Организация самостоятельной познавательной работы учащихся старшей школы через коллективные формы деятельности


Организация самостоятельной познавательной работы учащихся старшей школы через коллективные формы деятельности
Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того чтобы передавать им ненужные знания.
П.Фани, А.Мамфолд При современных возможностях использования Интернета, наверно, трудно претендовать на какую-то совершенно новую информацию по организации образовательного процесса, какую-то новую методику. Мне хотелось бы поделиться опытом по организации на своих занятиях со старшеклассниками самостоятельной познавательной работы через коллективную форму деятельности, а именно работу по группам.
Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию».
Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к творчеству.
Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования является  системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
- способность ставить цели и строить жизненные планы,
- способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике,
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Это все доказывает актуальность технологии, о которой пойдет речь и, которая позволяет разрешить противоречие между традиционной формой построения образовательного процесса при отсутствии педагогических механизмов формирования этих способности у школьников и требованиями заложенными в стандарт.
Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. От того, какой будет эта встреча, зависит многое.
Интересна мысль, принадлежащая великому немецкому педагогу А.Дистервегу: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни». По сути – это идеал, к которому стремятся все педагоги. Идеал недостижимый, если лишать человека свободы, выбора, самостоятельности, ответственности. Там, где это есть, появляются интерес, готовность к саморазвитию, самоизменению, творческому преображению себя и мира.
Сегодня существует достаточно широкое понимание самостоятельной работы:
вид деятельности,
метод обучения
форма организации деятельности,
средство обучения и т.д.
Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства педагога, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Основной целью организации самостоятельной работы старшеклассников выступает самостоятельная деятельность.
Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с переходом от простых к более сложным, носящим поисковый характер видам работ. При этом постоянно трасформируется руководящая роль педагогического управления, переходя в форму ориентации и коррекции с передачей функций самому обучающемуся.
Помимо основной цели самостоятельная работа направлена на решение дидактических задач
Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в следующем:
мотивация обучающихся к освоению учебных программ;
повышение ответственности;
формирование умения самостоятельно добывать знание из различных источников;
развитие навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников
формирование системного мышления;
развитие допрофессиональной компетентности старшеклассников.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение учеником следующих этапов.
Этапы выполнения самостоятельной работы
1.Определение цели С/Р2.Конкретизация познавательной (проблемы) задачи
3.Самооценка готовности к с\р по решению поставленной задачи.
4.Выбор адекватного способа решения.
5.Планирование с\р по решению задачи.
6.Реализация программы выполнения с\р.
7.Самоконтроль выполнения с\р, оценка результатов.
Одна из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы – проблема разработки заданий, т.к. следует учитывать дидактические требования:
примерные нормы времени для выполнения задания ;логику и структуру учебного материала;
практическое назначение задания;
характер познавательной деятельности;
постепенное нарастание сложности и проблемности.
Характеристика технологии организации самостоятельной работы обучающегося Различают технологию организации самостоятельной работы в широком и узком смысле. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности как педагога, так и обучающегося. В узком смысле это технология деятельности ученика. Учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯОбразовательный запрос
Результат
Согласование
IV. Оценивание деятельности
III. Деятельность
II. Целеполагание ученика
Учение
V. Аналитический этап
IV. Рефлексивный этап
III. Консультирование
II. ЦелеполаганиеI. Подготовительный этап
Преподавание

Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимися), деятельностный - собственно этап осуществления самостоятельной работы обучающимися (опосредованное руководство, осуществляемое на основе педагогической поддержки и консультирования), рефлексивный (осуществляется совместно с обучающимися), аналитический.
Графически технологию организации самостоятельной работы в широком смысле можно представить следующим образом: (см. схему)
Первый этап- подготовительный,
Подготовительный этап - задачей этого этапа выступает моделирование и проектирование деятельности обучающегося и разработка методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.
1. Скорректировать учебные программы, добавив дополнительные разделы: (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы.
2.Разработка УМК по предмету.
3.Отобрать виды учебной работы, соответствующие основным целям и задачам учебной программы.
4.Разработка заданий для самостоятельной работы.
5.Рассчитать количество часов и сумму баллов, которые должен набрать обучающийся в ходе выполнения самостоятельной работы.
6.Разработать технологическую карту самостоятельной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.
Второй этап-
Этап целеполагания в задачу которого входит совместное целеполагание и составление технологической карты самостоятельной работы.
Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.
Третий этап- деятельностный. Особенностью данного этапа является то, что учащийся и педагог меняются ролями. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Преподаватель же выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика. Он отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызывают затруднения и требуют вмешательства педагога..Типы образовательного запроса
информационный — по поводу расширения информационной базы (не хватает источников информации для решения проблемы);
ресурсный — по поводу ресурсной базы (не хватает ресурсов для решения проблемы);
технологический (нет технологии, тактики, стратегии для решения проблемы);
учебный — имеется затруднение в решении учебной задачи (от педагога требуется коррекция деятельности обучающегося);
психологический — ученик не может выполнить задачу в силу отсутствия психологического ресурса (неадекватная самооценка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной работы, снижение или отсутствие мотивации, дидактогения и т. д.).
В данной ситуации он нуждается в психолого-педагогической поддержке;
временной - не хватает времени и энергии для решения задачи.
Согласно запросу обучающегося и выстраивается консультационная работа.)На этом этапе идет
1. Осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
2. Сравнение деятельности по эталону или по критериям. Оценивание выполненной работы.
3. Коррекция деятельности.( если необходимо)
4. Оценивание выполненной работы, полученного образовательного результата.
Четвертый - Рефлексивный этап Задача этапа оценивание учебных достижений обучающегося.
1. Предъявление педагогу и/или другим обучающимся выполненной работы.
