Творческий отчет Коллективные формы обучения
Коллективные формы организации обучения .
Е.А.Никулина
учитель начальных классов
КГУ « СШ № 25 с.Родниковское»
Карагандинская область
Осакаровский район
Данную тему работы я взяла за основу в связи с тем, что одной из центральных проблем обучения является развитие индивидуальности и творческой активности учащихся. И одним из способов решения этой проблемы- коллективные формы организации обучения, авторами которых являются Ривин и Дьяченко. К ним относятся обучение учащихся в группах, динамических парах или парах сменного состава. Также я внимательно изучала опыт работы учителей, который убедительно доказывает, что в начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся и создать условия для их развития; помогают учителю организовать работу каждого ученика. Весь класс изучает новую тему, отвечает на вопросы, данные в учебнике или на карточках, все задают друг другу вопросы, участвуют в диалоге. Такие уроки проходят живо и интересно. Целью моей работы было создание положительной не внешней мотивации ( получить оценку) , а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего- либо)
Над данной темой работаю третий год. Эту методику применяла в первом, втором и третьем классах. Элементы технологии коллективных способов обучения я использую давно, на уроках математики, русского языка, познания мира, литературного чтения на этапах закрепления, повторения какой- либо темы, при изучении новой темы, при решении проблемных ситуаций.
На основе своего опыта работы я пришла к выводу, что КСО - это реальная и эффективная технология и что именно на начальной стадии обучения нужно постепенно вводить элементы КСО, так как коллективная и групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Она создает хорошие условия для дифференцированного обучения.
Пример: На уроке познания мира при изучении тем « Тела. Вещества. Явления», я применила КСО. Разделила класс на три группы, дала алгоритм работы: 1 группа изучает тему « Тела», 2 группа « Вещества»,а 3 группа « Явления». Перед всеми группами ставится проблемная ситуация: вы должны совместно, самостоятельно изучить статью в группе, ответить на поставленные вопросы, относящиеся к вашей теме. Спикеры группы отвечают за подготовку каждого члена группы. При проверке самостоятельной работы в группах, каждый ученик должен рассказать свою тему или ответить на поставленные вопросы. При этом спикеры изучают дополнительный материал и пополняют ответы своих сверстников.
Так, группам были даны карточки с вопросами:
1группе: Что называется телами?
Какие виды тел бывают? Приведите примеры.
Какие тела относятся к живой природе, а какие к неживой?
2 группе: Что такое вещества? Примеры.
Из чего состоят вещества? Как это доказать?
3 группе: Что такое явления природы?
Какие явления связаны с временами года?
Даю на изучение 10 минут. Проверяю их труд. Сама выбираю в группе ученика, который должен отчитаться за полученное задание. Стараюсь опросить слабых учеников. Если он обстоятельно отвечает на вопросы, значит, цель достигнута, и группа с заданием справилась , а если ответ неполный, то группа дополняет А потом приходит очередь спикеров, которые вводят дополнительный материал. В результате совместной работы трех групп получилась такая таблица. Тела------ Вещества_-------Частицы
Естественные Твердые
Искусственные жидкие
газообразные
Итак, выслушав выступления членов каждой группы и дополняя ответы членов групп, подводим итог, делаем выводы по изученной теме, где любой ученик аргументировано, отвечает на поставленные вопросы учителя или собеседника группы. Здесь четко виден результат совместной работы, благодаря которой были изучены три темы всеми детьми. После этого даю тест на поверку понимания нового материала. Задания теста выполняются индивидуально.
На уроках использую разные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные. Наиболее приемлемо в начальных классах общение в паре, которое проходит в виде диалога, а также общение в малой группе – групповое общение. Идеальной формой для сотрудничества является пара. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, могут изложить новый материал, закрепить его, повторить раннее изученное. Дети выступают то в роли учителя, то в роли ученика. Работая в паре « учитель- ученик», ребята пересказывают изученный ими материал своему товарищу.( Пары меняются). Для контроля вызываю к доске пары, которые выступают перед классом ( ответы поощряю, ставлю отметки). Для контроля понимания нового материала даю тесты.
При организации работ в группах и парах я использовала такие методы обучения, как наглядный, практический; такие технологии как диалог, саморегуляция, обмен мыслями, критическое мышление. Для активизации познавательного интереса применяю на уроках диаграммы Вена, карточки, иллюстрации, использую ТСО.
Хочется отметить наиболее удачный момент, чаще всего используемый на уроках литературного чтения - это составление словарей- ассоциаций на предлагаемые темы, письмо сочинений- эссе ведение дневников посещение библиотеки. Такие виды работы позволяют детям расширить свои возможности, развивает воображение, умение самим пытаться раскрыть тему урока, воспроизводить картины произведений, делать пометки по ходу чтения текста, высказывать свои предположения, обсуждать в группах героев, высказывать свои мнения о прочитанных произведениях. Ребята продумывают вопросы и задания друг для друга и здесь как нигде видны результаты совместной работы и знания изученного материала. И пусть порой вопросы повторяются, зато участие в их составлении принимают все.
Для анализа одного урока я взяла произведение Н.Богданова «Дружба».
Цель: Учить детей работать над произведением самостоятельно и в парах.
Задачи:
1. Научить анализировать тексты, в которых дано описание военных событий; выделять основную идею произведения.
2. Развивать навыки выразительного, осмысленного чтения, пересказа; расширять словарный запас у учащихся.
3. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа, ассоциативные чувства, толерантность, любовь к Родине, гражданское самосознание.
Каких только разнообразных заданий для повышения мотивации детей было на моем уроке!
С самого начала- организационного момента, я составила вопросы так, чтобы услышать голоса учеников, для того, чтобы они поняли и осознали, что их уважаю, прислушиваюсь к ним, воспринимаю их ответы всерьез, т.е. формировала в них положительное отношение к обучению по новой системе.
