Открытый урок Венок славы Отечественная война 1812г
Урок по истории России для 8 класса: «Венок славы. Героям Отечественной войны 1812 года посвящается...»
Цель урока: на основе анализа фактов биографий участников войны 1812 года, подвести обучающихся к выводу о всенародном, освободительном характере войны 1812 года, что и позволяет называть её Отечественной.
Задачи урока:
расширить знания обучающихся о героях войны и их судьбах;
воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины;
воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных во время Отечественной войны 1812 года;
развить самосознание обучающихся, чувство причастности обучающихся к истории родной страны.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Предварительная подготовка: класс делится на 3 группы. Одна группа готовит небольшие сообщение о героях Отечественной войны 1812 года, вторая группа и третья группы пишут эссе на тему: «Дерзайте отчизну мужеством прославить».
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационная беседа.
Учитель: Сегодня урок необычный. Я хочу начать его стихотворением В.Коротича. В этом вы мне поможете. На каждой парте лежит лист лавра, на котором написаны строчки стихотворения. Прочтем их по очереди. (Слайд №3).
Идя на подвиги,
Не алчут орденов, Не бредят Благодарностью державы, Не узнают примерный вес чинов,
Достойных статьЭквивалентом славы.Идя на подвиги, Не ведают о том,Насколько щедрость родины огромна,И называют чрезвычайно скромноВсе то, что станет подвигом потом.
Учитель: Как Вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Обучающиеся высказывают свои предположения, учитель обобщает).
Основная часть урока (Слайд № 4). В 2012 году наш народ отметил 200-летие Отечественной войны, которая поистине была всенародной, когда на борьбу с неприятелем встали люди разных сословий, чинов и званий.
Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, «двунадесяти языков» наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – верные сыны России.
Этим героям посвящены стихотворения, песни, кинофильмы. В их честь установлены памятники, храмы, названы улицы и площади. Мы тоже не будем в стороне. Отметим подвиг славных героев Венком славы. В конце урока он появиться на нашем экране, но я уверена, что он останется и в нашей памяти.
Создание Венка славы будет проходить следующим образом.
А) Викторина «Венок славы» (Слайд № 5).
Я предлагаю вашему вниманию викторину «Венок славы». В случае правильного ответа на вопрос на экране появится изображение героя.
Вопрос 1. Кто командовал русской армией в начале войны 1812 года. По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 5 лощадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был? (Переход по гиперссылке- лавровая ветвь) (Барклай – де – Толли).
Вопрос 2. Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою, не дожив четырех суток до своего дня рождения. Ему бы исполнилось 28 лет (А.И. Кутайсов).
Вопрос 3. В бою у деревни Салтановки под Могилевом, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала (Н.Н. Раевский).
Вопрос 4. Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как звали этих дам.
(Надежда Дурова, Василиса Кожина).
Вопрос 5. Кого из полководцев называли «вихрь-атаманом». (М.И.Платов.
Вопрос 6. Поэт, гусар, герой войны 1812 года? (Д.Давыдов).
Б) Славные воины –защитники Отечества.
Заслушиваются краткие сообщения о Багратионе П.И., Ермолове А.П.
БАГРАТИОН Пётр Иванович (1765—1812), князь, российский военачальник, герой Отечественной войны 1812 г. Родился 11 ноября 1765 г. предположительно в городе Кизляре в семье грузинских князей из старинного рода Багратиони. В 17 лет Багратион был определён на военную службу, принял участие в экспедициях против чеченцев. В одном из боёв получил тяжёлое ранение и оказался в плену, но горцы вернули его без выкупа из признательности к отцу Багратиона, оказавшему им какую-то услугу. Багратион участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 гг. и польской кампании. Во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова он командовал авангардом русской армии. Считался любимым учеником Суворова, в 1799 г. ему присвоили звание генерал-майора. В войнах с Францией 1805 г. и 1806—1807 гг. Багратион успешно командовал арьергардом русской армии. В Бородинском сражении (26 августа 1812 г.) войска Багратиона защищали левый фланг русской позиции, на который в начале боя пришёлся главный удар наполеоновской армии. Князь лично водил свои части в контратаки и был тяжело ранен осколком гранаты в берцовую кость левой ноги. Умер от полученного ранения 24 сентября 1812 г. в селе Симы Владимирской губернии. В 1839 г. его прах торжественно перезахоронили на Бородинском поле.
ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1772—1861), российский военный и государственный деятель.
