Презентация к проекту Утерянные буквы русского алфавита
Проект«Утерянные буквы русского языка» Автор проекта:Потапова Ольга, ученица 6 «Б» класса МАОУ СОШ №3 с УИП Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства. Древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. А, как известно, знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. актуальность Так ли изначально выглядел алфавит, которым мы пользуемся сейчас, или претерпел изменения? Проблема Объект исследования – алфавит русского языка. Предмет исследования – исчезнувшие буквы русского алфавита. Выявить, какие буквы древнеславянского алфавита исчезли и где в современном русском языке они встречаются Цель работы 1) изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования; 2) сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита; 3) отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита; Задачи исследования Сопоставление азбук, Работа со сборниками пословиц и поговорок. Методы исследования Есть достаточное количество букв, существовавших ранее и исчезнувших из современного алфавита. Гипотеза исследовательский (по доминирующей в проекте деятельности);индивидуальный (по числу участников);краткосрочный (по продолжительности проведения), с 1.10.2014 по 20.02.2015 гг Типология проекта: получение ответа на главный вопрос проблемы;создание презентации проекта; Планируемый результат: – систематическая работа со сборниками пословиц и поговорок;– систематическая работа с научной литературой;– развитие умения применять полученные знания на практике;– развитие речи;– развитие умения анализировать, систематизировать; Ценность данной работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении. Теоретическая и практическая значимость работы Используя сопоставительный метод, я сравнила древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявили исчезнувшие буквы русского алфавита. Полностью орфографически и фонетически было утрачено 16 букв. Причина исчезновения этих букв в том, что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание. Приведём пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению: Миръ – состояние без войны; Міръ – вселенная; Мїръ – община; Мγро – благовонное масло; Мǽръ – мера времени. Задачи, поставленные мной в начале работы, решались следующим образом. Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, мне показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке. Я обратились к исследованию пословиц и поговорок.Пословица – это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Поговорка – это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла. Я посчитали целесообразным рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются не только утраченные фонетически и графически буквы древнеславянской азбуки, но и старославянские названия букв, не дошедшие до нашего времени. Методом сплошной выборки было выявлено 53 пословицы и поговорки, в которых употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Воспользовавшись статистической методикой, мы определили, что на первом месте по частоте употребления в пословицах и поговорках буква аз (19 употреблений), на втором – буки (10), на третьем – глаголь и фита (7), на четвёртом – ижица(6), на пятом – веди и ферт(4). Наиболее употребительные буквы находятся в начале и конце азбуки. Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа. Во-первых, это произведения устного народного творчества. Во-вторых, возможно примерно определить время и обстоятельства возникновения этой группы пословиц, а именно: они возникли, когда церковнославянская грамота широко распространилась, и устроились школы. В-третьих, эти пословицы бытовали в образованной среде 1) Аз, да всему горазд. 2) Писать азы (т.е. буквы). 3) Аз не без глаз, про себя вижу. 4) Аз пью квас. 5) Прописным азом ноги растопырил. 6) Аз да увяз, да не выдрахся. 7) Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку). 8) Сперва аз да буки, а там и науки. 9) Начать с азов. 10) За аз да буки, так и указку в руки. 11) Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое. 12) Аз да буки не избавят от муки. 13) Аз да буки – и все науки. 14) Не суйтесь, буки, поперёк аза. 15) Это ещё буки. 16) Когда-то ещё буки будут. 17) Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка. 18) Буки боднут, веди обманут. 19) Что ни бай, а писать веди надо. 20) Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл. 21) Аз-алашки, буки-букашки (барашки), глаголь-голяшки (долгая песнь о трудном чтении). 22) Он на глагол лезет. 23) Не миновать ему глаголя. 24) Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой). 25) Домишка расползся врозь, как живёте. 26) Иже да како не солгут никако. 27) Како, он – конь, буки, ерык – бык, глаголь, аз – глаз. 28) Кабы не буки – еры, да не люди – аз, ла далёко бы увезла. 29) Все люди, как люди, а мы, как мыслете. 30) Писать мыслете, метать петли, закидывать крюки (быть пьяну). 31) Брюшко оником, ножки хером. 32) Ротик оником, губки жемочком. 33) Сам оником, ручки фертом. 34) Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ. 35) Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой). 36) Твердо, он – да и то подперто (заперто). 37) Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока). 38) Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. 39) Фертом не ходят сохой орющие (пашущие). 40) У него ноги хером. 41) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. 42) Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал. 43) Сделать на ять. 44) У нея ротик фитою. 45) От фиты подвело животы. 46) Фита – школьный грамотей, дошлый писака. 47) Фита не славна, а вещь она славна. 48) Фита, ижица к розге ближится. 49) Кси, пси с фитою пахнули сытою. 50) Не суйся, ижица поперёк аза. 51) Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. 52) От аза в глаза, а в людей ижицей тычет. 53) От аза до ижицы. Таким образом, гипотеза о том, что есть достаточное количество букв, существовавших ранее и исчезнувших из современного алфавита, подтвердилась. Нами было выявлено 16 таких букв.Практическая значимость данной работы, на мой взгляд, определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в этом направлении. Спасибо за внимание