Самое главное – мобилизирующее начало в виде психологического настроя, когда ребята делятся друг с другом хорошим настроением, передавая его ладонями.
Следующий этап – повторение изученного материала путем задавания вопросов .
Хотела проследить насколько прочно закрепили дети раннее пройденный материал. Все дети активно участвовали в опросе, что свидетельствует об активизации процесса мышления.
Одна из стратегий, которую я хотела увидеть в этом виде работы- это общение с друг другом, просьба помощи у других, что связано напрямую с тем, что ученики осознают возможность более обширных знаний у своих сверстников – а это аспект метапознания.
Учащиеся на этом прослеживается как они самостоятельно добывали информацию из разных источников о войне и рассказывали своим сверстникам.
Для того, чтобы вызвать интерес к уроку, применяя ИКТ, введение в новую тему началось с прослушивания песни на казахском языке. Перед ребятами была поставлена проблема, которую они должны были решить: определить тему урока.
Дети слушали, переглядывались, пытаясь понять, о чем эта песня и что же они будут делать? Ясно, что смысла песни они не поняли (класс в основном русскоязычный). Лишь одна девочка-казашка улыбалась. Ей- то смысл был понятен.
Здесь начинается диалогическое обучение, они обращаются друг к другу, спрашивают, анализируют, и наконец, сопоставив два изученных раннее произведения, догадываются, что песня эта о родине и дружбе. Здесь уже девочка-казашка смеется и подсказывает ребятам основный смысл песни.
Итак, процесс критического мышления налицо–диалог, вопросы, анализ, предположения, выводы: о чем мы будем говорить? Получен верный ответ – о дружбе.
Текст прочла я, а диалог между главными героями дети. Моей целью было вовлечение детей в первичное знакомство с произведением.
При работе с текстом каждая пара получила индивидуальное задание, где дети взаимодействовали, говорили, аргументировали, доказывали, что способствовало развитию мышления.
Одна из стратегий, которую я хотела увидеть в этом виде работы- это общение с друг другом, просьба помощи у других, что связано напрямую с тем, что ученики осознают возможность более обширных знаний у своих сверстников – а это аспект метапознания.
Нужно отметить работу с одаренными детьми, которая на данном уроке проявилась ярко. Это инсценирование эпизода прощания друзей, которые выполнили Дима и Сабит.
Прослушивали музыкальные произведения и исполняли песни о дружбе посредством применения ИКТ. Для эмоционального настроя
Интересный момент был при рефлексии урока: учащиеся делились заметками которые были внесены в «Книгу памяти». Нужно отметить, что все ученики приняли положительно этот вид работы, так как он позволил им самостоятельно высказывать свои мнения о прочитанном и создал атмосферу соперничества и сотрудничества.
Они рассказывали о своих наработках и слушали своих товарищей.
Не забыли мы и об оценивании. Оно было формативным в виде цветочных жетонов, но оценены были все ученики, что говорит об их участии в учебном процессе.
Что у меня получилось и почему? Самое главное – дети научились работать друг с другом, общаться, искать и находить ответы на поставленные вопросы, слушать и слышать друг друга, самостоятельно искать дополнительную информацию из разных источников и делиться ею друг с другом, потому, что для них это было ново, а все новое всегда вызывает интерес. И потом ребята не боялись дать неправильный ответ, все ответы принимались как должное и только после обсуждений в группах и парах выбирались верные. На таких уроках все дети были «услышаны», а это дает положительную мотивацию к обучению.
Что не получилось и почему? Большое затруднение было при проведении игры «Горячий стул», так как дети еще не научились самостоятельно составлять вопросы и задавать их друг другу. Ученики недостаточно активно дискуссируют, мало задают «толстых» вопросов, больше преобладают тонкие вопросы. Потому, что ребята еще не совсем освоились в новой системе обучения, мал словарный запас и только начали учиться говорить друг с другом.
С моей же стороны было иногда непреднамеренное возвращение к старой системе, старалась где-то помочь им, подсказать правильный ответ, иногда видно как я не принимаю неверного ответа, а этого делать нельзя. Все это от того, что всегда хочется уложиться в «рамки» - в те 45 минут, которые отведены на урок. Очень хотелось бы, чтобы была возможность у учащихся больше думать и самим решать поставленные цели не ограничиваясь временными рамками.
Данный урок я посчитала самым положительным в разрезе проведенных мною по новой системе. Но даже в самом идеальном уроке можно найти определенные недоработки и внести какие-то изменения. Что я могла бы изменить и дополнить в своем уроке?
Предоставила бы больше времени для размышления; предложила бы детям самостоятельно закончить произведение, а затем сравнить с оригиналом; самим найти выход их сложной ситуации, когда друзья уже думали, что их уже ничто не спасет. Можно было ввести элементы этнопедагогики: перевод русских слов мать, друг, Родина, дружба, герой на казахский язык. Неплохо было бы организовать работу по составлению разрезных пословиц о дружбе и Родине в парах. Побольше хотелось бы видеть проявление элементов саморегуляции и самостоятельности на уроке при выполнении различных заданий; например, таких как распределение заданий, предоставление свободы выбора в распределении ролей, в оказании взаимопомощи друг другу. Чтобы оценивание провели сами учащиеся, оценивая пара пару. У меня оно проявлялось в недостаточной мере.
Что я хотела бы увидеть в перспективе? Это, конечно, же, развитие у учащихся диалогической речи, создание положительной мотивации к обучению, умение составлять и задавать вопросы и обязательно постоянная организация групповой и парной работы в классе. А для этого мне необходимо изменить свое мышление и стиль работы и не бояться делать акцент на самостоятельность обучения учащихся.
