Ю.П.Мориц «Пузатый чайник» олицетворение как средство создания образа. Урок литературного чтения
Урок литературного чтения.
Тема: Ю.П.Мориц «Пузатый чайник» олицетворение как средство создания образа.
Цель: создать условия для развития познавательной деятельности на основе исследования текста с помощью литературных средств и введения термина – олицетворение.
Задачи: обучающие. Уточнить литературное средство: эпитет, сравнение вывести понятие – олицетворение.
Способствовать расширению и обогащению речи; развивать мышление, расширять их кругозор; активизировать воображение, фантазию детей.
Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Воспитывающие: создать условие для формирования интереса к учебной деятельности способствовать воспитанию умения общаться.
Действия учителя
Действия учащихся
Примечание
1.Вводно – мотивационный- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе чайник он смотрит на вас и улыбается. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
Ребята, он смотрят на вас, и улыбается, вы согласны с этим? Идёт обсуждение.
Да, художник постарался раскрасить чайник яркими красками. А у нас какой с вами урок? Рисование? Литер чтение значит, мы сегодня будем говорить о художниках слова.
А это кто такие? Поэты писатели.
Ребята, а художник слова, поэт использует особенные слова, эти слова помогают украсить нашу речь.
Актуализация.
Стих на листочках четв-е И.Бунина. Задание: прочитать. Какие образные средства языка поэт использует для того, чтобы ярче изобразить природу? (По ходу, что такое эпитеты сравнение)
Давайте проведём эксперимент, уберём все эпитеты и сравнения.
Вывод: мы увидели, что без литературных средств поэтического образа не получается.
Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.
Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?
Ответы детей
Один красочный, яркий.
Второй чайник простой, невзрачный, без рисунка.
.
Психологический настрой учащихся.
(положительная мотивация на получение знаний)
Познавательные УУД
Проблема
А я хочу прочитать стих поэта Ю.Мориц
Каким вы представили чайник?
Учитель читает. Пауза. Обсуждение
-Как удалось автору показать чайник именно таким?
- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту чайника?
Работа по тексту: ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
Находим эпитет, сравнения
А какое ещё есть средство Олицетворение
Литературный приём олицетворение. Сформулируйте, как вы понимаете данное понятие.
Вывод на доске: Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются средствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать) уподобляются живому существу.
Сравните свой вывод.
Чем различается?
Виды художественных выразительных средств
. Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.
Вернуться к лес слайд найти
Прочитайте ещё раз, приготовьтесь читать, выразительно показывая своё отношение к предмету.
А какой из чайников вы бы отнесли к стихотворению.
Выразительное чтение (2-3)
Кому удалось показать образ чайника?
Иллюстрация
Выставка рисунков, обсуждение.
Пропущены слова вставить слова
Познавательные
Нацеливание на слушание
Коммуникативные: умение рассуждать
Постановка цели.
Проблема
Текст у каждого ученика на парте, ответы
Называют определения «характера» необычного героя живой, весёлый, дымящийся, пузатый, радостный.
Автор использовал изобразительные средства.
В тексте подчёркивают, находят различные изобразительные средства. Эпитеты «жаркое дело» «вкусный пар» «пузатый чайник»
Сравнения пар как шар
Как знак вопроса (во 2 четверостишии)
Олицетворение чайник летит, занят, знаменит, грохочет, хохочет, разгонит скуку и печаль.
Дети сами выводят правило.
Олицетворение – это литературный приём, показывает неодушевлённые предметы как живые.
Текст у каждого ученика на парте.
Эмоциональное впечатление
Развитие умения наблюдать, слушать
Развитие умения анализировать Развитие умения делать выводы.
Сравнение
Рефлексивно - оценочный этап.
Каким вы представляете себе чайник? Попробуйте нарисовать этого героя так, чтобы он мог слушать, думать, чувствовать.
- А можно ли услышать чайник?
Рефлексия.Как вы думаете, понравился наш урок чайнику?
12. Вот и подошёл к концу наш урок. Солнышко по - прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные чайники - весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению.Спасибо за работу! До свидания!
Дети рисуют чайник на листочках.
Автор хотел, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтоб поднялось настроение.
Конечно.
Развитие воображения, фантазии