
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей.
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть мир прекрасного, развивать эстетические чувства. Каждое произведение это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти пятиклашки будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета.
В конечном счёте, моя позиция такова мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.









15