Самое важное в данном способе обучения – это то, что все учат каждого, и каждый учит всех по очереди до полного овладения материалом. При этом значительно повышается роль учителя, который наблюдает за учащимися, координирует работу каждой пары. Много сил требуется учителю начальных классов для того, чтобы учащиеся овладели умением общаться в паре (в силу возрастных особенностей малышей), научились внимательно слушать соседа, считаться с его мнением, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарищей, а также объяснять так, чтобы тебя поняли и услышали; уметь задавать вопросы по изученному материалу, записывать под диктовку в парах, учиться выделять главное, объективно оценивать свою работу. При подведении итогов работы в паре полезно учить говорить добрые слова о работе своего товарища, что, несомненно, способствует созданию спокойной, доброжелательной обстановки в классе и более чуткому отношению детей друг к другу. Детям работать в паре нравится. Нужно видеть, с какой ответственностью ученики относятся к обязанностям «учителя», сколько сил и терпения они отдают обучению товарищей, как пристрастно и принципиально оценивают их работу. Они свято верят в то, что их учитель знает все. Поэтому, помогая товарищу, они тоже обязаны знать многое. Таким образом, процесс обучения уже в начальных классах приобретает качественно новый смысл. Ученики чувствуют себя ответственными за знания других. А их «подопечные» с удовольствием принимают «помощь друга» .Так мы называем этот прием, который никак не занижает способностей и возможностей « слабых учащихся»
Не менее важна и сложна для учителей начальных классов вторая задача, которую они решают при коллективной работе: научить детей самостоятельно работать с карточками. Карточки составляются по вариантам, их может быть две, а может быть и больше (8-10) в зависимости от учебного материала. В карточке предусматриваются теоретические и практические вопросы. Задания на карточках могут быть одинаковые, чтобы можно было проверить работу каждого ученика по плану, записанного на доске.
Работу с карточками ввожу с первого класса. Вначале задания выполняют самостоятельно, а затем, после проверки учителем. Помогают друг другу. Так происходит освоение коллективной работы. Затем переходим к работе в постоянных парах. В этот период дети проверяют друг у друга домашнее задание или задания, аналогичные ему.
Во 2 классе запуск карточек происходит чаще, но они разного уровня. Ребята выполняют задания, объясняют их выполнение, рассказывают, какие правила применили при их выполнении. Так создаётся ситуация успешности. Нельзя сказать, что качество знаний при этом стопроцентное, но отметки у всех положительные.
Уже с 3 класса состав групп начинаю менять. Очень нравится ребятам метод « снежного кома». Перед детьми ставятся определенные задачи и для их решения им приходится мыслить, предполагать, находить примеры из жизненного опыта и все ответы фиксировать на карточке. Затем идет обмен ответами и группы дополняют ответы друг друга. Только после этого переходим к материалам учебника. Так и образуется в конце урока большой снежный ком.
При такой работе я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению заданий. Сильные стали больше уделять внимание слабым и даже расстраиваются, если им некому бывает помочь. «Слабые» же очень стараются не подвести своих товарищей.
Конечно, подготовка к таким урокам требуется более тщательная, нежели к стандартным. Здесь невозможно предсказать результат. Иные уроки похожи на птичий базар. Часто возникают споры и разногласия, и мне приходится постоянно осуществлять контроль, консультировать детей во время работы, поощрять группы, работающие слаженно и дружно. Приходится часто обращаться за наработками в Интернет. Кроме того, пользуюсь материалами и наработками педагогов из журнала « Начальная школа».
Организация КСО, на основе моих заключений, активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока.
Важным показателем продуктивности учения является развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Не все задачи ещё решены. Не все ребята умеют самостоятельно мыслить, быстро находить свой подход к выполнению новой задачи. Не каждый может высказать свою точку зрения, независимую от других. Но у детей развивается способность к сопереживанию, совместной деятельности, диалоговому общению и умению высказывать свои мысли.
Как можно начать подготовку к работе в парах и группах? Работу в парах начинать вводить с 1 класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы давать дифференцированно (по уровню трудности и объему учебного материала).Это прежде всего работа с карточками.
После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, можно переходить к работе в парах. Обязательно познакомить с правилами работы в парах и стараться их придерживаться:
-При разговоре смотри на собеседника.
-Тихо говори в паре.
-Называй товарища по имени.
-Внимательно выслушивай ответ.
-Тактично исправляй и дополняй.
-Справедливо оценивай.
Так постепенно приучать детей вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работу вести систематически и целенаправленно в течение 4 лет. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока. Первое , чему нужно научить первоклассника-это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, взаимо-диктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей проверкой).
При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей.:
-Каждый ученик выступает в роли то «ученика, то учителя».
-Ближайшая цель – учить всему тому, что он знает сам.
-Основной принцип работы-все по очереди учат каждого и каждый всех.
-Каждый отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей.
Обучаясь в парах, дети проходят материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению. При организации коллективной формы работы повышается уровень их развития, обучения и воспитания. В классе есть дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу они начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Осень пришла», вторая группа-текст-описание «Осенний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю осень»?..
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причем, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но т.к. оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
Благодаря коллективной работе дети учатся:
-Формулировать свою точку зрения.
-Выяснять точки зрения своих партнеров.
-Обнаружить разницу точек зрения.
-Разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
Быть справедливыми и толерантными.
Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной:
-Обсуждаются разные варианты решений.
-Отвергаются ошибочные.
-Ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении задания.
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника с использованием только классно-урочной формы обучения, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибальную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность) могут быть достигнуты через проектную деятельность.
Однако проектная деятельность ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы, в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Проектная задача носит групповой характер.
Таким образом, благодаря технологии коллективного способа обучения, велик развивающий потенциал учащихся, где каждый ребенок становится частичкой коллективного субъекта какой- либо деятельности.
