Урок истории древнего мира в 5 классе. Тема: «Восстание Спартака».


Урок истории древнего мира в 5 классе.
Тема: «Восстание Спартака».
Цели урока:
- познакомить учащихся с причинами, ходом, результатами и значением восстания рабов в Риме под предводительством Спартака;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником,
- развивать интеллектуальные способности учащихся.
Оборудование урока: учебник «История древнего мира для 5 класса / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая», учебная картина «Бой Спартака с римским отрядом».
План урока:
1. Причины и начало восстания рабов.
2. Походы армии восставших рабов.
3. Поражение восстания: итоги и значение.
Ход урока.
Урок начинается с проверки домашнего задания. Учитель проводит фронтальный опрос учащихся:
1. Почему Тиберий Гракх выступил в защиту земледельцев?
2. Почему сенаторы были против земельного закона братьев Гракхов?
3. Какова была судьба братьев Гракхов?Изучение первого пункта плана урока начинается с повторительной беседы, в ходе которой актуализируются знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. Для этого учитель ставит перед учащимися вопросы: Почему в Риме было много рабов? В каком положении находились рабы? Что могло вызывать недовольство рабов своим положением?
Обобщая ответы учащихся, учитель совместно с учениками определяет причины крупнейшего в истории древнего мира восстания рабов под предводительством Спартака. Затем учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Почему восстание Спартака потерпело поражение?» и объясняет, что ответ на этот вопрос ученики должны будут дать в конце урока после знакомства с восстанием (вопрос записывается на классной доске).
Затем учитель предлагает учащимся на форзаце учебника найти дату восстания Спартака, затем учащиеся определяют какой это век и записывают дату восстания в тетрадях. Учитель рассказывает о заговоре гладиаторов в г.Капуя и побеге их на горе Везувий. Учащиеся находят на карте убежище восставших на горе Везувий. Затем учитель, используя рисунок «Спуск восставших рабов с Везувия» в учебнике на с. 235 и учебную картину «Бой Спартака с римским отрядом», рассказывает о первой победе восставших рабов над римскими войсками.
Для закрепления изученного материала учитель задает учащимся вопросы:
1. Почему крупнейшее восстание рабов вспыхнуло именно в Италии?
2. Покажите на настенной карте город, в котором возник заговор рабов и убежище восставших рабов.
3. Используя рисунок в учебнике и учебную картину, опишите вооружение восставших рабов.
Изучение второго пункта плана урока начинается со знакомства с армией Спартака. Учитель обращает внимание учащихся на название второго пункта в § 51 учебника: «Армия Спартака становится великой и грозной силой» и предлагает учащимся самостоятельно прочитать этот пункт и найти ответ на вопрос: «Что сделал Спартак для создания такой армии?». После ответов учащихся и обобщения учителя учащиеся знакомятся с походами армии Спартака на основе рассказа учителя и карты в учебнике на с.237. Закрепляя полученные знания, учитель предлагает ученикам подтвердить примерами утверждение о том, что армия Спартака была грозной силой.
Изучение второго пункта плана завершается рассказом учителя о последнем походе армии восставших и гибели Спартака в последней битве на основе материала п.5 параграфа и отрывка из книги Рафаэлло Джованьоли «Спартак».
Изучение третьего пункта плана урока начинается с обращения к выводу к параграфу учебника на с.238. Учитель комментирует вывод, обращая внимание учащихся на значение восстания рабов. Затем учитель предлагает школьникам самостоятельно попытаться ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Для этого каждый ученик самостоятельно записывает в тетради причины поражения восставших, которые он сумел определить из изученного на уроке материала. После этого заслушиваются несколько ответов и совместно с учителем учащиеся определяют причины поражения восстания Спартака.
Домашнее задание: прочитать § 51 и подготовить ответ на вопрос 1.