Презентация Введение. Источники географической информации
«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может»М.В.Ломоносов.Тема урока: Введение. Источники географической информации.
1.География как наука, ее роль и значение в системе географических наук.География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.В экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.Весь процесс обучения направлен на достижение цель:- владение целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.
Главные задачи современной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.
2.Методы географических исследований{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Методы географических исследованийТрадиционные методыСовременные методыМетоды географических исследований — способ получения географической информации
Описательный метод, метод наблюденияМетод описания –один из основных и традиционных методов науки географии.Метод наблюдения -это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.
Картографический методКартографический метод – ведущий метод в географии .Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Карта, по выражению одного основоположника отечественной географии Н Н Баранского –это второй язык географии.
Статистический метод Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления.
Исторический методИсторический метод –все на Земле развивается исторически, поэтому для современной географии необходимо знание истории: история развития Земли, история человечества.Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.
Математический методМатематический метод-это есть расчеты плотности населения, рождаемости, естественного прироста населения, ресурсообеспеченность природными ресурсами, ВВП на душу населения и т.д.
Аэрокосмический методАэрокосмический метод –метод изучения Земли с помощью летательных аппаратов –воздушных и космических. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.
- это источник объективной информации для обновления и составления различных тематических и топографических карт всего масштабного ряда с минимальными временными, трудовыми и экономическими затратами.Использование космической съемки и ГИС-технологий в картографии
Использование космической съемки и ГИС-технологий для экологического мониторинга - это наиболее простой и рентабельный способ оперативных мониторинговых наблюдений за состоянием природной среды.
- это оперативное получение полной и объективной информации о состоянии лесных массивов на разных уровнях управления лесами - от участка аренды лесного фонда и лесничества до уровня субъекта Российской Федерации или всей страны.Использование космической съемки и ГИС-технологий в лесном хозяйстве
3.Основные источники географической информацииОсновные источники географической информации: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.
Географическая карта-особый источник информацииК картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени. Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики.
Работа по картам атласа:- Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю. -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?Работа с таблицами в Приложении учебника. - Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информацииИнтерактивные карты мира, стран, городовИнтерактивной картой можно управлять:Увеличивать/уменьшать масштабСдвигать по всем географическим направлениямПо интерактивной карте можно получать информацию: О расстоянии между объектами при помощи меток Находить объекты по указанному адресуНаходить ближайших станций метро к указанному адресу Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п. http://maps.yandex.ruhttp://maps.google.com/http://maps.google.com/
4. Практическая работа «Ознакомление с географическими картами различной тематики»Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса. 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт? 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?
Задание 2. Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе. Ответьте на вопросы: 2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте? 2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?
Домашняя работаСамостоятельная работа: «Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы».Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.
Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия — Белград; Хорватия — …; Черногория — …; … — Скопье; … — Любляна; Босния и Герцеговина — … . Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия — …; … — Братислава. 1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.
http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html Что такое ГИС? ГИС – это набор компьютерного оборудования, географических данных и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, моделирования, анализа и отображения пространственной информации.ГИС – это среда, которая связывает географическую информацию (где что находится) с описательной (что собой это представляет). В отличие от обычных бумажных карт ГИС предоставляет в ваше распоряжение множество слоев разнообразной общегеографической и тематической информации.
Как хранится информация в ГИС?http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.htmlВся исходная информация хранится в отдельных слоях в цифровом виде на компьютере. И все эти географические данные рассортированы по слоям, причем каждый слой представляет свой тип объектов (тему). Одна из таких тем может содержать все дороги на определенной территории, другая – озера, а третья – все города и другие населенные пункты на той же территории.
ГИС можно рассматривать в трех видах:http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.htmlВид базы данных: ГИС является уникальным типом базы данных о нашем мире – географической базы данных. Это «Информационная система для географии». Вид карты: ГИС – это набор интеллектуальных карт и других графических видов, которые показывают объекты и их взаимоотношения на земной поверхности. Карты можно сформировать и использовать как «окно в базу данных» для поддержки запросов, анализа и редактирования информации. Эти действия называются геовизуализацией.Вид модели: ГИС – это набор инструментов для преобразования информации. Они позволяют формировать новые географические наборы данных из уже существующих, применяя к ним специальные аналитические функции – инструменты геообработки. Другими словами, путем объединения данных и применения некоторых правил вы можете создать модель, помогающую найти ответы на поставленные вопросы.
4. Что можно делать с помощью ГИС?http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gil-informДелать пространственные запросы и проводить анализпроводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросывыявлять территории подходящие для требуемых мероприятий; выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур); выявлять места разрывов электросетей