Конечно, считаю, что переход на новую систему обучения идет нелегко, много проблем и прежде всего- во мне, так как трудно переходить от хорошо протоптанной дороги на новую тропу, нужно и самой менять свои стереотипы мышления, отходить от привычных форм ведения процесса обучения и воспитания.
И ещё один момент меня сильно волнует- направление данного вида работы на долгосрочный процесс. А будет ли продолжение та кой работы в среднем и старшем звеньях? Считаю, что сейчас надо поднимать данную проблему.
Творческий отчет
на тему:
« Коллективная форма организация обучения – активный метод обучения»
ебо
Опрели род прилагательного.
Мягкий иней, тёмное небо, зимний лес, по гладкому снегу, серый совёнок, большой сугроб, лучистое солнце, твёрдый металл, синее платье.
Подбери прилагательные к данным окончаниям.
Около ------------его дома, до ----------ого поля, с --------------ого дерева, без ------------его мяча, для--------------ого гнезда, из ------------его города, от -----------его стола, у --------------его аула.
---------------------------------------------------------------------------------------
Опрели род прилагательного.
Мягкий иней, тёмное небо, зимний лес, по гладкому снегу, серый совёнок, большой сугроб, лучистое солнце, твёрдый металл, синее платье.
Подбери прилагательные к данным окончаниям.
Около ------------его дома, до ----------ого поля, с --------------ого дерева, без ------------его мяча, для--------------ого гнезда, из ------------его города, от -----------его стола, у --------------его аула.
---------------------------------------------------------------------------------------
Опрели род прилагательного.
Мягкий иней, тёмное небо, зимний лес, по гладкому снегу, серый совёнок, большой сугроб, лучистое солнце, твёрдый металл, синее платье.
Подбери прилагательные к данным окончаниям.
Около ------------его дома, до ----------ого поля, с --------------ого дерева, без ------------его мяча, для--------------ого гнезда, из ------------его города, от -----------его стола, у --------------его аула.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
И.п. ( Какой? Какое?)
Р.п. (Какого?)
Д.п. (Какому?)
В.п. (Какой? Какое?)
Т.п.( Каким?)
П.п. ( О каком?)
Муравьев относят к перепончатокрылым. У них имеется две пары прозрачных крыльев, которые вырастают только у самцов и самок, несущих яйца. Существуют около 10000 видов муравьев.
Некоторые из них размером в несколько миллиметров, другие достигают 4 сантиметра в длину. Почти все муравьи живут семьями.
Существует много разновидностей муравьев. Например, муравьи-амазонки. У них верхняя челюсть в форме сабелек- приспособление для борьбы и нападения. Рабочие муравьи нападают на другие муравейники, крадут личинки и куколок. Когда похищенные муравьи вырастают, они вынуждены кормить амазонских муравьев, которые сами не могут добывать пищу,- их челюсти превратились в оружие.
Королева муравьев-амазонок не строит гнезда, она вторгается в чужой муравейник, убивает там королеву и становится на ее место. Из ее яиц выводятся муравьи- амазонки.
Муравьи- самые многочисленные и наиболее процветающие на земле насекомые, ведущие общественный образ жизни.
Оказывается, муравьи живут большими семьями. Один муравейник- одна семья. Главной в семье считается царица. Когда-то у нее были крылья и один раз она взлетелаА потом потеряла крылья, чтобы стать центром новой муравьиной семьи.
У рабочих муравьев крыльев нет. Именно на их муравьиные «плечи» ложатся все домашние работы: строительство муравейника, добывание еды, кормление царицы и, главное, уход за будущим поколением: яйцами, которые откладывает царица, а затем за личинками и куколками.
У многих видов муравьев есть крупноголовые солдаты. Иногда своей большой головой они затыкают проходы в муравейнике, чтобы не пустить внутрь врагов.
Некоторые виды муравьев могут дружить муравейниками, угощать друг друга пищей, совместно охранять территорию, не пуская на нее чужаков из других гнезд.
Как вырастает муравей?
Сначала царица откладывает яйцо. Затем из него вылупляется личинка, которая быстро растет и меняет свой наружный покров три- четыре раза. Затем личинка окукливается, окружая себя шелковым коконом. А уже из куколки выходит настоящий муравей.
У некоторых видов муравьев отдельные рабочие специально запасают корм, но не складывают еду где-то в кладовке, а накапливают в своем брюшке. Потом они висят, прицепившись к потолку гнездовой галереи, и, когда их попросят, пощекотав ушками, делятся пищей с голодными муравьями.
Удивительно, что муравьи легко отличают членов собственной колонии от всех прочих насекомых. Поэтому чужак никогда не проникнет в их муравейник!
Внеклассная работа по литературному чтению
Основной формой организации обучения на сегодняшний день является урок. Но в реальной педагогической практике система уроков дополняется целым рядом других форм организации обучения. Особую категорию представляет внеклассная работа младших школьников.
К сопутствующим ей формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, клубы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции юннатов, конструкторские бюро, объединения по интересам, факультативы, дополнительные занятия, конференции, ярмарки, викторины, музыкальные гостиные, фестивали, посиделки, практикумы, всевозможные предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы.
Внеклассная работа в начальной школе предполагает проведение дополнительных занятий, которые проводятся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету с отдельными учащимися или группой.
Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
Внеклассная работа может проводиться по всем предметам, исходя из интересов и потребностей учащихся. Особое внимание я уделяю внеклассной работе по литературному чтению.
Основная цель школьного курса литературного чтения – воспитание эстетически и этически развитого человека, способного к постижению авторского видения окружающего мира и к собственному суждению о художественном произведении и тех жизненных явлениях, которым оно посвящено. Литературное развитие такого человека должно обеспечить успешность и развернутость письменных форм таких суждений – сочинений литературно-критического, художественного и публицистического характера.
