Урок по обществознанию Человек славен добрыми делами
Человек славен добрыми делами.
Цель урока: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре, доброте и добрых делах;
Задачи:
формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение;
поразмышлять над проблемой: «Каких людей на свете больше добрых или злых?»
понять, что значит быть добрым человеком
обогащение словарного запаса, умения работать в группе, анализировать.
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока
Что такое добро. Кого мы называем добрым.
Доброе – значит хорошее
Главное правило доброго человека
Ход урока
I Организационный момент
Добрый день. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел и новую тему, название которой вы мне скажите сами. У вас есть подсказка
II Актуализация темы и цели урока
У вас на столах есть пословицы, но слова в них перепутаны нужно правильно их соединить. (дети работают с пословицами)
- прочитайте их
- О чем говорят пословицы? (о добре)
- Исходя из них попробуйте назвать тему урока (Человек славен добрыми делами)
-Какова цель нашего урока? (Узнать что такое добро, кого мы наз добрым)
- Сегодня мы совершим путешествие по дороге добра, узнаем, что такое добро, доброта, кого называют добрым человеком, какие дела считают добрыми. Попытаемся найти ответ на вопрос: «Легко ли делать добро?»
Первая станция нашего путешествия словарная
- Что такое добро? Как вы понимаете (добро – это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим людям. Под добром мы понимаем то, что способствует улучшению жизни, возвышению человека.)- На вопрос что такое добро и зло искали ответ и наши предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. (Они у вас на столе)
- О чем вы узнали из пословиц? (доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела)
- Народная мудрость заключена и в сказках. Ведь в русских народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть)
- Какие сказки вы знаете (где добро побеждает зло) (Морозко, гуси-лебеди, золушка)
А вот на станции читательская мы познакомимся с английской сказкой, которую написал Оскар Уайльд «Счастливый принц». (дети читают сказку)
Почему Принца считали счастливым?
Почему Принц, которого все считали красивым, был несчастен?
Почему ласточка не отказала Принцу в его просьбе?
Почему ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа. Картина, которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искреннее желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по-настоящему счастливым.Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему, хотя, безусловно, рисковала жизнью. Сделав доброе дело, она ощутила тепло».
Смысловой идеей сказки является признание Ласточки (после того как она отнесла драгоценность для больного ребенка) и ответ Принца: «Это потому, что ты сделала доброе дело».Здесь заключен основной смысл не только сказки, но и всего урока: добро — это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро — это конкретное дело. К тому же добро делать приятно, это согревает душу.
- Добрыми бывают и чувства. Какие? (любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, симпатия и т. д.)
А какие вы знаете добрые слова? Ведь не всегда человек может помочь делом как принц – драгоценностями, помочь можно и словом. (Когда человеку плохо сказать что у него все получится, что все будет хорошо. Или просто сказать приятные слова, комплимент) - Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел,
- Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?
- Кого мы называем добрым? Давайте представим каким должен быть добрый человек. Каким он должен быть внешне? (доброе лицо, открытый взгляд). Внутренне (любит людей, все живое. Готов прийти на помощь в трудную минуту, вежлив, внимателен.)Как вы думаете, почему одних людей называют добренькими, а других – добрыми?
Есть ли разница в значении этих слов? (ответы учащихся)
- Учитель: Может быть, вам поможет разобраться в значении этих слов рассказ В. А.
Сухомлинского « Красивые слова и красивые дела».
«Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
- Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
- Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе,
мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Красивыми бывают не красивые слова. Истинно красивы только красивые дела.
- Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого - добрым? (ответы учащихся)
- Учитель: Есть люди, о которых окружающие говорят: « Хороший человек,
добрый…» Но если присмотреться по внимательнее, то можно увидеть фальшь в поведении такого человека. Почему? Вроде бы все есть: и мягкость в обращении, и ласковый взгляд, и ободряющие слова в нужную минуту, и ни одного слова поперек. И понимаешь, что это вовсе не доброта, а равнодушие, скрытое за добрыми словами и комплиментами. Вот поэтому люди провели границу между человеком добреньким и добрым
- Как вы думаете легко ли быть добрым человеком и делать добрые дела?
Стих-е: Добро и зло творить
Во власти всех людей
Но зло твориться без труда
Добро творить трудней
Учись добру – худое на ум пойдет
- О чем говорят стихи и пословица? (Добрым человеком быть нелегко, надо учиться им быть).
Картинная галерея
- Перед вами репродукция картины Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына». Сюжет взят из Нового Завета. В Евангелии от Луки изложена «Притча о блудном сыне»., которую рассказал Христос. Притча – это короткий поучительный рассказ. В ней повествуется о том, как сын потребовал от отца часть имения. И получив желаемое, вскоре ушел из дома «в дальнюю сторону» . Там он провел жизнь разгульную и быстро расточил наследство. Чтобы не умереть с голоду он нанялся пасти свиней и рад был даже похлебке , которую давали свиньям. Однажды он все-таки решился вернуться в отчий дом.
Художник изобразил момент встречи. человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово «блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути».
- Что вы видите на картине?
- «Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?» Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить».
- «Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?». «Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д.
- В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...»«Пропадал и нашелся» — это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?Отец имел в виду не физическую смерть сына. Значит, речь идет о духовной, моральной смерти сына, который погряз в разгульной жизни и растратил состояние, нажитое отцом. Но в конце концов он понял, что вел себя подло, раскаялся, просил прощения. И душа его ожила.Станция мораль
На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Есть правила русского языка, есть правила дор движения. И есть правила доброго поведения.
- О чем идет речь? (мораль). Моральных правил тоже много, но есть среди них самое главное, которое называют золотым. Что это за правила?
(«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»).
- «С чего начинается доброта? (с заботы о близких) (следует обязательно похвалить тех, кто дал такой же или близкий к этому ответ).
«Три правила заботы о близких»:
Сделай доброе дело.
Накапливай опыт добрых дел.
Скажи доброе слово и улыбнись.
- Я верю, что вы будете жить по законам добра, приходить другим на помощь. Ведь добрые дела живут века. Человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро, не ждите, когда его сделают за вас другие. Идите по дороге Добра. Ведь добро должно победить все то зло, которое есть на земле. (про пасху, чем пожертвовал Иисус ради спасения человечества). Песня.