2. Оценивание выполненной самостоятельной работы.
Пятый этап — аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания и т.д.
В условиях нового времени требуются люди, обладающие умением устанавливать отношения партнерства, сотрудничества, взаимопомощи.
Таким образом, социальный заказ общества и потребность системы образования делают актуальной проблему групповой формы организации учебной деятельности на уроках математики в условиях личностно-ориентированного образования.
Групповая форма работы на уроке обусловлена следующими причинами. Большая неоднородность состава учащихся средней школы является её специфической особенностью.
Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. (даже в условиях класса с углубленным изучением математики)
Работа учащихся в группах может применяться на различных этапах урока, и на различных ступенях изучения каких-либо тем, разделов и т.д.
Почти все учащиеся проявляют интерес к групповой форме обучения, которая прививает школьникам навыки делового общения в учебной деятельности. На любом традиционном уроке подсказки, желание помочь товарищу решительно пресекаются, а в группах одной из своих целей имеет развитие сотрудничества. Работа организуется так, чтобы ученик чувствовал себя в группе комфортно и смог достичь поставленной цели. Цель, поставленная учителем, должна совпадать с целью ученика. Каждое групповое занятие (групповой способ обучения) отличается друг от друга целью, но форма занятия остается прежней.
Использование методики групповых занятий помогает учителю продвигаться от развития познавательного интереса учащихся к развитию их познавательной активности.
Групповым способом обучения является такая организация, при которой обучение осуществляется путём общения в группах, когда сильный ученик учит слабого ученика. Работа организуется так, чтобы в группе каждый выполнял какое-то, посильное ему задание , научился выполнять с помощью одногруппников более сложное, чувствовал частичку своего труда в команде, радовался успехам команды и своим.
Изначально состав групп определяет учитель, исходя из способностей обучающихся. В группе должен быть ученик – консультант , который получает помощь от учителя и может сам передать одногруппнику то, что умеет и знает, может проверить учебный материал (определения, теоремы, свойства, законы и т.д.) в позиции учителя.
Такие группы формируются в начале учебного года, могут меняться по составу. Лучше всего, если их будет четыре. Временные группы формируются на уроке после выполнения контрольных работ.
НАПРИМЕР: При анализе ошибок в работе репетиционного тестирования ставилась цель - помочь слабым увидеть свои ошибки, ликвидировать пробелы в знаниях. Учащиеся, успешно выполнившие задания работают в отдельной группе и для них поставлена цель: углубленно выполнить другое задание. Остальные учащиеся разбиваются на группы в зависимости от ошибок, которые они допустили при выполнении проверочной работы. Для них ставится другая цель: рассмотреть свои ошибки и постараться с помощью учителя, своих одноклассников ликвидировать пробелы в знаниях. В группе вырабатываются навыки социального и делового общения.
Работая в группах, учащиеся совместно с учителем решают задачи разносторонней подготовки учеников к предстоящей жизни.
Решаются следующие проблемы педагогики:
• реализация индивидуального подхода;
• мотивация обучаемых;
• задача преобладания у учеников эвристических знаний над алгоритмическими;
• вопросы снятия социально-педагогических барьеров общения и взаимодействия в учебной группе и др.
Содержание учебного процесса развивается за счёт интеллектуального ресурса учеников, а не ограничивается информационно-методической квалификацией стоящего перед ними конкретного учителя; глубина понимания обсуждаемых в группах вопросов также регулируется учениками, а не сковывается временным стандартом урока, дисциплинарной пассивностью в классе.
При традиционном способе обучения нарушен триединый принцип получения, усвоения и передачи информации и опыта. Ученики не участвуют в их передаче. Включить учеников в активное усвоение и передачу информации и опыта мне удалось при организации обучения в группах.
Как происходит такое обучение? Ученик работает в группе, знает, что он может обратиться за помощью не только к учителю, но и к своему однокласснику. В группе могут складываться пары, они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности
На уроке обобщения и систематизации знаний по теме « выделяются наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими процессами.
При подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ необходимо проводить уроки, применяя групповую форму работы, что значительно повысит качество обучения.
При подготовке группы по теме я обязываю их найти задания известные и неизвестные, т.е. обязательно углубление знаний по теме - это усиливает интерес и мотивацию учащихся, а участников группы вынуждает к пользованию дополнительной литературы.
Каковы “плюсы” групповой формы работы?
Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою позицию.
Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?
Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.
Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок:
Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка…. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
Как подвести итоги?
В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Каждый учитель сам находит приемы и методы, которые он будет использовать в том или ином классе, на том или ином уроке. Я уже на протяжении нескольких лет работаю над выработкой эффективной системы итогового повторения, включающей в себя не только уроки, но и занятия на факультативах, рефераты учащихся, работу учащихся с дополнительной литературой. Я основываюсь на том, что обобщающее повторение надо ориентировать не просто на закрепление, упорядочение уже достигнутого уровня знаний, а на их качественное улучшение и углубление, на ликвидацию возможных пробелов. Такие уроки должны проходить при полном участии каждого ученика. Конечно, в выпускных классах повторение идет на протяжении всего учебного года, но особое значение имеет заключительное повторение.
Технология группового обучения относится к «здоровьесберегающим» технологиям, активизации каждого ученика. Конечно, эта технология известна достаточно давно. Но эту технологию можно переосмысливать и применять творчески каждым учителем.
Конечно моя методика не панацея от всех бед (например, от лени учащихся). В ней просматриваются элементы нескольких разных методик. Однако, на мой взгляд, её можно использовать, особенно в классе, где большинство учащихся сознательно относятся к учебе.
Хочу заметить, что в каждый учитель сам выбирает приемы и методы работы, и каждый надеется найти свое «рациональное зерно» и все же надеюсь, что, и моя работа кому-то будет полезна.