Согласно концепции М.М.Бахтина, литературная деятельность имеет своим предметом художественное целое произведения, художественную модель мира. В центре этого целого стоит герой,
погруженный в поток жизненных событий, проживающий свою жизнь изнутри. Автор же и читатель переживает эту жизнь героя эстетически, оформляя её в художественный образ. Процесс создания автором и читателем художественного образа выступает как специфический диалог между автором и читателем, опосредуемый художественным текстом, как «сотворчество понимающих». Относительно автора это не вызывает сомнений. Но и читатель творит художественный образ, он не воспринимает его готовым с помощью органов чувств: перед ним лишь типографские знаки, их восприятие служит основой для восприятия текста, в котором содержится канва, вехи. Ориентиры автора, предназначенные для творческой работы читателя по восстановлению конкретно чувственной картины мира, по воссозданию авторского видения.
Такое понимание работы автора и читателя помогает определить предмет обучения литературного чтения в школе – это должна быть литературная деятельность во всех её разновидностях. Тогда процесс обучения можно представить как последовательное решение детьми творческих задач внутри каждого вида деятельности. Эти задачи должны постоянно чередоваться, чтобы ученик осуществлял творческую работу то в позиции читателя, то
в позиции писателя, постоянно переходил из одной позиции в другую. Такой переход обеспечивает взаимовлияние этих позиций друг на друга, их взаимообогащения.
Для того что бы литературные творческие задачи успешно решались самими детьми, необходимо принципиальное изменение существующего метода обучения. Ведь возможность самостоятельности основывается на реальном опыте и знаниях ребенка, которых он не осознает, но о которых знает учитель, а потому может организовать движение детей к решению творческих задач. Важно отметить, что учитель знает лишь направление, в котором следует вести детей, это направление он и может задать, а конкретное решение задачи ему не известно: творческие задачи никогда не имеют одного – единственного решения и каждый раз решаются разными детьми по- своему.
Работа с художественным рассказом должна представлять собой не традиционный школьный анализ, а чтение, толкование, интерпретацию текста. Результат этой работы - создание каждым читателем своего художественного образа, своей читательской точки зрения.
Особенностью внеклассной работы по литературному чтению является ее воспитывающий характер. Содержанием воспитывающей деятельности на внеклассной работе по литературному чтению, считал Л.В. Занков, являются размышления учеников - читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, с животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими жизненными вопросами.
Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомление детей с окружающем миром средствами искусства».
Основное содержание воспитывающей внеклассной работы в том, чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведения искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах.
К особенностям внеклассной работы по литературному чтению относится литературоведческая грамотность и усложняющаяся год от года читательская деятельность учащихся по анализу произведения.
Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать художественное произведение, определять приемы и способы создания художественной картины мира у авторов, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающее поколение роль и значению внеклассной работы по литературному чтению, поскольку учащиеся знакомятся с нравственно - эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом, развивается глубокое освоение этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувство, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего развития личности ребенка, его воспитание.
Только это можно противопоставить тлетворному влиянию окружающей среды, ТВ, с развращающим влиянием которых за души детей очень трудно бороться.
Главным условием решения задач воспитания учащихся на внеклассной работе по литературному чтению является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.
Но как организовать этот процесс?
Какова специфика учебной деятельности учащихся, как ее оценивать и как отслеживать литературное развитие учащихся? Это важнейшие вопросы, которые интересуют учителей начальной школы.
Огромную помощь в организации работы с учениками-читателями на внеклассной работе по литературному чтению учитель начальной школы может почерпнуть из методики преподавания литературы, ведь не важно, в каком классе изучается произведения: принципы и методы анализа будут едины, разница лишь в возрасте учащихся, их жизненном опыте и психических возрастных особенностях.
На внеклассной работе по литературному чтению дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом.
Что бы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а иногда и чуждым, нужно, что бы на уроке дети:
-думали над прочитанным;
-сопереживали героям;
-оценивали их поступки;
-осмысливали их проблемы;
-соотносили их жизнь со своей жизнью;
-старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истока зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, - современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше.
Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств.
А чтобы это происходило ученики, должны не просто читать художественные произведения.
Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова.
Вместе с тем при организации внеклассной работы по литературному чтению нельзя забывать о возрастных особенностях младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека.
Дети в младшем школьном возрасте существенно отличаются от взрослого по своей субкультуре и жизненными задачами, смыслам.
Одним из основных смыслов детств является становление, поиск «самостоятельности» при выборе своего социального образца, поиск принадлежности той или иной группы сверстников.
Созидая самих себя, дети тем самым в процессе детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества.
Давая возможность детям свободно развиваться в условиях своей самобытной субкультуры, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания и обучения.
Необходимо основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностях.
Формирование характера начинается с раннего детства. В зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями, родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или иные привычные отношения ребенка к людям, к предметам, обязанностям, формируется его поведение и характер.
Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка, как в школе, так и дома.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности – учеба.
Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель – самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни ». Через него дети познают мир, нормы общественного поведения.
Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
Из педагогического опыта Макаренко А.С. известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными.
И яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.
Следующая особенность в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью.
Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы от эмоционально – образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.
Важнейшей составной частью развития младшего школьника является эстетическое воспитание. Свойственный младшему школьнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения,
В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений, идеалы могут меняться и наша цель состоит в том, чтобы с раннего детства формировать устойчивые представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной и увлекательной форме.
И в этом нам помогают не только уроки литературного чтения, но и реализация разнообразных форм внеклассной работы по литературному чтению, которые предполагают чтение произведений прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы.
Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению.
Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределами которого сравним с открытием Америки.
Представления о мире книг у младшего школьника не существует- существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг.
Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через формы внеклассной работы по литературному чтению.
Внеклассная работа по литературному чтению должна базироваться на первостепенной цели: для чего она нужна?
Для введения в мир книг. Но самое главное для того, чтобы ему было интересно.
И роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге.
Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Выбор книг зависит от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующее: во-первых, объем. Может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность. Насколько дети способны воспринимать подобную информацию? В-третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к книгам.
Мы можем какие-то места в книге опустить, на каких - то остановиться подробнее. Если произведение довольно крупное, то мы посвящаем отдельные мероприятия главным героям.
В целом в таком русле мы от одной формы внеклассной работы к другой двигаемся по книге. Формы могут быть самыми разными- от словесного сочинения-описания до викторины на знание текста, где приветствуются знания самых мельчайших подробностей. Например, игра « Что? Где? Когда?» по прочитанным произведениям.
При работе с произведениями по внеклассному чтению особо следует уделять внимание творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Это могут быть собственные вопросы, творческие ответы на неоднозначные вопросы, игры, сочинения, рисунки, инсценировка произведений, ведение читательских дневников, отзывы по прочитанным произведениям.
По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождение в мир художественной литературы.
Таким образом, в рамках организации внеклассных мероприятий по литературному чтению необходимо использовать все многообразие форм внеклассной работы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подготовил: Садуахасов Сабит
Руководитель: Никулина Е.А.
Роль художественной литературы в ознакомлении детей с природой и воспитании любви к ней.
Нам, педагогам, необходимо воспитывать в ребенке умение понимать и любить природу такой, как она есть на самом деле, со всеми ее естественными, такими простыми и такими великими в своей гармонии свойствами. Для этого нужно учить наблюдать, анализировать и обобщать: в настоящем видеть прошлое, в единственном зернышке предугадывать будущее поле прекрасных цветов и, главное, умом и сердцем понять закон единства живого и неживого, прошлого, настоящего, будущего; учить осознавать. Что пренебрежение известным законам всеобщей связи явлений, может привести к гибели жизни на земле. И что задача каждого человека – беречь природу не только во имя собственного благополучия, но и во имя будущих поколений.
Ученые – психологи отмечают, что естественные потребности осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго – до 10-11 лет. А если этим не воспользоваться своевременно, то позднее придут новые интересы, очень далекие от изучения природы. Хорошо, если это будут интересы не во вред природе. А если не так? Так что нам необходимо использовать этот возраст для правильного ориентирования детей на будущее.
В начальной школе ведется предмет «Познание мира». В нем ставится цель обогатить и привести в систему представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы; выработать навыки правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, в природе).
А прививать детям любовь к родной природе просто необходимо, в противном случае учащиеся могут вырасти бесчувственными и бессердечными. Не зря основная тема учебников Нового поколения – « взаимоотношения человека и окружающей среды».
Педагоги используют различные приемы и методы при работе с детьми по ознакомлению с природой. Обогащает учебный процесс по изучению природы художественная литература. Умелое включение в урок отрывков из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся, воспитывают любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру.
Произведения художественной литературы помогают также наблюдать явления природы, подмечать в них закономерности.
Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если произведение содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно после прочтения произведения предложить ребятам ряд вопросов и заданий. Например, после чтения стихотворения М.Алимбаева « Приметы осени», я дала задания детям, работающим в группах, чтобы они рассказали о каком явлении природы сказано в произведении, по каким признакам они это определили. Затем предложила сравнить наблюдения писателя с их собственными наблюдениями и ответить
на вопрос: « Какие особенности явления природы нашли отражение в стихотворении?»
Также мы с ребятами описывали пейзаж после экскурсии в степь, а затем сравнивали свои собственные впечатления с наблюдениями М.Ауэзова в отрывке « Степной пейзаж».
К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
Например, когда мы изучали тему « Устройство термометра» интерес у учащихся вызвал отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Жалька».
- Несколько раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску. Гляжу на термометр и возвращаюсь в постель. Это заметила Жалька ( Жалька - кличка собаки). Она трогательно привязана ко мне и в самом глубоком сне слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет. Раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки.-
Ученики сразу же поняли, что собака не могла определить показаний термометра. А они это сделать могут. Я продемонстрировала показания нескольких термометров, а дети определяли температуру и сравнивали ее.
При изучении лиственных и хвойных растений, можно использовать рассказ Ю.Дмитриева « Брусника», а начать знакомство можно со сказки о том, как злая женщина посылает в лес маленькую девочку зимой принести свежих ягод. И затем предложить детям самим совершить такое чудо. Для этого летом нужно заметить в лесу место, где растет брусника, а зимой раскопать снег и найти красные ягодки. Так как у нас это растение не растет, то ребята мне сказали, что зимой можно собирать рябину, уж ее - то у нас много.
При изучении темы «Растения в разное время года», я прочла детям отрывок из произведения М.М.Пришвина « Как распускаются деревья». Но сначала предлагаю ребятам самим рассказать об этом или же понаблюдать за деревьями на экскурсии. Только после этого читаю отрывок, а ребята сравнивают свои и авторские наблюдения, отвечают на мои вопросы: « В чем особенность молодых листьев липы, осины, клена, сосны? Почему на отдельных веточках листья не распускаются?»
На обобщающем уроке о сезонных изменениях в природе использую отрывки из стихотворений, где даются описания разных времен года. Например, зачитываю следующие поэтические строки
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. ( А.Фет)
Журавли на юг летят.
Дым над юртой синий.
Листья желтые кружат.
На травинках иней.
( К.Баянбаев)
Растаял снег на тротуарах,
Сохнут лавки на бульварах,
Светит солнце целый день,
Вдоль оград цветет сирень ( А.Дуйсенбиев)
Кругом все белое и синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (И.С.Никитин)
После чтения каждого отрывка веду работу по нахождению и дополнению примет времен года, а также составляем свои собственные рассказы, стихи , сказки о временах года.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда, обижать животных. А мы должны научить ребенка наблюдать за окружающим миром, любоваться яркими красками неба при закате и восходе, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки. И вся эта красота прекрасно описана в произведениях. Так что ученики могут не только сами все это наблюдать, но и услышать в художественных произведениях. И тогда у детей разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется и педагогу следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. И здесь снова неоценимую помощь оказывает художественная литература, которой можно сопровождать любые наблюдения.
