Сочинение по окружающему миру на тему: Моя семья в истории страны


Моя семья в истории страны
Автор: Петушенков Даниил Дмитриевич,
4 «А» класс
Учитель: Иванова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов
Недавно в школе на уроке «Окружающий мир» нам рассказывали о разных науках: биологии, математике, астрономии, географии и других. Учитель рассказала нам и об истории – науке о прошедших событиях – о том, как жила страна в разные времена, о войнах, в которых она участвовала, о великих людях – политиках, ученых, музыкантах, полководцах, прославивших свою Родину. Мне было очень интересно слушать этот рассказ.
А несколько дней назад нам задали вопрос: какое место занимает твоя семья в истории нашей страны? Предложили обсудить это дома с мамой и папой. Я пришел домой и спросил у родителей: были ли в нашей семье знаменитые люди, которых знает вся страна? Оказалось, что никто из моих предков не оставил заметного следа в истории России. Мне стало очень грустно. Получается, что моя семья не сделала ничего полезного для своей страны и никак не прославилась.
Мама и папа долго беседовали со мной в тот вечер. Я понял, что моя семья, как и любая другая, это главная ценность для государства. «Величие страны составляет ее народ, – сказала моя мама, – а русский народ самый великий в мире – несокрушимый и непобедимый. И мы часть его».
Что такое народ? Это граждане страны. Они работают на заводах и фабриках, чтобы обеспечить нам все для комфортной жизни. Они сеют хлеб, выращивают скот, чтобы все могли хорошо питаться. Они воюют, когда на нашу землю приходит враг. Ни один самый талантливый полководец не сможет выиграть сражение, если у него нет солдат. А солдаты – это простые люди, каких миллионы в нашей стране.
А что такое гражданин? Это человек. Он чей-то сын или дочь. У него есть мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сестры. А потом у него будут муж или жена и свои дети. И это все семья – большая или маленькая, дружная или не очень. Значит, семья и есть основа государства.
История нашей страны насчитывает много веков. Каждый из них имеет свои особенности. Мы живем в России. Все события, которые в ней происходят, как в зеркале, отражаются в каждой семье. Если рассмотреть жизнь нескольких поколений одного рода, то можно проследить развитие страны за какой-то определенный период.
Я хочу рассказать про первую половину XX века и про то, что происходило в моей семье в это время. Самые главнее события этого периода в истории нашей страны – это Октябрьская революция 1917 года, гражданская война, сталинское время и Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Все это прослеживается в моей семейной истории.
Мои предки по папиной линии жили в Калужской области в деревне Пашково. Прадед Петр Яковлевич рос в многодетной семье, у него было шестеро братьев. Семья была очень бедной. Те, кто мог работать, нанимались в батраки к барам или зажиточным крестьянам. Как раз в такой зажиточной семье и росла моя прабабушка – Евдокия Егоровна. Детей у них было мало, зато была своя мельница, приносившая хороший доход. Когда произошел Октябрьский переворот 1917 года, над ними нависла угроза раскулачивания и высылки в Сибирь. Отец прабабушки, чтобы уберечь себя и свою семью, добровольно отдал мельницу в образовавшийся в той деревне колхоз, а свою дочь выдал замуж за бедняка Петра и принял его в свой дом. Почти сразу же большой добротный дом мельника отобрали и разместили в нем колхозную контору.
Мои прабабушка и прадедушка поженились в очень юном возрасте. У них появились дети: Анастасия, Дмитрий и Мария, моя бабушка. Прабабушка Евдокия была неграмотной, трудилась, как и все тогда, в колхозе. У деда Петра было 4 класса церковно-приходской школы, и он работал в конторе счетоводом.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Прадед Петр Яковлевич, шестеро его братьев и сын Дмитрий, которому едва исполнилось восемнадцать лет, ушли на фронт. Они сражались за свободу своей страны, за свои семьи, оставшиеся дома. Из семи братьев с той страшной войны вернулся только мой прадед, остальные погибли. Он прошел ее почти до конца, в начале 1945 года при взятии Кенигсберга был ранен, отправлен в госпиталь. Пока лечился, война закончилась. Его сын Дмитрий погиб при освобождении Польши, немного не дожив до победы. Там он и похоронен. Моего папу назвали в его честь.
Тяжелые испытания выпали и на долю женщин, оставшихся в Пашково. Всем известно, что Калужская область в полной мере испытала на себе все тяготы войны. На ее территории шли ожесточенные бои между фашистскими захватчиками и русскими солдатами. Дома, в своей деревне остались моя прабабушка Евдокия, ее дочь Анастасия, девятнадцати лет, которая приехала домой на каникулы после окончания первого курса Московского медицинского института и восьмилетняя Маша. Деревня оказалась за линией фронта. Через нее постоянно проходили колонны вражеских солдат, уводя скот и грабя и так небогатое население. Иногда в их просторном доме останавливались немецкие офицеры. Прабабушка и маленькая Маша вынуждены были ночевать в сарае для скота. Настя пряталась в лесу. Но вскоре ее нашли, привели в деревню и вместе с другими работоспособными девушками хотели отправить в Германию. Их уже погрузили в вагоны, и поезд тронулся в путь. Но на какой-то станции нашим войскам удалось отбить его. Так Настя смогла вернуться домой.
В январе 1942 года деревня была освобождена от немцев. Жителей отправили в эвакуацию в соседние области, где было немного спокойнее. Через некоторое время, когда фронт откатился на запад, они вернулись в свое село, которое было полуразрушено. Интересно, что старый дом мельника уцелел и так и служил конторой вплоть до семидесятых годов. Женщины своими силами восстанавливали деревню, распахивали поля. Ждали возвращения мужчин.
Моей бабушке Маше в 1941 году было 8 лет, столько же, сколько мне сейчас. Но она до последнего своего часа помнила все ужасы той войны: лица немцев, живших у них в доме, страх сестры, прятавшейся в лесу, горе матери, получившей похоронку на единственного сына. Эту память она передала своему сыну, моему папе. А он рассказал обо всем нам – мне и моему младшему брату. И мы должны сохранить эту память и передать ее когда-нибудь своим детям. Мы должны помнить, что своей жизнью наши прадеды обеспечили нам свободу и независимость, возможность говорить на родном языке. Они вписали свои фамилии в историю нашей страны. Мы должны гордиться ими.