Родился 4 июня 1772 г. в Москве в небогатой дворянской семье. Образование получил дома и в Благородном пансионе при Московском университете. С детства записанный в армию, в 1792 г. начал действительную военную службу в Нежинском драгунском полку в звании капитана. В 1794 г. участвовал в войне против Польши, в 1796 г. воевал в Персии и вскоре был произведён в подполковники. Увлёкшись просветительскими идеями французских республиканцев, Ермолов был арестован по делу офицерского политического кружка и после недолгого заключения в Петропавловской крепости сослан в Кострому. После смерти Павла I он был прощён и продолжил службу, но начальство его недолюбливало за «дерзость» и независимость. Ермолов участвовал в военных кампаниях против Франции в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах русской армии, был произведён в генерал-майоры
В 1816 г. его назначили командиром Отдельного Грузинского корпуса и главнокомандующим гражданской частью на Кавказе и в Астраханской губернии. В 1831—1839 гг. Алексей Петрович состоял членом Государственного совета, во время Крымской войны был избран начальником ополчения в семи губерниях. Он считался одним из самых известных острословов своего времени, оставил после себя мемуары с детальным описанием военных событий. Умер 23 апреля 1861г. в Москве и по завещанию похоронен в Орле, в церкви Троицкого кладбища, рядом с отцом.
Вопрос: Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали? (М.И.Кутузов).
Сообщение о М.И.Кутузове.
Среди имен героев Отечественной войны 1812 г. его имя стоит одно из первых. Великий ученик великих полководцев П.А. Румянцева и А. В. Суворов – Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев-Кутузов) (1745–1813).
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
В. А. Жуковский
Михаил Илларионович родился в Санкт-Петербурге, в семье сенатора. В1770 г. Михаил Илларионович был направлен в 1-ю Дунайскую армию. Принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг.
В 1774 г. в бою с крымскими татарами (союзниками Турции) под Алуштой он был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Кутузова наградили орденом Св. Георгия 4-й степени и предоставили отпуск для лечения за границей.
В начале Отечественной войны Кутузов был в немилости у императора и оставался не удел. После отступления русских войск из Смоленска стало очевидным, что необходим авторитетный в армии и в народе верховный главнокомандующий. Дворянство обеих столиц и провинции поддержало кандидатуру Кутузова. Император не мог игнорировать мнение массы дворянства.
17 августа Михаил Илларионович приехал к войскам и был встречен с ликованием. Сразу же родилась поговорка: “Приехал Кутузов бить французов”. Он понимал, что придется дать генеральное сражение и выбрал место у села Бородино. Хотя русская армия не смогла остановить продвижение Наполеона к Москве, Наполеону не удалось не только разгромить, но даже надломить ее боевой дух.
1 сентября на военном совете в Филях Кутузов принял решение оставить Москву. Дальнейшие действия Кутузова обнаруживают выдающиеся стратегические его дарования. Перевод русской армии с Рязанской дороги на Калужскую был глубоко обдуманной и искусно выполненной операцией, Кутузов считал своей главной задачей изгнание неприятеля из пределов России и продолжал щадить свою армию, предоставляя довершить уничтожение врага тяжким стихийным условиям отступления.
После изгнания Наполеона Кутузов считал войну оконченной. Но император Александр I настоял на продолжении военных действий. Кутузов должен был повиноваться и отдал приказ изможденным войскам перейти границу. Начался Заграничный поход.
Вскоре, в апреле 1813 г. Кутузов скончался в польском городе Бунцлау. Тело его было перевезено в Петербург и погребено в Казанском соборе.
Кутузов обладал ясным и тонким умом, твердой волей, глубокими военными познаниями и обширным боевым опытом. Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта – осторожность. Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно. Равновесие его ясного ума и неуклонной воли никогда не нарушалось. Он умел быть обаятельным в обращении, понимал натуру русского солдата, умел поднимать его дух и пользовался безграничным доверием своих подчиненных.
В) Эссе «Дерзайте отчизну мужеством прославить».
Заслушиваем лучшие эссе от каждой группы.
4. Итоги урока. На экране появляется венок славы. Мы свою задачу выполнили. Не случайно война 1812 года названа Отечественной. Я думаю, что выражу общее мнение сказав о том, что меня переполняет чувство национальной гордости за славные дела предков. Перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.
5. Рефлексия.
Какой след оставил наш урок в вашем сердце?
У кого оно стало биться чаще?
Кто из Вас хотел бы быть похожим на славных героев 1812 года?