Например, когда наступает самое красочное время – листопад, можно отправиться с детьми на экскурсию в парк. В парке листья устилают землю разноцветным ковром. Сколько стихотворений посвящено этому явлению природы! А.С.Пушкин, А.К.Толстой, М.
Алимбаев и многие другие обращались к этой теме.
Наблюдая отлет журавлей, показать, что они летят углом, двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Иногда удается увидеть как передовой журавль меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место. В этот момент тихо можно прочесть стихотворение М.А.Познанской « Журавли».
Журавли летят, курлычут, Жалко мне цветных полянок
Шлют последнее « прощай». И журавликов моих!
За собою лето кличут, Только я тужить не стану,
Забирают в теплый край. А весною встречу их.
А совершая прогулку в зимний парк после снегопада, полюбуйтесь красотой парка в зимнем уборе. Изменились очертания деревьев и кустарников, они покрылись остроконечными зимними шапками. У некоторых деревьев ветви напоминают причудливые оленьи рога, у других кружево. На ветки ели как будто разложили ватные шарики. В этот момент можно прочесть стихотворение С.А.Есенина « Белая береза». Затем послушать, какая стоит тишина, и сопроводить чтением строчек:
Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях – тишина, тишина, тишина.
Понаблюдайте за снежинками. Для этого возьмите темный картон, положите на него снежинку и через лупу рассмотрите строение отдельных снежинок. Самая простая форма – шесть иголочек. Но встречаются и более сложные формы. Рассматривая их, скажите, что писатель И.Тургенев приветствовал снежинки такими словами:
« Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега!» или же прочтите отрывок стихотворения К.Бальмонта « Снежинка».
Предложите детям понаблюдать, одинаковые ли снежинки в разную погоду. Дети убедятся, что их форма изменяется. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы или звездочки. Во время оттепели образуют хлопья. Спросите детей, что находится между снежинками, прочтите рассказ В.Архангельского « летят снежные пушинки».
Зимой можно устроить пир для птиц и понаблюдать за ними: кто как ест, рассмотреть окраску их оперения, а затем пусть дети вспомнят рассказ Э.Шима «Живые цветы» и сравнят с прилетевшими на кормушку птицами. Также можно предложить детям прочесть рассказы о птицах « Синичкин календарь. Январь» В.Бианки, «В зимнюю стужу», «Маленький лесовод» Г.Скребицкого.
Весной можно организовать наблюдение за солнцем, лужами, сосульками, спросить, почему появляются сосульки, прочесть сказку О.Иваненко « Сосулька», сказать народную примету: « Длинные сосульки – к долгой весне».
В это время начинает обильно цвести черемуха. Полюбуйтесь с детьми ее белыми ароматными пушистыми цветами в кистях. Прочтите стихотворение С.А. Есенина « Черемуха».
Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Расскажите детям, что черемуха не только красива, но и полезна: если ее ветви поставить в комнату, улетят все вредные насекомые. Как бы ни голодал заяц зимой, он ни за что не тронет кору черемухи – она ядовитая. Зато в листьях и цветах много витамина С и эфирного масла. Из плодов, цветов и листьев делают лекарство. Это красивое и полезное растение нужно беречь.
Умелое сочетание художественной литературы с непосредственными наблюдениями поможет воспитать у детей интерес и внимание к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.
Спорыш – лекарственное растение нашей местности.
Шаканова Айсулу – ученица 4 класса КГУ СШ № 25 с. Родниковское Карагандинская область
Руководитель – Никулина Е.А. учитель начальных классов.
Ранняя осень одевает деревья в багрянец и золото. Закончилось отгоревшее лето, легло заржавленными листьями. Начинается листопад.
А в это время спорыш – ползущая по дворам трава, словно встрепенулась: вдруг налилась изумрудной зеленью и зацвела белыми крохотными цветками. Эта трава бывает нескольких видов: горец змеиный или раковые шейки, горец перечный, горец птичий, горец земноводный. Имеет несколько названий: спорыш, горец птичий, гусиная травка, мурыжник, воробейничек, кызыл таспа, таран. Цветет с начала июня и до глубокой осени. Это сорное неприхотливое растение растет на полях, по берегам рек, вдоль дорог, на окраинах улиц городов, на огородах. Встречается во всех областях Казахстана. Но не все знают, что этот сорняк обладает лечебными свойствами. Лекарственное сырье – листья и стебли. Заготавливают их во время цветения. Сушат на чердаках под железной крышей или под навесами с хорошей вентиляцией.
В народе его называют « сокрушающий камни» Этой травой лечат заболевания печени и желчного пузыря, головную боль, нарушения обмена веществ, простуду и бронхиальную астму. Известны в народной медицине и оригинальные рецепты лечения железо – дефицитных анемий. Лечение проводят в сочетании с соком красной столовой свеклы.
Во многих странах сухим спорышем, наполовину смешанным с высушенной кожурой черной редьки и выдержанным четверо суток в гречишном меду, лечат туберкулез.
Известны случаи излечения от злокачественных язв кашицей из свежеприготовленного спорыша.
Вроде простая травка, которая растет у нас под ногами, а какими необыкновенными свойствами она обладает. Вот так мы не замечаем того, что природа дарит нам бесплатно, нужно только вовремя собрать, высушить и приготовить.
- Ты встречаешься повсюду: на лужайках, во дворе.
Помогаешь всем нам, людям,
Цветешь в июне, сентябре.
Ты лекарственный наш друг
Лечишь от семи недуг.
Будьте внимательны к природе, берегите ее, умейте замечать и применять ее дары.
Отчет о работе летнего пришкольного лагеря « Бригантина»
Второй сезон с 1 июля по 19 июля.
Летний лагерь начал свою работу с открытия, прошедшего 1 июля. День был солнечный и теплый. Мероприятие прошло под девизом
« Здравствуй, лето, красная пора, отдыхать пришла пора!». Праздник был насыщен играми, песнями, загадками, конкурсами. Побывали в гостях Красная шапочка и гостья Лето. Они принесли с собой различные задания, которые выполнялись детьми с большим задором и интересом. Здесь же ребята познакомились с коллективом работников. Начальник лагеря – Никулина Е.А., старший воспитатель – Яковлева Ю.В.. воспитатели – Батай К., Жакупова Ж.М., спортивный инструктор – Семкив Я.А., повар – Томникова Е.А.. медицинский работник –Хумыкей М., техничка – Жабай А. Провели инструктаж по технике безопасности.
Второй день посвящен мастерству. Работу начали с минутки оздоровления: ходили по тропе здоровья. Этот процесс происходил на протяжении всего сезона. Затем ребята начали изготовление поделок для организации выставки ко Дню Астаны. По окончании работы дети стали готовиться к конкурсу талантов. И закончился день подвижными играми на воздухе.
Третий день – День волшебных сказок. Была организована экскурсия по страницам волшебных сказок. Проведен литературный КВН. Библиотекать – Тыштыкбаева Ф.Б. познакомила ребят с выставкой книг, посвященных столице нашей страны Астане. А ребята пофантазировали красками на полюбившие сказки.
Четвертый день – День талантов. Ребята занимались сочинением рассказов, стихов, песен, танцев, посвященных родной столице. Лучшее сочинение получилось у Буркитхан Еркежан, лучшее стихотворение у Киркеснер Юры, лучшая песня у Чебан Анастасии, лучший танец у Смолиной Елены.
День пятый посвящен 15- летию Дня Астаны. Начали этот день с заочной экскурсии по городу Астане. Накануне был оформлен стенд « Отныне и навсегда столица страны – Астана» батай Кенжетай. Экскурсию провела Никулина Е.А. Затем был организован и проведен показ слайдов о городе Яковлевой Ю.В. Конкурс рисунков провели в помещении, так как на улице шел дождь. И завершился день спортивно – развлекательной программой, проведенной Семкив Я.А.
Шестой день – День Спасайкина. Ребят ознакомили с действиями по оказанию помощи при солнечном ожоге. Провели викторину по ПДД. Семкив Я.А. провел конкурсную программу « Мой друг велосипед». Яковлева Ю.В. организовала клубный час « Такие разные животные».
Седьмой день – день театра и музыки. Минутку здоровья провела Никулина Е.А. Она была посвящена красивой осанке. Дети учились красиво ходить, также познакомились с физическими упражнениями, помогающими выправлению и выработке правил красивой ходьбы. Сотрудником библиотеки проведена беседа « Как вести себя в культурных учреждениях». Яковлева Ю.В. провела конкурс « Угадай мелодию».
Восьмой день – день фантазий и юмора. Интересно и весело провели конкурс « Самый фантастический проект» победил Страхов Алексей. Затем Яковлева Ю.В. провела мульти – пульти карнавал.
День девятый посвящен здоровью и спорту. Семкив Я.А. на малой спортакиаде увлек детей веселыми стартами, игрой « Мадагаскар», а также ребята занимались поисками клада по заранее составленному плану. Жакупова Ж.М. организовала акцию « Мы против наркотиков».
День десятый посвящен экологии. На минутке здоровья медработник познакомила ребят с оказанием первой помощи при укусах насекомых. Воспитатели провели экологический турнир « В лесном царстве».
День одиннадцатый – « Мисс и мистер лето 2013». Участники конкурса подготовили свои программы по видению летних проделок, приготовили костюмы и их защиту. Победителей было сложно выбрать, так как все конкурсанты были по своему интересны и неординарны.
День двенадцатый – « День Нептуна». Купание и плавание – любимые занятия ребят, а если с ними рядом сказочные персонажи – то праздник вдвойне интереснее и веселее. А особенно занимательно прошла игра на воде с мячом в водный футбол. То было незабываемое представление!
День тринадцатый –день эрудитов. Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?» выявила лидеров по знанию достопримечательностей столицы, государственных символов, богатств природных ископаемых родной земли – это Гриненко Елена, Киркеснер Юрий, Смолина Елена.
День четырнадцатый посвящен художеству. Организован конкурс рисунков на природе. Проведена художественная самохарактеристика с изображением хороших и плохих черт каждого ребенка. Закончился день часом общения « Честный поступок»
Вот уже и закончился второй сезон. Закрытие лагеря прошло с организацией и проведением праздничного концерта, спортивных мероприятий. Также самым активным ребятам была объявлена благодарность и пожелание дальнейшего активного отдыха.
Таким образом, работа лагеря была направлена на организацию занятости, оздоровления, вовлечения в воспитание патриотизма, активной гражданской позиции ребят во время летнего отдыха.
В работе лагеря питание не соответствовало оздоровлению. Отсутствовали овощи, фрукты, натуральные соки. Меню было довольно скудным и однообразным.
Это мы! И мы дружны.
Нам это нужно. Ведь мы команда
« Дружба»
Абишев Рамазан
Алексеев Ришат
Анабердиев Адам
Барановская Екатерина
Гребенюк Максим
Гутфрайнд Ольга
Любарец Марина
Мамутов Денис
Мейрамхан Расул
10.Никифоров Дмитрий
11.Оноприенко София
12.Попилевич Никита
Наши обязанности
Главнокомандующий –
Помощники- учёные-
Художники-
Санитары –
Спортивные инструкторы-
Экологи -
Заголовок 115